Обновление касается тех продавцов, которые работают с «Озоном» по схеме FBS, то есть хранят товары у себя, а при поступлении заказа через маркетплейс передают его для доставки в службу Ozon Rocket. Новость об этом появилась на днях на официальном сайте Ozon для продавцов.
Преимущества очевидны: у 80 тысяч продавцов, пишет Ozon, ближайшая точка отгрузки теперь — в 10-15 минутах ходьбы от склада, где они хранят свои товары. Сейчас на прием посылок работают уже 10 000 ПВЗ в 2500 населенных пунктах. К 1 сентября планируется открыть еще 6000 пунктов приема. Полный список точек, где уже принимают товары, можно найти на официальном сайте по ссылке выше.
А теперь о минусах решения. Во-первых, ограничен объем отгрузки — до 10 единиц товара на ПВЗ. То есть схема рассчитана прежде всего на небольшие компании без вала заказов. Как пишет маркетплейс, на условную «пенсионерку из Тлюстенхабля, которая вяжет детские шапочки и имеет предпринимательскую жилку».
О втором минусе легко догадаться: на ПВЗ работает один сотрудник. Раньше ему нужно было справляться с очередью только на выдачу. Теперь к этому, возможно, добавится и очередь на приемку товара. Так что в итоге в пунктах «Озон» всем придется проводить чуть больше обычного времени. Или не чуть — как повезет. Для покупателя это окажется единственное изменение, которое он заметит.
Тем не менее, схема кажется удобной и потенциально востребованной со стороны продавцов. А это значит, что ее, вероятно, введут и другие маркетплейсы. ПВЗ от этого тоже будут в выигрыше: получат дополнительный источник дохода.
Как реагируют продавцы
Заглянули в комментарии под постом о новой схеме работы в телеграм-канале Ozon. Обнаружили много интересного про FBS на этом маркетплейсе в принципе.
Во-первых, установленное «Озоном» ограничение на прием только 10 единиц товара может не соблюдаться со стороны отдельных ПВЗ. По желанию их владельцев объем отгрузки может быть увеличен. Главное, чтобы хватило площади для временного хранения товара.
Об этом же в комментариях пишет и техподдержка «Озон»: если продавец не укладывается в 10 единиц товара, его могут перевести для отгрузки на другой, более крупный ПВЗ.
Во-вторых, продавцы, конечно, рады удобству новой схемы. Но возмущаются высокими комиссиями при работе с «Озоном» по FBS. Кто-то даже добавляет, что расходы на доставку вынужденно добавляются в стоимость товара, за что потом продавец может нажить себе неприятности из-за индекса цен Ozon (если стоимость товара на маркетплейсе будет выше, чем в среднем на других площадках).
В тарифах Ozon для схемы FBS находим, что стоимость доставки по такой схеме составляет от 41 до 1400 рублей. Добавим сюда возможную комиссию за отгрузку товара, плюс обязательную комиссию маркетплейсу за продажу, и получится немало.
Третья особенность — ограниченное время приемки товара. Продавец может перейти на вечернюю приемку с 17 до 20 часов, если свяжется с техподдержкой. Но, похоже, далеко не все продавцы об этом знают.
Некоторые решают не связываться с техподдержкой, а решать вопросы при помощи мини-взяток:
Четвертая особенность — продавец может быть готов отправить товар уже сейчас, но со стороны маркетплейса ему назначается время на отгрузку на несколько дней или даже на неделю вперед. Так что если вы долго не можете получить свой заказ с Ozon, в этом не всегда виноват продавец.
И да, селлер может в настройках в личном кабинете поставить время на сборку несколько часов и отгружать все день в день. Но тогда все свои заказы он будет обязан отправлять в установленный срок, а это тоже подходит не всем. И, оказывается, это тоже не всегда помогает:
Ну и наконец пятая особенность. Если продавец работает с одним складом или отправляет заказы через один ПВЗ, ему лучше не менять их слишком часто. Потому что в системе «Озон» применение изменений займет пару дней.
О похожей ситуации писал герой нашей статьи, купивший ПВЗ «Озон». На момент сделки предыдущие владельцы планировали ПВЗ закрывать. Когда он приобрел его, чтобы продолжить работу пункта, в приложении «Озона» ПВЗ продолжал отображаться как закрытый, и сделать туда заказ было невозможно. В этой истории еще много интересного — прочитать ее можно тут: