Реклама в ПромоСтраницах – запустим быстро!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Продюсирование и продвижение спектакля: проверяем идею, получаем деньги и тумаки Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Расскажу, как организовать постановку спектакля, не сойти с ума и заработать, если вы продюсер. Вводные моей истории таковы: дело было в регионе, проект был социальный (первая сложность), театральный (вторая сложность) и совсем не про деньги. Но вполне мог бы принести прибыль, если бы не принципиальная позиция нас – организаторов.

Продюсирование и продвижение спектакля: проверяем идею, получаем деньги и тумаки
Продюсирование и продвижение спектакля: проверяем идею, получаем деньги и тумаки
Продюсирование и продвижение спектакля: проверяем идею, получаем деньги и тумаки

Продюсер: начало

Не знаю, кого представляете вы, когда слышите расхожее «человек-оркестр» или «швец, жнец, на дуде игрец», но перед моими глазами сразу встает многострадальная фигура продюсера.

Моя собственная история продюсирования началась с любви к документальному театру. Кто не в курсе, это такой театр, где основа всему – документ, живые свидетельства, интервью и все, что на них похоже. Начался документальный театр в России в 90-х годах, флагманом этого направления у нас в стране до сих пор остается Театр.doc. К сожалению, документальный театр не особо продвинулся в регионы. Вот этот пробел я и решила заполнить своей инициативой – поставить первый документальный спектакль на Северном Кавказе.

Опыта в организации культурных проектов (как потом выяснилось, сложных и трудозатратных) у меня не было никакого. Но раз назвался продюсером – полезай, понятно куда. Итог – важный для региона документальный спектакль о подростках, который вдоволь поездил по российским и международным фестивалям.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Идея-фикс: найти и поверить

Театр, может быть, и начинается с вешалки, но вот независимый продюсерский проект начинается с идеи. Чем будет отличаться ваш проект от множества других? Почему вы в него так верите? Почему в него должны поверить все остальные? В чем уникальность проекта, которая позже поможет вам успешно его продвигать? Чем вы заинтересуете команду, работающую на результат или за минимальные гонорары? Ответы на эти вопросы желательно знать до первого решительного шага в сторону организационных процессов.

Допустим, идея у вас уже есть. Она гениальна и волнует кровь. Не вводит ли вас в заблуждение собственное самолюбие?

Если идея не работает на фокус-группу, она не работает вовсе.

Как проверить идею

Как проверить работоспособность идеи? Внимание – только не на друзьях и близких. Они, увы, пристрастны. Нам же нужно ровно противоположное – суровая реальность независимых суждений. Тут можно воспользоваться одной практической хитростью, которой меня научили на драматургическом мастер-классе. Небольшой проверочный тренинг для идей, а заодно и прокачка коммуникативных навыков.

Допустим, вас посетила гениальная идея провести театральный фестиваль для владельцев кошек и их питомцев. Хорошо. Кто знает, может, и такое кому-то нужно? Представьте себе среднестатистического потребителя вашей идеи: кто он, сколько ему лет, где он обитает, чем живет?

Допустим, вы пришли к мнению, что ваш будущий зритель ходит за покупками в магазины у дома, потому что близко и удобно. Значит, дома его кто-то ждет. Возможно, кошки. Вот с ним, вашим будущим зрителем, вы и попытаетесь заговорить в ближайшем магазине ближайшего спального района.

Ваша задача: остановить, заинтересовать, уложиться в минуту времени при пересказе своей идеи, внимательно послушать фидбэк. Сформулируйте вопросы заранее, чтобы не додумывать все на ходу. И стройте их так, чтобы человек вам дал развернутый ответ, а не просто «да» или «нет».

Что в итоге? Опробованная идея и несколько дополнительных бонусов, как и обещала:

  • прокаченные коммуникативные навыки;
  • практика в быстрой, динамичной и эффектной презентации;
  • знакомство с импровизацией, быстрота реакции.

Если идея работает, можно переходить к следующим этапам.

Читайте также
«В России не нужно специально продвигать женщин – сами придут и возьмут»: интервью с девушками об успехах в бизнесе

Дайте денег: где искать средства, куда податься

Суровая правда жизни такова, что только своими ресурсами – финансовыми, эмоциональными, какими угодно – в продюсировании не обойтись. Попытаться, конечно, можно, но зачем плескаться в ложке воды, если можно поплавать в океане? На худой конец, в бассейне с хлорированной водой.

Хотите больших масштабов и развития – рано или поздно вам придется искать единомышленников и партнеров.

Расскажу про свой опыт поиска финансирования культурных и социальных проектов. Алгоритм можно подвести при желании под другие отрасли.

Ищем партнеров

Напомню, что моя идея заключалась в постановке первого документального спектакля на Северном Кавказе. Выбор региона был не случайным. Я оттуда родом, следовательно, прекрасно знаю контекст и имею много полезных контактов.

Это всегда плюс – представлять, куда и зачем вы идете, кто вам, в случае чего, поможет в задуманной авантюре.

Что я сделала первым делом? Связалась со своей знакомой, возглавляющей одну культурную институцию в интересующем меня регионе. На следующий день сидела уже у нее в кабинете, презентовала идею и возможности ее реализации. Никакой специальной презентации не рисовала – со мной был мой личный блокнот с раскладкой основных смысловых точек проекта, списком возможных участников, описанием способов работы. Этот скелет оброс мясом конкретики в процессе обсуждения с собеседником – потенциальным партнером. Через месяц мы уже запускали проект.

Важно знать среду, в которую вы идете со своим проектом, и уметь с этой средой наладить контакт.

Получаем финансирование

Партнера по проекту вы, допустим, нашли. В моем случае это была площадка, имя и хороший организационный ресурс. Где искать деньги? Первое, что нужно сделать – изучить, как распределяются финансовые потоки в вашей отрасли. Другими словами, кто и во что вкладывает?

В случае с продюсированием культурных и социальных проектов стоит обратить свой взор в сторону крупных частных благотворительных фондов.

Источники грантовых денег на культурные, социальные, образовательные проекты (частные фонды и государственные организации)
Источники грантовых денег на культурные, социальные, образовательные проекты (частные фонды и государственные организации)
Источники грантовых денег на культурные, социальные, образовательные проекты (частные фонды и государственные организации)
Источники грантовых денег на культурные, социальные, образовательные проекты (частные фонды и государственные организации)
Источники грантовых денег на культурные, социальные, образовательные проекты (частные фонды и государственные организации)
Источники грантовых денег на культурные, социальные, образовательные проекты (частные фонды и государственные организации)

Источники грантовых денег на культурные, социальные, образовательные проекты (частные фонды и государственные организации)

Изучите электронные ресурсы подходящих вам фондов и список реализуемых ими программ. Какие проекты они финансируют? Что их объединяет? В чем их общая миссия? Там же обычно приводятся формы заявок на актуальные гранты.

Вот некоторые из активных игроков на этом «рынке»:

  • Фонд Михаила Прохорова;
  • Фонд Потанина;
  • Фонд Кинопрайм;
  • подобные инициативы есть и у Музея «Гараж».

Есть и государственные источники грантовых денег:

  • Фонд президентских грантов;
  • программы Союза театральных деятелей.

На этом легкая часть миссии заканчивается. Начинается стрессовая. Теперь вам нужно корректно и подробно эти заявки заполнить. Чем детальнее проработана заявка, тем выше вероятность ее успеха.

Для этого нужно:

  1. Сформулировать и расшифровать идею. Если вы не уверены в правильности формулировок, чувствуете, что текст нужно профессионально «пригладить», обратитесь к редактору, который занимается смежными темами.
  2. Проверить идею проекта на актуальность и значимость. Показать нескольким экспертам, которые смогут ее оценить и дать нужные рекомендации.
  3. Найти команду. Кто будет с вами в одной лодке? Известны ли они профессиональному сообществу? Коррелируются ли их предыдущие работы с миссией фонда? На каких условиях они хотят работать? Как они видят свою роль в проекте? Желательно получить от них конкретные идеи, которые обогатят вашу заявку и дадут фонду понять, что у вас действительно все серьезно.
  4. Рассчитать смету. Здесь нужно учитывать особенности финансирования отрасли. Театральная бухгалтерия – сложная для учета отрасль. Например, художник может купить нужный ему реквизит (ковер, табуретку, советские значки, что угодно) у бабушки с блошиного рынка, а вам потом за эту покупку отчитываться. Нужно предусмотреть все нюансы и проконсультироваться со специалистом.
  1. Привлечь профессионалов. Если есть возможность, доверьте написание заявки опытному искусствоведу, теоретику или практику.

Собственно, все. Осталось ждать решения экспертного совета выбранного вами фонда.

На свой проект мы получили грант Фонда Прохорова по программе «Новый театр» – 1,3 млн р. из максимально возможных 1,5 млн р.

Читайте также
Как мы открыли ивент-площадку в Подмосковье и раскачали ее за 5 месяцев

Бездна дедлайнов

В один прекрасный день наступает тот самый момент, когда все документы подписаны, команда собрана, финансирование худо-бедно найдено. Поздравляю, вы вошли в активную фазу организации проекта.

Здесь можно дать универсальный совет – не впадайте в отчаяние от форс-мажорных ситуаций и смс в 4 утра с посылом «ахтунг!». Поверьте, они будут.

Горит реквизит – тушите пожар, отказала площадка – ищите новую, сломался принтер – пишите от руки. Главное – не паникуйте.

Человеческий мозг творит чудеса, если не отчаиваться и действовать.

Продюсер и его нервные переписки
Продюсер и его нервные переписки
Продюсер и его нервные переписки
Продюсер и его нервные переписки

Продюсер и его нервные переписки

Документальный спектакль мы должны были поставить за рекордные 2 недели. Подготовка заняла 8 месяцев. Даты приезда, отъезда, занятость постановочной команды и актеров – все это нужно начать обсуждать минимум за полгода до планируемого события. Такова специфика театрального процесса – он мыслится сезонами, долгими месяцами, и планируется загодя. За полгода у вас должны быть примерные даты и согласованные маршруты, предпочтения по питанию и проживанию.

Чудесная команда нашего проекта практически полным составом летела из Москвы. По датам мы решали спонтанно, потому что совет из предыдущего абзаца тогда еще не был рожден практикой. Затем был выстроен график работы: когда, что и почему мы делаем (просмотры площадок, репетиции, подготовка сценографии и старались ему следовать. Заранее должны быть организованы и все передвижения, питание, экскурсии (очень важная часть работы – знакомство с контекстом региона). Желательно взять себе дельного помощника, который будет вам помогать в вашей беготне по кругам организационного ада.

Продюсер получает все шишки. У репетиционной площадки поменялось расписание, а сказать об этом забыли? Виноваты вы. Конфликт творческой команды с клинингом? Отвечаете вы. Кто-то потерял чеки на купленные для спектакля светодиодные фонарики? Ну вы поняли. Будьте к этому готовы.

Начинайте медитировать за несколько месяцев до проекта.

Как бы вы не старались, все равно что-то пойдет не так. Помните об этом. Но до начала активной фазы все же постарайтесь продумать максимальное число возможных «что-то идет не так», найдите контакты нужных людей, которые быстро помогут решить ту или иную проблему.

Читайте также
«Нам остается только молиться»: откровенное интервью с артистами и музыкантами, которые остались без работы

Приходите, мы хорошие: как пиарить, а как лучше не надо

Продвижение, PR – важная часть подготовительной работы. Хотите, чтобы ваш проект «прозвучал», нашел своего зрителя, спас (на худой конец – изменил) мир и принес вам деньги? Тогда, пожалуйста, не забывайте о разработке стратегии продвижения.

Профессионального пиарщика в команде нашего проекта не было. Пришлось ориентироваться на собственный опыт и чутье. Заранее скажу – лучше так не делать. Если есть возможность, привлеките профессионала, желательно, разбирающегося в вашей отрасли и не грешащего в пресс-релизах фразами вроде: «Спектакль поставлен по сценарию Шекспира» (на всякий случай, сценарий – для кино, в театре – пьеса).

Минимальный чек-лист для PR-продвижения:

  1. Знать ответ на следующие вопросы. Какова главная миссия, цель вашего проекта? Какую проблему вы решаете? В чем смысл того, что вы здесь все сегодня собрались, такие талантливые и красивые? Из ответов на эти вопросы вытекают следующие. Кто ваша аудитория? Кому интересно то, что вы делаете? К кому вы будете обращаться в своих PR-инициативах?
  2. Сформулировать самое важное и захватывающее о вашем проекте, имеющее как практическую значимость, так и из разряда интересных фактов. Из этих текстовых заготовок вы потом сможете оперативно ваять посты для соцсетей и небольшие публикации. До того, как возьметесь за написание полновесного пресс-релиза.
  3. Контент-план для активного ведения ресурсов проекта тоже не помешает. Вот у нас его не было, что вылилось в неминуемые информационные дыры.
  4. Знать журналистов (блогеров), которые занимаются близкой вам темой, и заручиться их поддержкой. Мне помог мой опыт работы в пресс-службе одного крупного государственного ведомства. Я многих знала, на других выходила через знакомых и по рекомендациям. Писала людям в Facebook, других соцсетях, рассказывала о проекте, ходила на встречи, налаживала контакты.
  5. Важно мотивировать собственную команду и быть пиарщиками проекта – выкладывать в соцсетях публикации, видео, связанные с репетиционным и подготовительным процессом, придумывать различные стриминг-сессии, общаться с потенциальной аудиторией проекта.

За 2 недели до премьеры мы уже начали говорить о проекте на местном телевидении. В разных сочетаниях команда появлялась в эфире программ (новостных, узкоспециальных, ток-шоу) в рамках коротких блиц-интервью, основательных интервью, новостных блоков.

  1. У проекта должен быть сайт. Ну ладно, можно обойтись (на самом деле – вполне) страницами в социальных сетях. Нашей площадкой стал Facebook. Это пример ошибочно выбранной ключевой площадки. Аудитория нашего спектакля – подростки. Аудитория Facebook? Правильно – 30+. Не совершайте таких ошибок.
  2. Привлечь блогеров. Что для этого нужно? Во-первых, составить список наиболее значимых инфлюенсеров с контактами. Во-вторых, писать, звонить, выходить на них через знакомых, четко и понятно доносить свое предложение и договариваться. Другого способа с минимальным бюджетом, кажется, еще никто не придумал. Подростки – это про VK, TikTok, Instagram, поэтому нам важно было познакомиться и добиться лояльности у ключевых региональных инфлюенсоров. Плюс в том, что в регионе это часто вопрос верно выстроенной коммуникации, а не денежных затрат.
  1. Придумать промо-акции для соцсетей. Мы промоутировали афишу спектакля, фото репетиций с небольшими описаниями, содержащими самые яркие детали (команда из Москвы впервые на Северном Кавказе и т. д.), но стоило бы, конечно, проявить больше креативности.
  2. Коллаборации с инфлюенсарами или брендами, розыгрыши интересных подарочных лотов (пригласительные на спектакль, возможность побывать на репетиции и посмотреть закулисье, классный мерч и прочее). Приведу пример коллаборации не из своего опыта, но очень меня заинтересовавший. На днях в одном из московских театров открылся фестиваль, партнером которого выступила сеть кофеен, занимающаяся фасовкой и продажей кофе. По всему зданию театра были спрятаны небольшие пакеты с образцами кофе – все, что находил зритель, он мог забрать с собой. Также кофе бесплатно можно было попить тут же, в фойе театра. По-моему, прекрасный пример хорошей коллаборации.
  3. Таргетированная реклама – очень важный инструмент. Здесь главное – доверить дело профессионалу. Говорю, опираясь на наш опыт – из всех запущенных нами компаний существенного эффекта не показала ни одна, потому что мы не владели инструментарием. Во-первых, запускали рекламу, не совсем понимая, как она работает. Во-вторых, выбирали целевую аудиторию по наитию, ту, которая казалось верной. В-третьих, использовали довольно очевидный контент для продвижения: фотографии с репетиций, афиши, постеры, объемные тексты про спектакль (а нужно бы емко и кратко).
  4. Разработка айдентики. Шрифты, буклеты (даже если они и распечатаны на принтере, потому что денег нет), программки, афиши – все должно быть на высоте. Сделано согласно последним тенденциям (читайте – стильно, современно). В едином визуальном ключе. Поспрашивайте коллег, поищите удачные примеры в Сети и выясните, кто их делал. Сегодня все можно организовать удаленно. Не привязывайтесь к региону. Главное – выбрать хорошего графического дизайнера. В нашем случае весь дизайн взял на себя художник спектакля.
  1. Пресс-релиз. Коротко, ясно, по делу, информативно. Кто, зачем и для чего делает, одна-две цитаты от режиссера и продюсера, даты и время проведения, точный адрес (с объяснением, как найти, куда входить), контакты. Кроме содержания важно оформление. По моему опыту, документу нужна шапка – логотип, графический рисунок или что-то другое, относящееся к делу, но не занимающее больше четверти страницы. Выберите неброский, хорошо читаемый шрифт. Да хоть бы и старый-добрый Times New Roman. Отформатируйте текст: один размер, выровняйте по краю, заголовки по центру и т. д. Словом, сделайте знакомство со своим пресс-релизом максимально приятным.
  2. Фото, видео-документация проекта и основных этапов его реализации. Проекты, связанные с искусством, часто недолговечны. Единственный способ их как-то сохранить и продвинуть – хорошо и грамотно документировать. Фото и видео вам потом понадобятся для работы с аудиторией в соцсетях, для рассылки заявок на различные конкурсы и фестивали. Для отчета перед фондом, который дал денег, в конце концов. Например, наш спектакль можно посмотреть на YouTube.
Фото с показов спектакля и репетиций
Фото с показов спектакля и репетиций
Фото с показов спектакля и репетиций

Фото с показов спектакля и репетиций

Возможно, есть еще много чудесных способов продвижения своего проекта. Мне кажется, что и озвученного минимума вполне может хватить. Мы показали спектакль 5 раз, и его посмотрели около 1 100 человек. Для камерного социального не репертуарного театрального проекта – not bad.

P. S.: Не забрасывайте уже выпущенные в жизнь проекты. Наш спектакль поездил по городам России, был показан на международном фестивале в Италии, потому что продюсер не забывал посылать заявки на участие в интересных ему фестивалях и конкурсах.

Проект сдан. Да здравствует проект!

Момент после премьеры. Что может быть эйфоричнее? Ты выходишь на сцену, видишь счастливые лица, понимаешь – все не зря. Для чего же еще все это затевалось, как не для этого момента удовлетворения всех продюсерских амбиций? Выпив шампанское и сказав все слова благодарности, не забудьте задать себе самый главный вопрос: «Что делаем дальше?».

Сделаем вам стратегию

для сайта или всего бизнеса

Подробнее
Поделиться статьей:

У автора пока нет других статей

Новое на сайте

26 дек 2024
8 351
Главные и неожиданные тренды поведения клиента

Проанализировали свежий прогноз GlobalWebIndex на 2025 год. Спойлер: будьте гибким, не игнорируйте энергетические напитки и подумайте про женский спорт.

26 дек 2024
1 832
Рекламные спецпроекты – это хорошо (считают 72% россиян)

Но надо использовать игры, квизы и тесты!

25 дек 2024
3 540
Подарок на новый год – лучшие идеи

Печаль в том, что большинство из них либо слишком дорогие, либо их не купить в России.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.