Американского чипмейкера Intel пора спасать – компания постепенно тонет под натиском азиатских конкурентов TSMC и Samsung. Поэтому в корпорацию вернулся Патрик Гелсингер (он работал в Intel с 1979 года, но в 2012 году ушел в VMware на должность управляющего директора, пришел обратно в Intel в 2021 году). Главная забота нового CEO – развитие собственного контрактного производства, поставка микросхем крупным производителям и перетягивание клиентов у конкурентов.
И вот она, удача – новой услугой Intel заинтересовались в Qualcomm (компания по разработке и исследованию беспроводных средств связи и крупнейший в мире поставщик микросхем для смартфонов и не только) и Tesla (крупнейший производитель электромобилей, Model Y которого в первом квартале 2023 года стала самым продаваемым автомобилем в мире). Но они не смогли договориться с контрактным подразделением Intel.
Выручка Intel падает
Результат – выручка контрактного подразделения Intel настолько мала, что можно говорить о ее практическом отсутствии на фоне результатов других подразделений Intel, пишет The Wall Street Journal. Да, это 895 млн долларов, что впечатляет, но лишь 2% от совокупной выручки корпорации, что обескураживает. В результате выручка Intel падает – на 32% в 2022 году по отношению к 2021 году. Четвертый квартал 2022 года и вовсе стал убыточным.
По каким-то причинам контрактному подразделению не удалось заключить соглашения ни с одним крупным заказчиком. Оно работает до сих пор только с тайваньской компанией MediaTek.
Чем недовольны Qualcomm и Tesla
Qualcomm и Tesla сами плыли в руки. Но в ходе переговоров ни с кем из них договоренностей достичь не удалось.
Уж насколько эксцентричен глава Tesla Илон Маск, но даже он предпочел воздержаться от сотрудничества с Intel, хотя ему позарез нужны интегральные микросхемы для электромобилей, продажи которых бьют рекорды. В Intel заявили, что не собираются помогать «Тесле» с разработкой процессоров, а тем более адаптировать свои продукты к технологиям производства автобренда. А в этом случае поставляемые чипы – лишь куски пластика и аккуратно нарезанных кристаллов.
У Qualcomm проблемы немного другие, но причина их – та же. Корпорация все же заказала у Intel чипы, но столкнулась с ошибками технического характера и задержками с прототипированием. Значит производства приходится приостанавливать из-за отсутствия важных комплектующих микросхем.
Intel просто не смогла выдать нужный результат и освоить заказываемый Qualcomm техпроцесс. Это похоже на ситуацию, как если бы вы пришли в салон гаджетов за ноутбуком, а вам предложили бы калькулятор и посоветовали бы доработать его напильником.
Что это за рынок такой полупроводниковый
В полупроводниковой отрасли сегодня компании специализируются либо на разработке чипов, либо на их производстве – и то, и другое очень дорого и трудоемко. В Intel этот момент разделения труда упустили и занимаются и тем, и этим, а на выходе – ни там, ни тут результатами похвастать не может. К концу 2024 года Intel намерена запустить 1,8-нм и 2-нм техпроцессы, что впечатляет (хотя у TSMC уже есть чипы по 2-нм техпроцессу, которые она прототипирует по заказу клиентов, делая их базовые настройки).
Intel можно понять – с сервисным бизнесом, которым является контрактное производство, корпорация никогда раньше дела не имела, что признает и Патрик Гелсингер.
Intel могла бы приобрести готового контрактного производителя, у которого все бизнес-процессы налажены, но и это, видимо, не конек Intel. От корпорации уплыла израильская Tower Semiconductor, затем Intel не смогла купить GlobalFoundries. И каждый раз проблемы возникали на уровне переговоров.
Кто у руля
Контрактное производство с 2021 года до марта 2023 года возглавлял Рандхир Такур. Теперь на этом посту его сменил Стюарт Панн, который, как сообщается, не имеет опыта работы в области контрактного производства микросхем. Его конек – снабжение, планирование и распределение ресурсов. Но контрактное производство – это не просто снабжение, но и разработки под заказ, которые ведутся в соответствии с требованиями заказчиков и в тесном сотрудничестве с ними.
Однако Гелсингер не унывает и уверен в том, что TSMC и Samsung хоть и будут расти дальше, но Intel скоро добьется более внушительных результатов, что увеличит ее годовую выручку на 20-25 млрд долларов к 2030 году.
Не надо так
Это отличный кейс на тему, как не надо работать с заказчиками. Прийти на рынок и заявить, что «мы не делаем это, это и это, а если и делаем, то так, как удобно нам» (хотя, по сути, возможности есть) – совершенно неправильно. Больше похоже на саботаж. Ошибкой является и назначение на важные посты людей без опыта: стратег не наладит производство, а промышленник не ускорит разработки. Есть риск, что к 2030 году Intel испортит свое реноме, заработав славу компании, с которой лучше не связываться, а слоган «Intel Inside» зазвучит по-новому, и отнюдь не лестно.
Заказчика надо слушать, как делают это специалисты TexTerra, независимо от того, что ему надо – комплексное продвижение, создание интернет-магазина, SEO, email-маркетинг или любая другая услуга.
Читайте также:
Кейс: как работает бизнес-коуч Ольга Пантелеева