Это искусство буквально при жизни одного поколения проделало путь от готики и барокко до авангарда и сюрреализма и незаметно перешло в стадию постмодерна.
Сегодня мне пришлось этим искусством насладиться лично, и я должна признаться, что пребываю в восхищении от изящества линий и широты, так сказать, мазка.
Все мы уже охрипли наставлять наших мам не реагировать на звонки из банков, не вступать в диалог, а лучше вообще не брать трубку, если звонят с неизвестного номера. Я своей маме тоже задолбалась объяснять, что никто никогда не звонит с добрыми намерениями; постороннему человеку могут позвонить только с одной целью – нанести ему какой-нибудь ущерб, ибо таков порядок вещей. Принято считать, что легкая добыча для мошенников – это наивная старушка, пугливая, умственно неповоротливая и компьютерно неграмотная.
Ты думаешь, что тебе звонят, потому что любят тебя, но на самом деле тебя хотят кинуть на деньги
Вот я стою перед вами, циничная тварь с двумя высшими образованиями, интернет – дом родной, деньги – смысл жизни, плюс удалая молодость в девяностые, когда только грудной младенец не мутил схем. Несколько часов назад меня развели на две зарплаты. Развели так элегантно, что, если бы не жаль было денег, я бы, пожалуй, сняла шляпу.
И я подумала, что хоть вы все умные и смотрите телевизор, но и на старушку бывает прорушка, и было бы неплохо, чтобы про эту схему знало побольше народу.
В принципе, схем со стопроцентной гарантией не существует. Все они работают по принципу поручика Ржевского: можно, конечно, получить по морде, но можно и впендюрить. Если сто человек пошлют жулика в пень, а один не пошлет – это очень неплохой результат. Но результат можно улучшить, если использовать сумму знаний, выработанных человечеством.
Кстати, для легального бизнеса это правило тоже работает: если заказать комплексное продвижение у TexTerra, холодными звонками заниматься не придется, потому что клиенты будут искать вас сами.
Но вернемся к жуликам. В данном случае все делается очень грамотно, просто респект. Я опишу алгоритм пошагово и заодно поясню, какие факторы влияют на результат. В смысле кто в группе риска и почему, например, в группе риска оказалась я, хотя ничто не предвещало.
Звонок из банка
Итак, раздается звонок, и провинциальный девичий голосок скороговоркой информирует вас, что с вашей карты была попытка вывода средств. Вы совершали какие-либо операции в течении последних пятнадцати минут?
В принципе, вы могли бы уже на этом этапе повесить трубку, увидев, что звонят не с номера «Сбера», а с какого-то левого московского номера. И зная, что ваша карта при вас, пароля ни у кого нет и операций вы совершаете всего два вида: раз в месяц получаете зарплату и раз в два дня затариваетесь в «Карусели». Плюс желательно, чтобы на карте у вас денег было мало и чтобы сами вы в момент звонка пили чай у телевизора в полной безмятежности.
Кто не бросит трубку в этот момент? Например, ее не бросит человек, у которого четыре банковских карты, по которым непрерывно летают деньги туда-сюда: он знает, что такая бешеная активность часто вызывает у банка подозрения, особенно если некоторые операции немного… эээ… неочевидны. Он в принципе готов к вмешательству банка в его дела и к звонкам из банка привык: «подтвердите операцию» и т. п. Кроме того, на картах у него много денег, и эти деньги ему постоянно нужны для дела, поэтому блокировка на ровном месте ему ни к чему. Хорошо, если звонок застает этого человека в момент, когда он скандалит с заказчиком и голова у него занята какими-нибудь вычислениями. Еще лучше, если занята не только голова, но и руки, то есть он хватает трубку, не посмотрев, с какого номера звонят. Короче, я на звонок ответила.
Цыганские уговоры
Дальше девушка в очень быстром темпе задает какие-то рутинные вопросы, с механическими интонациями сотрудницы колл-центра, работающей строго по скриптам. Вы не совершали в последние 15 минут никаких операций? Значит к вашим данным получили доступ мошенники. Давайте уточним. Это ваш телефон? А этот? Вы расплачивались картой в магазинах такой-то сети? А такой? А в таком интернет-магазине? Это не рекомендуется, потому что небезопасно и бла-бла-бла.
Происходит «цыганский гипноз», сокращенно – НЛП. Узнаваемая манера колл-центра подсознательно внушает доверие, вопросы простые и логичные для такой ситуации, плюс вопросы безопасные: никто не выведывает никаких паролей, например. Клиент немного успокаивается и невольно входит в ритм. При этом все происходит в быстром темпе, без пауз, чтобы клиент не успевал подумать ни о чем постороннем. А вопросы требуют полной концентрации: попробуйте мгновенно вспомнить, когда вы в последний раз были в Ашане. Так клиент вводится в легкий транс.
В принципе, можно было бы бросить трубку и на этом этапе.
«Подтвердить операцию на перевод миллиона? Без проблем!»
Кто этого не сделает? Например, тот, кто платит картой направо и налево в самых разных терминалах. Кто все оплачивает онлайн, а еще в двух десятках интернет-магазинов у него есть профиль с данными карты, и его CVV порхает по интернету по нескольку раз в день. Чей антивирус постоянно пресекает какой-то фишинг, а какой-то, может, и не пресекает. Человек, который всегда готов к тому, что у него попятят пароли просто потому, что такова жизнь.
Обеспечить и не допустить
Дальше девушка приветливо бормочет, что утечка данных и что вам в офисе банка должны были поставить на телефон приложение «быстрой поддержки». Ах, не поставили? Надо немедленно поставить, чтобы банк мог обеспечить и не допустить, ибо данные похищены и средства на карте в опасности прямо сейчас.
Вот здесь уже надо не просто бросать трубку, а бросать трубку и звонить в свой «Сбер».
Кто этого не сделает? Например, человек, который привык, что в сбербанке ему постоянно предлагают установить какое-нибудь еще приложение, и не видит в этом ничего опасного. А также человек, встревоженный постоянным повторением слов «утечка», «опасность» и «мошенники». Плюс человек уже слегка очумел от этого диалога и умственно обессилел. Это я о себе.
Мутные приложения
Дальше этот человек под диктовку барышни устанавливает приложение Quick Support, тоже в очень быстром темпе и страшно напрягаясь и раздражаясь, и это мешает ему заметить, что в названии приложения перед словами Quick Support стоят слова Team Viewer.
Кто в группе риска? Тот, кто не очень уверенно пользуется смартфоном и никогда ничего не скачивает: этот процесс поглощает его целиком, и он теряет остатки разума.
Мало ли, вдруг кто не в курсе. Team Viewer – это программа, дающая доступ к устройству с другого устройства. Входи-ка, Том, в мой публичный дом.
Нагнетание
Теперь кульминация. Барышня информирует вас, что служба безопасности, проверив чего-то там, пришла к выводу, что мошенником, укравшим ваши данные, является сотрудник банка. И служба безопасности желает с вами об этом поговорить. Потому что с учетом этой новой информации ваши средства в такой опасности, что вообще страшно подумать. И переключает вас на сотрудника службы безопасности. Который начинает разговор с того, что поскольку речь идет о кредитной карте, то в опасности средства, принадлежащие банку. У меня действительно кредитка с большим лимитом, а на дебетовых я сроду больше пяти тысяч не держала. Так вот, поэтому служба безопасности банка обязана обезопасить, пресечь в зародыше, а также поймать за руку и вывести на чистую воду. И речь идет о моей ответственности перед банком.
«Вы в страшной, страшной опасности! Кстати, не могли бы продиктовать свой CVV-код?»
После девочкиного щебетания мужской голос с суровыми нотками клиента дисциплинирует. Включается древняя программа «не спорь с ментом, хуже будет». И под диктовку этого безопасника с постоянным припевом «найти и обезвредить» глупый клиент заходит в свой мобильный банк. Team Viewer стоит, не забываем, то есть паренек заходит в мой мобильный банк вместе со мной.
Кто в группе риска? Те, кого парализуют слово «безопасность» и гэбэшные интонации.
«Средства банка в опасности!»
Тут бы и сказочке конец, но. Я бы даже сказала – НО.
Нам необходимо засечь ID злоумышленника, рассказывает безопасник: не забывайте, что он сотрудник нашего банка и может отслеживать все операции! Поэтому надо сейчас провести операцию. И отследить мошенника! Поэтому сейчас вы выведете средства с кредитной карты на дебетовую. О комиссии не думайте, это операция службы безопасности, все расходы оплачивает банк. Вывести надо средства в размере дневного лимита. Чтобы сегодня злоумышленник больше не мог с этой карты ничего взять!
Глупый клиент до сих пор думает, что ничего страшного не происходит. Со своей карты на свою же карту, да пожалуйста. Переводит. «Сбер» таких эксцессов не любит и операцию отклоняет.
Если вам сейчас будут звонить из «Сбербанка», говорит безопасник (да, он все время на линии и не молчит ни секунды, это важно, иначе клиент очнется), то это могут быть мошенники. Вы же помните, что они в наших рядах? Поэтому ничего им не говорите, они не должны знать, что мы взяли их след!
Все поняли, да: чувак убедился, что через мобильный банк он ничего не выведет, «Сбер» не даст. И тогда он говорит (в голосе металл и задушевность одновременно, люди моего поколения от этой музыки цепенеют, наслушались в свое время), так вот, он говорит: необходимо вывести дневной лимит с кредитки в кэш. В банкомате, да. Прямо сейчас! Речь идет о средствах банка! И вы будете отвечать, вам придется погашать ущерб, если мошенники успеют снять эти деньги раньше вас!
К этому моменту клиент висит на линии два часа. Его все это уже даже не бесит. Клиент устал и хочет к маме. Плюс он общается с этим деятелем уже столько времени, что у него успевает развиться стокгольмский синдром: он готов на все, лишь бы это все уже наконец закончилось.
Кто в группе риска? Во-первых, идиоты. Во-вторых, например, люди, не спавшие несколько суток. Идеальный вариант – идиоты, не спавшие несколько суток. Вы поняли, о ком я.
Финальный акт и занавес
Между прочим, пока клиент натягивает трусы, его инструктируют, что ему сейчас наверняка будут звонить, но брать трубку ни в коем случае нельзя, это злодеи под личиной.
И вот клиент, натянувши трусы, как под гипнозом прется в ближайший банкомат. Наш безопасник сам указал ему именно этот банкомат, якобы потому что там стоит какое-то устройство, чего-то там отслеживающее (ID нарушителя?), а на самом деле это единственный банкомат в округе, который стоит не в отделении «Сбера», а в чистом поле. А то в отделении сотрудники, вдруг захотят помочь. Там клиент под диктовку снимает с кредитки дневной лимит, это страшные проценты, но из телефона льется песня про то, как банк благодарен клиенту за сотрудничество и содействие в поимке преступника и как банк не только процентов не возьмет, но еще и поцелует.
Это последний момент, когда можно соскочить. Просто пойти с этим кэшем домой, черт с ними, с процентами, и завтра сходить в «Сбер» разобраться.
Голос в трубке тем временем задушевно крепчает. Мы уже заблокировали эту кредитную карту в целях безопасности, рапортует он, вам в ускоренном порядке, прямо завтра, выдадут новую, а пока эти деньги необходимо положить в ячейку банка-партнера, потому что это деньги банка, не забываем. Из этой ячейки они будут автоматически перечислены на вашу новую карту.
И голос в трубке сопровождает клиента к другому банкомату (почему-то Тинькова, ах да, банк-партнер, ничему уже не удивляемся), где клиент под диктовку вносит этот кэш на какой-то левый счет.
Своими руками снял, своими руками внес. Никто ни у кого ничего не крал.
«Сбер» все это время звонил как подорванный, заблокировал все карты и мобильный банк тоже, но немного не успел.
То есть у этих ребят работает реальный колл-центр (они же не одного человека вдвоем два часа окучивают, кто-то и другими клиентами занимается в это время), и скрипты им писали очень грамотные люди. Это вам не пароль из СМС по телефону спрашивать. Это целый балет.
Пока вы совершаете ритуальные пляски вокруг банкомата, ребята сопровождают вас, напевая в трубку гипнотическую лажу
Я понимаю, что с вами такого случиться не может, потому что вы, как известно, гораздо умнее меня. Но мне кажется, вашей маме стоит знать, какие бывают чудеса. Вам же спокойней будет.
Естественно, когда я вышла из транса и нашла все сообщения, которые мне успел прислать «Сбербанк», до меня дошло, в чем был смысл этого дивного приключения. Да, я сходила в полицию, и в «Сбер» я тоже сходила, я совершила все ритуальные действия. И вот после всего я шла домой, был вечер, вокруг смеялись люди и горели огни, а я шла среди всего этого, как гребаная Кабирия.
И когда я подумала про Кабирию, которая тоже своими руками отдала все нажитое вору-любовнику и улыбалась на ровном месте, я тоже заулыбалась, как она. По сравнению с ней мои дела шли просто отлично. Да, мне было горько и стыдно за свою глупость и безумно жаль бабла, но это бабло я хотя бы не отдала мужчине.