Рассылка по интернет-маркетингу:

Краткая история развития блогинга

26 Сентября 2016 Мария Журавлева
Время чтения: 11 минут Нет времени читать? Нет времени? 11 комментариев
Отправим материал вам на:

Сейчас вы читаете статью, размещенную в нашем блоге. Были времена, когда создание блога было не таким уж простым делом. На сегодняшний день ведение блога – это способ продвижения бизнеса, а известные блогеры-одиночки зарабатывают этим себе на жизнь. Согласно The Guardian, самый популярный блогер YouTube – обзорщик игр PewDiePie, заработал только за 2014 год более 7 млн долларов.

Если бы не долгий, извилистый путь, преодоленный блогингом, этого поста могло бы не быть, а вы могли бы его сейчас не читать.

Блог преодолел долгий путь от личного дневника до конкурента традиционных СМИ

Происхождение понятия

Словарь Merriam-Webster так определяет понятие блога: «сайт, на котором кто-то пишет о своих убеждениях, деятельности и опыте». В 2004 году этот же словарь назвал «блог» словом года.

Ранняя семантика слова «блогинг» довольно неопределенная. Более поздние и известные значения – это «веб-блог», «личная интернет-страница» и «онлайн-дневник». Теперь мы просто говорим «блог» – этот термин легко прижился в современном лексиконе. Однако, его значение продолжает меняться. Современным блогерам доступны десятки платформ и форматов ведения блога, поэтому сейчас не существует стандарта того, как блог должен выглядеть.

Слово blogosphere, то есть «блогосфера», было придумано публицистом Брэдом Грэхэмом 10 сентября 1999 года, и преподносилось им как шутка. Как термин оно вошло в оборот спустя три года, в рунет оно также пришло в 2002 году.

Давайте посмотрим, какой путь проделал блогинг, чтобы стать тем, чем он является сейчас. Усаживайтесь поудобнее – нам предстоит путешествие сквозь два десятка лет.

Начальная стадия

Определить точную дату появления блогинга как явления довольно сложно, но она приходится на первую половину 90-х. Блоги того времени сейчас не найти, так как не существовало онлайн-рейтинга блогов и никто не архивировал их. По версии «Википедии», первый блог рунета – это сериал «Бред-Социум», появившийся в 1994 году.

Многие из первых блогеров – хотя такого понятия еще не существовало – были теми людьми, кто рано осознал важность «всемирной паутины». Одним из них был Джастин Холл, создавший в 1994 свой незатейливый блог, который состоял из обзоров примеров HTML, которые попадались ему в интернете. Этого, однако, было достаточно, чтобы New York Times назвал Холла «отцом-основателем личных блогов». В 1997 Джон Барджер, основатель сайта Robot Wisdom, ввел новое слово для описания блогов в интернете – «веблог».

Блоги постепенно начали занимать все больше места во всемирной сети

Больше блогинг-платформ

В 1999 были запущены платформы Blogger и LiveJournal.

Запуск Blogger.com способствовал росту популярности блогинга, а сам сайт понравился пользователям благодаря понятному и удобному интерфейсу. В феврале 2003 года он был приобретен Google и к маю 2007 был полностью перенесен на его сервера. Сейчас платформа доступна и на русском языке.

Первым русскоязычным пользователем «Живого Журнала» считается linker, чей дневник был открыт 27 ноября 1999 года в 03:08:20 и имеет номер 666 в базе данных. В рунете «Живой Журнал», по данным его же статистики, имеет высокую посещаемость, однако газета «Ведомости» в 2011 году писала о падении популярности ЖЖ.

В этом же году в интернете появился первый пост в блоге, содержащий видео. Его выложил пользователь Адам Контрас. В ноябре 2003 года появилось слово «влог», образованное от слияния слов «видео» и «блог». Такой формат ведения блога стал впоследствии очень популярным и остается таковым до настоящего времени.

В 1999 году появился один из первых автономных блогов рунета – Tynu4ok Goblina, принадлежащий Дмитрию Пучкову, более известному в интернете как Goblin. Самого понятия «автономный блог», он же standalone blog, в рунете тогда не существовало. Впоследствии блоги такого формата чаще всего создавали бывшие пользователи популярных блог-платформ из-за несогласий с политикой администрации таких ресурсов.

2002 – Важный год в истории блогинга

В феврале 2002 года начала работу компания Technorati, известная своей поисковой машиной для англоязычных блогов.

В этом же месяце была уволена Хизер Армстронг, профессиональный блогер из США, после того, как написала пост о коллегах в личном блоге. Неизвестно точно, была ли она первым блогером, уволенным за содержание личного сайта, но этот эпизод вызвал резонанс и привел к обсуждению вопроса о свободе слова блогеров. В 2004 ситуация повторилась, когда была уволена скандально известная секретарь Конгресса США Джессика Катлер. В своем блоге под ником Washingtonienne Катлер описывала свои интимные связи с влиятельными политиками, называя их только по инициалам. Несмотря на то, что ее блог был анонимным, ее личность была установлена при помощи сайта Wonkette.

В 2008 году в России началось уголовное преследование блогера Саввы Терентьева за комментарий, в котором он призывал публично сжигать «неверных ментов» на Стефановской площади города Сыктывкар. В отношении Терентьева было возбуждено дело по 282 статье УК РФ: «возбуждение ненависти и вражды к социальной группе – сотрудникам милиции». Блогер получил год условно, его попытка обжаловать приговор ни к чему не привела. Выражение «неверные менты» в последствии стало мемом.

В 2002 появилось движение мам-блогеров, где они делились опытом воспитания детей и отвечали на вопросы подписчиков. Сообщество мам-блогеров рунета появилось в 2010 году.

В 2002 году начала работу российская блогинг-платформа Diary.ru. Сейчас ее используют почти полтора миллиона человек. С 2006 года сайт запустил платные сервисы, например, «Блокнот», позволяющий делать записи, которые не видны поисковикам и пользователям. Администратор Diary.ru признался, что в целях обеспечения соблюдения правил сайта, он читает закрытые записи пользователей.

В августе «Гугл» запустил сервис Google AdSense, позволяющий связывать определенный блог с подходящей его тематике рекламой (на выбор автора блога). Известные бренды стали присылать блогерам свои продукты на обзор. Благодаря AdSense появилась возможность монетизировать свой блог, и вскоре блогинг из хобби превратился в бизнес. Для топовых блогеров он стал основным способом заработка.

Из увлечения блогинг превратился в полноценный способ заработка

Развитие продолжается

В 2003 году были запущены платформы для блогинга TypePad и WordPress, и число блогеров продолжило расти. Начало 2000-х также ознаменовалось повышением интереса к блогам о политике, а пишущие для онлайн-изданий и блогов авторы стали называться «кибержурналистами». Это вызвало рост количества блогов политической тематики.

В августе начал работу сайт Myspace, совмещающий в себе блог-платформу и социальную сеть. Отличительной особенностью Myspace также стала его музыкальная направленность: на сайте можно было прослушивать аудиозаписи известных исполнителей, которые вели там свои страницы, а любительские группы могли выкладывать свои клипы и песни. Русскоязычная версия сайта появилась в 2008 году, но уже в 2009 году было объявлено о закрытии сегмента на русском языке с сохранением интерфейса и профилей российских пользователей. Сейчас Myspace снова стал англоязычным.
Myspace долго являлась самым популярной социальной сетью в мире, пока ее не обошел Facebook в 2008 году. По данным Alexa, Myspace занимает 2225 место по популярности в мире.

В рунете был запущен интернет-портал LiveInternet, совместивший в себе счетчик статистики, поисковик и блог-платформу. Позже сервис запустил и собственную почтовую систему @li.ru.

Постепенно начала стираться граница между блогосферой и СМИ, в последствии блогерам предстояло стать представителями прессы, так как их обзоры текущих событий становились все популярнее у аудитории.

Видео и пресса

Несмотря на то, что видеоблоги уже существовали, не было платформы, предназначенной специально для ведения такого типа блогов. В 2005 году был запущен YouTube, однако в то время он был ничем иным, как сайтом знакомств, где люди рассказывали о себе в коротких видео. Постепенно сайт пришел к тому виду, к какому мы привыкли, начав привлекать на сайт создателей видеоконтента. Русскоязычная версия YouTube появилась в 2007 году и сайт быстро стал набирать популярность.

Граница между СМИ и блогерами стала еще тоньше после запуска интернет-издания Huffington Post в мае 2005 года. Изначально это был политический форум, и Washington Post назвала его «коллективным блогом», однако сейчас это один из популярнейших информационных порталов. Huffington Post – это не только платформа для синдикации, но и источник оригинального контента от штатных сотрудников, обозревателей, ведущих собственную рубрику и сторонних блогеров.

К коллективным блогам можно отнести такие развлекательные ресурсы как Buzzfeed и 9gag, в рунете их аналогами являются Pikabu и Joyreactor. Контент на них создает сразу множество пользователей, его оценивают и обсуждают в комментариях.

Появление новых платформ вызвало вопрос: «Это интернет-газета или блог?» И ответ на него с годами становится все менее очевидным.

Расцвет микроблогов

В 2006 году был запущен Twitter и написание постов в 140 (или меньше) букв быстро стало очень популярным. «Твиттер», по сути, заложил основы микроблогинга: мысли, истории и другие формы контента подаются в наименьшем из возможных форматов. Русскоязычная версия сайта появилась в 2011 году. В 2014 году выручка компании Twitter Inc. составила 1,4 млрд долларов. В 2007 году был запущена другая платформа для микроблогов – Tumblr.

Популярность блогов, в том числе и микроблогов, принесла и бесчисленное количество оскорбительных твитов и комментариев. Это заставило Тима О’Райли, одного из главных идеологов Web 2.0, создать «Кодекс блогера» в качестве ответа на оскорбления в блоге его подруги.

Вот некоторые правила этого кодекса:

  1. Брать на себя ответственность не только за собственные слова, но и за комментарии, оставленные в вашем блоге.
  2. Обозначьте свой уровень терпимости по отношению к оскорбительным комментариям.
  3. Удаляйте анонимные комментарии.
  4. Игнорируйте троллей.
  5. Если вы видите, что кто-то ведет себя неприемлемо, скажите ему об этом.
  6. Не пишите в интернете то, чего не сказали бы человеку в лицо.

Мировая блогосфера в то время достигла солидных размеров. По данным одного из ведущих англоязычных блог-поисковиков Technorati.com, на сентябрь 2006 года в мире было более чем 54 миллиона блогов.

В 2007 году «Яндекс» запустил собственную блог-платформу «Я.Ру» Изначально регистрация на сервисе была доступна только по приглашениям, позже он стал доступен всем желающим. В 2014 году «Яндекс» объявляет о закрытии ресурса в связи с падением популярности – в месяц обновлялось всего 0,3% дневников. Новость о закрытии стала резонансной, и пользователи сервиса даже создавали петиции по «спасению» «Я.Ру», но 28 июля сервис прекратил работу.

140 млн. активных пользователей регулярно создают посты в «Твиттере»

Темные века блогинга

В течение этих лет не произошло событий, заметно повлиявших на развитие блогинга.

В январе 2009 в США начал работу блог Белого дома. В России тоже существует официальный блог правительства.

В 2010 году вышел фильм «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту», основанный на записях из кулинарного блога Джули Пауэлл. Это был первый заметный коммерческий успех блогера в сфере поп-культуры.

В 2011 году Google внес изменения в алгоритм «Панды», которые также повлияли на блогеров. Целью изменений алгоритма было снижение рейтинга сайтов со слабым контентом, и они ударили по популярности блогеров, чей контент был сочтен Google недостаточно качественным.

Главной интригой российской блогосферы 2011 года стала личность автора анонимного ЖЖ-дневника prostitutka_ket. В блоге от первого лица описывается жизнь петербуржской проститутки, приехавшей в северную столицу из села. В рейтинге «Живого журнала» блог занимает 54 место. В 2013 вышла книга «Записки prostitutki Ket».

Современный этап

В рейтинг 10 самых посещаемых сайтов 2015 года вошли две блогинг-платформы: YouTube (3 место) и Twitter (8 место), и их популярность только растет.

Сейчас каждая компания стремится к тому, чтобы завести себе блог и наполнить его качественным контентом. Топовые блогеры современности сродни звездам, у которых берут автографы и с которыми делают фото. Блогеры с большой аудиторией приравниваются к СМИ, их слово и мнение имеют вес; бренды привлекают их к сотрудничеству для разработки новых продуктов. Блог теперь – это не просто онлайн-дневник, обилие платформ и видов блогинга позволяет создавать разнообразный контент. Все это дает основание думать, что популярность блогинга будет только расти.

А каким вы видите блог будущего? Поделитесь мнением в комментариях.

Мария Журавлева
Маркетолог агентства «Текстерра». Пишу статьи для блога, занимаюсь переводами, учусь создавать максимально полезный контент.
Другие публикации этого автора
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу: