В начале 2022 года в России насчитывалось 84 миллиона пользователей мессенджера WhatsApp. В общем, он есть практически у всех владельцев смартфонов. И, как это бывает всегда, в случае закрытия одного канала продаж криминалитет тут же находит другой канал. Уже запущены и новые сценарии разговоров, и новый дизайн – лишь бы вы и дальше проваливались в воронку продаж.
Главный козырь телефонного мошенничества (был)
Еще недавно мошенники звонили жертвам по обычной связи и представлялись сотрудниками банков или полиции. При этом на телефоне высвечивался действительно номер банка или отделения полиции (благодаря возможностям IP-телефонии и дырам в законодательстве). Это легко проверялось поиском в Яндексе или Google. Более того, звонящий сам настаивал на такой проверке, чтобы доказать, что жертва имеет дело не с мошенником, а с настоящим работником службы безопасности банка или госорганов.
Дальше, после завоевания доверия, следовала одна из схем развода и люди лишались денег. Мошенничество приобрело такой размах, что было решено прикрыть все использующиеся лазейки.
Единая система для отслеживания подменных номеров
С 1 мая 2022 года в закон «О связи» внесли поправки, согласно которым операторы связи обязаны блокировать звонки и SMS, идущие из-за рубежа в Россию с подменных номеров. Кроме того, операторы должны передавать связи (данные звонящего) от другого оператора в неизменном виде, будь то телефонный номер или уникальный код идентификации.
Осенью же правительство утвердило требования к системе блокировки звонков с подменных номеров – постановление вступило в силу 1 января 2023 года и будет действовать шесть лет.
Таким образом возможность использования подменных номеров прикрыли, и мошенники остались без главного козыря, вызывающего у жертвы доверие. Но, конечно, “службы безопасности Сбербанка” решили проблему – с помощью популярного мессенджера.
Не так убедительно, но дешевле
В отличие от обычных звонков, да еще и из-за рубежа, звонки по WhatsApp не стоят денег. Но вот с доверием не сложилось. Впрочем, и тут нашелся выход.
На аватаре звонящего по WhatsApp абонента будет логотип той организации, от которой представится мошенник.
Никита Чугунов, руководитель департамента цифрового бизнеса, старший вице-президент ВТБ:
«Мы начали фиксировать, что со звонков на телефонные номера мошенники переключились на мессенджеры. Для этого есть немало причин: звонки через мессенджеры бесплатны, в них отсутствует антиспам и мошеннические фильтры, нет определителей номеров, каждый сервис регулируется своей политикой. Отследить злоумышленников через эти каналы гораздо труднее».
Но мошенник появляется во время звонка не сразу. Игру начинает робот.
«Под предлогом подтверждения заявки на смену доверенного номера телефона или оформления кредитной заявки мошенники звонят клиентам через мессенджеры якобы от имени роботизированного помощника банка. Если клиент говорит, что заявки на смену телефонного номера или на кредит он не оставлял, то робот переключает абонента на лжеспециалиста банка», – предупреждает служба безопасности ВТБ.
По словам представителей финансовых организаций, ни один банк не будет использовать для звонков мессенджеры. То, что банки создают свои Telegram-каналы, не значит, что мессенджеры используются ими для общения с клиентами. Поэтому все подобные разговоры лучше просто сбрасывать.
Можно ли защититься от мошенников в WhatsApp
Как указал Никита Чугунов, у мессенджера нет ни антиспама, ни мошеннических фильтров… Поэтому придется блокировать каждого позвонившего мошенника отдельно. Естественно, после его звонка.
Для этого надо:
-
перейти во вкладку «Звонки»,
-
тапнуть (коснуться) по номеру звонившего,
-
нажать на три точки в правом верхнем углу странички с данными о звонке,
-
выбрать «Заблокировать» и подтвердить действие.
Читайте также:
WhatsApp для бизнеса в 2022 году: гайд по использованию
«Приватный» мессенджер Signal – «товарищ майор» вас не подслушает