SEO-продвижение сайта от 150 000 рублей

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Как (не) говорить с молодыми – такой себе кейс Касперской Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Российский предприниматель в сфере информационных технологий, президент группы компаний InfoWatch Наталья Касперская не зря хотела привлечь внимание к своему уроку «Разговоры о важном», который прошел 23 января и был посвящен информационной безопасности. И ей это удалось: аудитория заметила предпринимателя, но из лекции вынесла поводы для мемов. А все дело в выборе слов.

Что произошло во время «Разговоров о важном» с Касперской

Желая сблизиться с аудиторией, Наталья Касперская решила использовать в речи молодежный сленг. Представитель поколения бумеров-иксов (1966 года рождения – как раз на стыке поколений), она не разобралась в сленге зумеров и альф (поколений, родившихся примерно с 1997 и 2013 годов соответственно). Проще говоря, она его не изучила, и поэтому использовала сленг более старшего поколения – даже не миллениалов (1984-1996 года рождения), а иксов (примерно 1967-1983 годы рождения).

Опытный PR-специалист отговорил бы Наталью от попытки говорить с аудиторией на ее языке, и ниже мы объясним, почему. Тезисы о вреде смартфонов для здоровья, о формировании клипового сознания и о зависимости от гаджетов прошли мимо ушей слушателей. Зато слова «няшный телефон» и «френды» (с ударением на последний слог) попали в мемы.

Дарья Кормачева, PR-специалист ГК Альфа-Лизинг:

«Говорить с аудиторией на их языке – это знак уважения. Но при этом надо быть на 100% уверенным, что этим языком владеешь. Со школьниками, чей сленг меняется чуть ли не каждый год, надо очень осторожно использовать их же слова. Ошибки и несоответствия они замечают мгновенно и быстро распространяют.

У этой ошибки есть и обратная сторона – о выступлении Натальи Касперской рассказали те порталы и СМИ, которые обычно такую повестку не освещают. А это популярные и весьма охватные площадки, плюс соцсети. Мало какая серьезная публикация даст такой же эффект. Так что называть это провалом я бы не стала. Но на будущее: любому спикеру стоит более детально изучать сленг аудитории».

Вот что говорила в частности Наталья Касперская (и из чего понаделали мемов):

«Смартфон такой удобный, красивый, такой няшный. Он вызывает привыкание. Привыкание вызывают и компьютерные игры, и человек, сам того не замечая, впадает в зависимость. Поэтому использовать его надо очень дозированно».

«В соцсетях у нас есть так называемые френды. Важную вещь запомните, пожалуйста, френды — это не друзья. Френдов у вас может быть хоть пятьсот штук в вашей социальной сети. А друзей у вас реальных сколько? Ну три, ну пять. Если вы очень общительный человек, у вас их тридцать, но не сто и не двести, как френдов. Очень часто во френды записываются люди вам незнакомые, которые хотят вас как-то использовать. Поэтому категорически нельзя никаких незнакомцев принимать к себе во френды».

А вот мемы, которые из получились из френдов и няшных телефонов:

Няшный и френды Натальи Касперской стали объектами шуток у молодежи Няшный и френды Натальи Касперской стали объектами шуток у молодежи Няшный и френды Натальи Касперской стали объектами шуток у молодежи Няшный и френды Натальи Касперской стали объектами шуток у молодежи Няшный и френды Натальи Касперской стали объектами шуток у молодежи Няшный и френды Натальи Касперской стали объектами шуток у молодежи Няшный и френды Натальи Касперской стали объектами шуток у молодежи Няшный и френды Натальи Касперской стали объектами шуток у молодежи
Смотреть галерею

После просмотра лекции подростки стали цитировать Наталью Касперскую – их явно рассмешила попытка говорить с аудиторией на одном языке, используя сленг. Но тот сленг давно ушел вместе с молодостью представителей поколения Х – слова «френды» и «няшный» сегодня никто кроме них и не использует.

Еще хуже, что использованный Натальей сленг заставил людей относиться иронично и к теме урока. Например, во ВКонтакте пользователи забавляются тем, что просят всех френдов отписаться от них, а также обещают снести со своих няшных гаджетов все мессенджеры.

Пользователи Твиттера ищут среди своих френдов жуликов (скамеров) для того, чтобы те оценили няшность их телефонов по десятибалльной шкале.

В TikTok пользователи публикуют видео, в которых демонстративно остерегаются френдов и вызывающих привыкание няшных телефонов. Там же появилась озвучка некоторых фраз Натальи про френдов голосом бандита из игры S.T.A.L.K.E.R. (первая игра серии вышла 20 марта 2007 года, что подчеркивает древность сленга, использованного Натальей).

Но стоит сказать спасибо и Наталье Касперской – она показала, как не надо выступать.

Делаем блоги для бизнеса и бренд-медиа
Подробнее

Для чего нужен сленг

Сленг, как и профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы или арго используются людьми для того, чтобы очертить круг общения или принадлежности к группе по тому или иному признаку. Это возраст, занятие определенной профессией и принадлежность к социальной группе соответственно.

Используя сленг, вы заявляете право принадлежать к той или иной группе. В случае Натальи – к молодежи. Но группа эту заявку отклоняет, причем, как видите, в весьма резкой форме. То же самое будет, если попытаться влезть при помощи лексикона в любую другую социальную группу.

Такое поведение можно назвать кринжем, зашкваром и так далее, но лучше остановиться на литературном и понятном всем «испанском стыде», который будут испытывать за вас те, кто услышит подобные речи.

Поэтому не стоит в разговоре с представителями молодых поколений использовать и сленг из своей молодости – тоже не примут, и вы будете выглядеть примерно так:

Батина шапка

И наоборот, не надо в разговоре с представителем старших поколений сыпать словами, применяемыми в вашем круге общения, – это выглядит нисколько не лучше, чем «таблетка» выше.

На каком языке тогда разговаривать с молодежью

Да! И как тогда быть тогда с аксиомой, что с аудиторией нужно говорить на ее языке? Главное – не воспринимать это правило дословно. Говорите о понятных вещах, без своего или их сленга, объясняя мысли на привычных для аудитории примерах.

Несмотря на огромное количество социальных групп со своими сленгами, есть язык, который объединяет нас всех – он везде уместен и всюду применим. Это современный русский литературный язык. Им одинаково хорошо владеют и бумеры, и альфы – благодаря школе и чтению книг. Именно этот язык объединяет всех и открывает двери в любые социальные группы (пусть поначалу и на правах гостя, но уважаемого).

Дарья Завьялова, выпускающий редактор TexTerra:

«Я общаюсь в одном чате с 130+ участниками. Возраст аудитории, в основном, 15-25 лет, но есть несколько людей старше. Сленга почти нет, только правильный русский язык и, кстати, молодое поколение очень грамотное. Хуже с этим обстоят дела у людей 30+ с их "кокрастыке", "тогдалие" и т.п.

20 лет назад в переписках был ад (и нет, я не про олбанский – у него тоже свои правила были, а именно про неграмотность). Сейчас часть тех пользователей "вымерла" и добавились грамотные зумеры и альфы. И общий уровень читабельности заметно вырос. А ругани из-за правильности написаний слов и пунктуации стало в разы меньше».

Чтобы свободно изъясняться и находить общий язык со всеми без исключения, достаточно читать классическую литературу, в том числе переводную. И это совсем не скучно, как можно подумать, вспоминая школьные уроки литературы. Благодаря огромному количеству писателей, работавших в самых разных жанрах, вы подберете немало книг, которые станут вашими любимыми. А в голове осядет немало интересных и полезных оборотов и цитат.

Читайте также:

Хлам с экранов: как быть с девальвацией интернет-контента

Лучшие рекламные тексты «ПромоСтраниц» – выбор Яндекса

Как писать вакансии, чтобы откликались хорошие авторы

Напишем вам тексты

для сайтов, блогов, соцсетей

Подробнее
Поделиться статьей:

Новое на сайте

21 ноя 2024
19 547
TTFB, или время ответа сервера: как увеличить скорость загрузки сайта

TTFB, или время ответа сервера, – это одна из первых характеристик, на которую необходимо смотреть, если скорость загрузки сайта вас не устраивает.

21 ноя 2024
251
Образы мужчин и женщин в рекламе – в половине случаев они бьют мимо, но есть нюансы

Положительный образ человека в рекламе – выгодная инвестиция, но есть нюансы: многим не нравится то, как их видят и показывают рекламщики.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.