Ассоциация блогеров и агентств (АБА), объединяющая 41 агентство инфлюенс-маркетинга, объявило о запуске телеграм-бота позора. Боту можно рассказать, какой нехороший человек тот или иной блогер. После проверки сообщения виновника могут определить в один из трех списков. Каждый из них предполагает ограничения по сотрудничеству агентств, входящих в АБА, с этим блогером. Разбираемся, насколько это законно, и поможет ли рынку избавиться от мошенников и недобросовестных «лидеров мнений».
Всех блогеров, на которых через телеграм-бот поступят жалобы, планируется вносить в реестр. Там их «определят» в один из трех списков — черный, желтый или коричневый.
В черный список попадут те, кто был «замечен с серьезными нарушениями». То есть, те, кто нарушил закон. На данный момент там находятся пять персон: Reeflay (за убийство), Эдвард Билл (за ДТП), Mellstroy (избиение и реклама казино), Некоглай (реклама казино) и Юрий Хованский (оправдание терроризма и реклама казино).
В желтом списке находятся блогеры, замеченные с двумя-тремя нарушениями. Как правило, под нарушением имеется в виду срыв сроков, срыв рекламной кампании, некачественное оказание услуг или мошенничество. Пока что в желтом списке девять блогеров, среди которых София Никитчук, Слава Бустер и Настасья Самбурская. Готовится попасть в этот список и Инстасамка — ее обвиняют в репутационных рисках и срыве сроков.
В третьем — коричневом — списке находятся блогеры, рекламирование у которых может принести серьезные репутационные риски компаниям. Пока что в списке всего два блогера — digital-худжница Арюна Тардис и психолог Лина Дианова (видимо, из-за того, что шутила над словами о попытках суицида).
Екатерина Сибирякова, руководитель отдела SMM TexTerra:
«Обычно для подбора каналов в Telegram для посевов мы используем TGStat — хороший сервис для анализа статистики каналов. Но, к сожалению, даже хорошая статистика может быть накрученной – здесь никто не застрахован.
Скажем, на одном размещении (причем, не самом дешевом) при обычной статистике охвата канала 20 000 наш пост получил всего 88 пользователей. Мы попросили администратора разобраться в вопросе и вернуть деньги за размещение, так как очевидны накрутки статистики. Также отозвали средства за второе размещение.
Когда не получили ответа, связались с TGStat — нам гарантировали, что канал взят в очередь на проверку для возможной выдачи «красной метки», чтобы другие не столкнулись с обманом. А если администратор так и не выйдет на связь, то мы пойдем дальше и опубликуем историю обмана в телеграм-канале от сервиса, чтобы присвоить каналу черную метку мошенника.
Наш опыт показывает, что такой реестр недобросовестных блогеров может помочь рекламодателям выбирать более надежные площадки и эффективно расходовать рекламный бюджет».
Пока у АБА это предварительный список, однако есть уверенность, что он будет расширяться. Отчасти эта мера поможет создать институт репутации, но законен ли сам метод? TexTerra отвечает Николай Курылёв, ведущий юрист проекта ITdoc:
«Нельзя сказать, что такая деятельность незаконна, вопрос в том, что должны публиковаться достоверные и проверенные обстоятельства. Незаконно распространять именно порочащие сведения.
Эта деятельность может причинить вред деловой репутации блогеров, которую защищает статья 152 Гражданского кодекса РФ. Это, в свою очередь, может повлечь гражданско-правовые иски. К тому же, за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (клевету) статьей 5.61.1 КоАП РФ установлена административная ответственность для юридических лиц, а статьей 128.1 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность для физических лиц.
К сведениям, которые публикуются в таких чёрных списках, должны предъявляться высокие стандарты проверки обстоятельств, иначе их можно признать не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию. Сам подход формирования списка путём сбора жалоб через телеграм-бота и с возможностью отправить заявление с любыми документами (возможно, и фальсифицированными) — повышает риск, что в нём окажется блогер или агентство, которых необоснованно обвинили.
О возможной эффективности данного инструмента говорить рано, к тому же мы не знаем, как работает Арбитражная группа, какой у неё регламент работы, порядок рассмотрения и оценки документов, сроки, порядок обжалования и так далее. Процедура непрозрачна и вызывает много вопросов.
Например, у Банка России есть успешная практика ведения списка компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке, что позволяет сохранить деньги потребителей и обезопасить их. Но даже у них иногда бывают ошибки, при этом реализована прозрачная процедура обжалования».
Ассоциация блогеров и агентств утверждает, что предусмотрела процедуру обжалования — блогер может опровергнуть обвинения, и если специальная комиссия решит, что «лидер мнений» в ситуации не виноват, его могут исключить из списка. Сработает это, вероятно, только в случае блогеров из желтой и коричневой зон. Вину блогеров из черного списка, учитывая их преступления, будет определять (или уже определил) суд.
Кого убрали из реестра блогеров
Прошло полгода после создания реестра Ассоциации блогеров, но ресурс не просто живет, а регулярно обновляется. В отличие от списка иноагентов, из списков АБА можно выйти после подачи апелляции. Если блогеру, занесенному в список, удастся доказать, что он добросовестный, то из списка могут вычеркнуть его имя.
После последнего обновления списка из него, согласно новости на сайте АБА, пропали:
- Инстасамка
- София Никитчук
- Мария Анохина
- iamfirstfeel
Вот что АБА написала насчет Инстасамки:
«На Дарью Зотееву (Инстасамка) поступила жалоба о рекламе магазина запрещенных веществ. Блогер связалась с Ассоциацией и предоставила скриншоты переписки, которые подтвердили, что она была введена в заблуждение. Арбитраж рассмотрел материалы, предоставленные в рамках жалобы, и принял решение снять с Дарьи карточку».
Согласно другой новости, из списков также были исключены блогер Слава Бустеренко, а единичные жалобы были сняты с блогеров Павла Гурова, Вероны, Насти Золотой, Настасьи Самбурской и Дениса Холодова.
Читайте также:
В чем налоговики обвиняют блогеров – эксперты все рассказали
Персонализированные продукты – на чем зарабатывают блогеры
Как блогер Ler_chek уходила от налогов – зарабатывала от 750 млн