Первым среди маркетплейсов на нестабильную обстановку отреагировал «Яндекс.Маркет», который уже 24 февраля заявил, что поддержит продавцов. Следом высказался «Озон».
«Вайлдберриз» официально не объявлял о мерах поддержки продавцов, но отменил платную приемку товаров, о чем сообщает vc.ru со ссылкой на маркетплейс. AliExpress Россия анонсировал, что поддержит продавцов, но объявленные меры существовали на платформе и ранее.
Рассказываем, на какую помощь могут рассчитывать продавцы.
Меры поддержки от «Яндекс.Маркета»
Ускоряет выплаты
С 25 февраля все продавцы автоматически переведены на ежедневные выплаты за заказы, за перевод берется минимальная комиссия маркетплейса – 1 % от стоимости заказа. Мера поддержки принята минимум до 7 марта.
В обычных условиях продавцы Яндекс.Маркета могут сами выбрать частоту выплат: каждый день, раз в неделю или раз в две недели. В зависимости от варианта меняется комиссия за перевод: 1,75, 1,6 или 1 % от суммы оплаты соответственно.
При ежедневных выплатах продавец получает деньги от покупателя на следующий рабочий день после смены статуса заказа на «Доставлен». Следовательно, если заказ был доставлен в понедельник, выплату за него продавец получит во вторник, а если в пятницу, субботу или воскресенье – деньги придут в понедельник.
Вводит обязательную предоплату
По обязательной предоплате теперь продаются товары продавцов, которые пользуются услугами доставки или хранения от «Яндекса», то есть работают по моделям FBY, FBS или «Экспресс» (подробнее про модели сотрудничества – в нашей статье). Мера также продлится минимум до 7 марта.
Так маркетплейс намерен снизить число отмен заказов и сократить расходы продавцов, которые платят маркетплейсу за обработку и подготовку заказа к доставке. Например, по модели FBS услуги торговой площадки стоят 30 рублей за заказ.
Цены, которые продавцы платят за обработку и подготовку заказа к доставке по разным моделям
Товары продавцов, которые работают по модели DBS, то есть хранят и доставляют заказы самостоятельно, можно по-прежнему приобрести без предоплаты – хотя продавец может выставить такое требование самостоятельно. Маркетплейс в данном случае является лишь площадкой, где происходит оформление покупки.
Замораживает индекс качества
Индекс качества – одна из главных метрик маркетплейса. Она в том числе определяет количество возможных заказов в день. Например, обычно при работе по модели FBS после подключения продавец получает 40 заказов в сутки. При отсутствии нарушений ограничение снимается только после отгрузки 100 заказов. Если продавец часто удаляет товары из уже сделанных заказов, отменяет полученные или задерживает отгрузку, индекс качества снижается. Следовательно, ограничение на количество заказов в сутки снято не будет.
С 24 февраля и минимум до 1 марта маркетплейс отменил правило. Временно учитывается, что задержка отгрузки или доставки товара может не зависеть от продавца. То есть, если в указанные числа индекс качества у вас упал, это учитываться не будет.
При росте качества сервиса правило остается прежним: чем выше индекс качества, тем больше заказов можно будет получить в день. Максимальное доступное количество указывается в личном кабинете.
Меры поддержки от «Озона»
Выплачивает часть заработка раньше срока
За заказы, сделанные во второй половине февраля, продавцы получат деньги 5, 9 и 15 марта. По обычной схеме сумма была бы выплачена единожды – 15 марта.
Оплата поступает на счет продавца, когда заказ переходит в статус «Доставлен». Тогда же списывается комиссия за услуги «Озона». Деньги обычно перечисляются дважды в месяц – 15 и 25 числа.
Отменяет плату за хранение некоторых товаров
С 1 марта до 30 июня можно привозить на склады «Озона» в любом количестве и не платить за размещение следующие товары:
- Электронику, кроме аксессуаров.
- Товары для сада и огорода.
- Детские (летние) и взрослые спортивные товары.
- Детские коляски и транспорт.
- Товары для ухода за собой и здоровьем.
- Зоокорма и витамины для кошек и собак.
Маркетплейс рекомендует продавцам разложить такой ассортимент по регионам, в которых работает продавец, чтобы сократить сроки доставки.
В обычных условиях первые 30 дней после размещения товаров любой категории на складах торговой площадки плата не взимается. Потом все зависит от оборачиваемости, то есть если товары плохо продаются, за хранение придется платить. Стоимость рассчитывается для каждой категории и зависит от количества остатков на складе, популярности товаров и категории.
Смягчает правила
До 4 марта маркетплейс поднял количество разрешенных отмен, просроченных отгрузок или доставок за семь дней до 20 %. В обычных условиях доля просроченных отгрузок или доставок не должна превышать 5 %, отмен – 2 %. Иначе маркетплейс может заблокировать продажи. Эти показатели учитываются в системе рейтингов, которые отличаются для разных схем работы.
Наборы показателей качества магазина для разных схем работы
Ослабляет требования для участия в Premium
Это программа лояльности для продавцов, зарегистрированных в России как ООО или ИП. По ней можно делать более выгодные предложения для покупателей с подпиской Ozon Premium, а также для тех, кто имеет Ozon Card или Ozon Счет. Эти покупатели оформляют заказы регулярнее остальных, выбирают более дорогие товары и часто берут сопутствующие позиции.
Обычно участвовать в программе лояльности могут только те продавцы OZON, которые имеют качественный сервис:
- Индекс цен – не выше 1,07, то есть допускается, если на другой площадке товар будет стоить, к примеру, 10 000 рублей, а вы поставите его за 11 999 рублей.
- Средняя оценка товаров – не ниже 4,5.
- Процент заказов, выполненных вовремя (для FBS и realFBS) – не ниже 96 %.
Теперь правила смягчаются. Индекс цен будет 1,2, а вовремя достаточно выполнять более 80 % доставок. Средняя оценка товаров остается прежней.
Мера продлится до 15 марта.
Маркетплейс предупреждает, что, если к середине марта ситуация не изменится, меры поддержки продолжат действовать.
«Вайлдберриз» отменяет новую комиссию
23 февраля «Вайлдберриз» анонсировал введение оплаты за создание поставок в личном кабинете поставщика и приемку товара с 1 марта. Изменения должны были коснуться складов в Коледино и Подольске Московской области. Планировалось, что платная приемка будет делиться на два платежа и общая стоимость будет зависеть от количества и типа поставляемых товаров. Например, при поставке 1000 платьев приемка каждого стоила бы 4 рубля, а общая стоимость поставки – 4000 рублей. Однако ретейлер позднее заявил, что платная приемка товаров введена не будет.
О том, что это мера поддержки продавцов, в «Вайлдберриз» не объявляли. Скорее похоже на то, что в компании по каким-то причинам передумали насчет нововведения, которое, к слову, все равно затронуло бы не всех.
Кстати: мы продвигаем бизнесы на Wildberries.
AliExpress Россия – прежняя поддержка
В Telegram-канале для бизнеса на маркетплейсе сказано, что продавцы могут рассчитывать на поддержку площадки. Мы проверили: эти меры действовали и ранее, а ретейлер лишь напомнил о них в подходящий момент. Итак, вот, что предлагается продавцам:
- Нулевая комиссия для новых продавцов. Она действует в течение 6 месяцев после регистрации магазина на первые 100 проданных товаров, после чего комиссия составит 5 % или 8 % в зависимости от категории. К слову, введение существует с 1 апреля 2020 года.
- Бесплатное хранение на складе в течение 60 дней.
- Бесплатная доставка и упаковка первых 200 заказов со склада AliExpress.
- Бесплатная доставка первых 100 заказов с партнерского склада или склада продавца. После этого доставка по модели FBS, то есть со своего склада, является платной, но AliExpress предлагает фиксированные тарифы по всей стране.
Резюме
Реальные меры поддержки пока предложили только «Яндекс.Маркет» и «Озон». «Вайлдберриз» отмалчивается. AliExpress Россия показал введенные ранее правила как меру поддержки бизнеса – неплохой маркетинговый ход для привлечения новых продавцов. «СберМегаМаркет» пока не делал заявлений.