SEO-продвижение сайта от 150 000 рублей

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Российским сайтам принудительно внедрят «госсчетчик»: грядет «стриптиз» рунета Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Чрезвычайно тревожные для российского сегмента интернета новости раскопали «Ведомости». Роскомнадзор подготовил поправки в законы «о СМИ», «О рекламе» и «Об информации», которые призваны ввести обязанность для сайтов, показывающих рекламу, внедрять в свой код специальный «государственный» счетчик. Он будет передавать некоей «уполномоченной» организации сведения об аудитории контента ресурса и о аудитории рекламы, демонстрируемой на сайте.

Доступ к этим данным, естественно, будут иметь государственные чиновники – в первую очередь Роскомнадзора. «Уполномоченную» организацию станут выбирать на тендерной основе. Однако участники отрасли догадываются, что будущие тендеры будет выигрывать компания Mediascope (находится под контролем ВЦИОМ), которая сегодня поставляет государству данные о ТВ-аудитории России.

По сведениям «Ведомостей», обсуждение поправок прошло 15 ноября 2019 года на встрече у руководителя Роскомнадзора Александра Жарова. В ней участвовали представители медиакомпаний, интернет-холдингов, профильных ассоциаций и чиновники разных ведомств.

На данные момент проект законодательных поправок подробно определяет метод выбора «уполномоченной организации». В нем еще не определены, какие именно сайты обязаны будут устанавливать у себя «госсчетчик», и какие данные от них потребуют передавать. Однако речь вероятно идет о всех сайтах, которые демонстрируют рекламу. Метод давления на них предполагается таким: тем ресурсам, которые откажутся ставить счетчик, просто запретят показывать рекламу.

Роскомнадзор официально не комментирует процесс разработки поправок. О многом остается догадываться. Тем не менее, сейчас наступил момент, когда всем игрокам рунета (даже самым мелким) пора оценить, чем им грозят готовящиеся нововведения. Фактически российское государство собирается отменить коммерческую тайну для отечественных интернет-ресурсов.

Над всей контентно-рекламной экосистемой рунета нависла угроза

С 2016 года Mediascope измеряет для властей аудиторию ТВ. Поскольку в 1 квартале 2019 года эта же компания сосчитала, что аудитория рунета превысила аудиторию телевидения, важность знаний о том, что именно граждане читают и смотрят в интернете, для власти «психологически» выросла.

По сведениям «Ъ», прежде всего Роскомнадзор нацеливается на российские ресурсы содержащие видеоконтент (в том числе онлайн-кинотеатры) и на новостные агрегаторы. Но с закрытых заседаний (кстати, с участием представителей «Яндекса» и Mail.ru) просачивается информация, что в идеале чиновники хотят видеть аудиторию всех сайтов с рекламой.

А это означает, что исходя из данных, переданных гипотетическим счетчиком властям, можно будет посчитать не только аудиторию контента сайта, но и примерную выручку, которую сайт получает от рекламы, увидеть, какие рекламные системы он использует и т. п.

Ваш интернет-бизнес хотят раздеть и рассмотреть

То есть, государство сможет принудительно собирать подробные массивы сведений об экономике рунета. Никто пока не берется судить, каков будет нижний порог, скажем, ежедневной аудитории сайта для возникновения обязанности ставить «госсчетчик». Но можно предположить: в свое время бесславный закон о «Реестре блогеров» устанавливал нижний порог в 3000 посетителей блога в сутки. Те, у кого аудитория была больше, обязаны были регистрироваться в Роскомнадзоре. Закон действовал с 2014 по 2017 годы, вызвал острую негативную реакцию рунета и был отменен.

Но, как мы видим, чиновники делают второй заход, причем более технически «подкованный». Каким будет код «госсчетчика», судить рано. Но когда это в России власти не хотели собрать о гражданах и субъектах экономики всю подноготную? Думается, что сбор информации о частных сайтах попытаются сделать максимально подробным.

С «прозрачностью» рунета может получиться та же самая история, что с банковской тайной. Напомним, что сегодня для Федеральной налоговой службы банковской тайны в России фактически не существует. Госорган имеет сведения обо всех открытых счетах и может блокировать операции даже на счетах кредитных карт физических лиц, где содержатся деньги, не принадлежащие клиентам банков – то есть, заемные средства.

По аналогии законопроект, зреющий в недрах Роскомнадзора, имеет потенциал отменить в рунете коммерческую тайну. Политические же последствия для интернет-СМИ, которые потенциально могут возникнуть в случае принятия закона о «госсчетчике», настолько понятны, что не стоит о них и говорить.

Отдельной проблемой может стать сохранность собранных данных. Владельцам интернет-ресурсов стоит подумать о том, что потенциальные утечки на черный рынок информации об их сайтах из «уполномоченной» организации, а также из самих государственных надзорных органов поставят под угрозу безопасность онлайн-бизнеса.

О том, что базы данных госорганов почти свободно гуляют по полутеневым ресурсам рунета, не знает только очень легкомысленный человек. Страшно представить себе что будет, если подробные базы данных о контентных и рекламных аудиториях сайтов начнут циркулировать на черном рынке (а они непременно начнут). Может возникнуть, например, «услуга» «пробить сайт конкурента» и другие уродливые формы манипуляции информацией.

Логично было бы всему бизнесу рунета от мала и до велика присмотреться к тому, что происходит с законопроектом, и начать его публичное, громкое обсуждение. Иначе поправки в законы «О СМИ», «О рекламе» и «Об информации» будут приняты в тишине, и они станут такими, что вскоре рунет по-настоящему взвоет.

Пока ситуация выглядит так, что власти озабочены гиперконтролем российского сегмента интернета и пытаются его обосновать и реализовать на практике. Это опасно для всей экосистемы.

Поделиться статьей:

Новое на сайте

21 ноя 2024
19 564
TTFB, или время ответа сервера: как увеличить скорость загрузки сайта

TTFB, или время ответа сервера, – это одна из первых характеристик, на которую необходимо смотреть, если скорость загрузки сайта вас не устраивает.

21 ноя 2024
268
Образы мужчин и женщин в рекламе – в половине случаев они бьют мимо, но есть нюансы

Положительный образ человека в рекламе – выгодная инвестиция, но есть нюансы: многим не нравится то, как их видят и показывают рекламщики.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.