13 лет назад доля интернет-рекламы не превышала 5%, а сегодня она достигает 50% и все чаще привлекает внимание ФАС и правоохранительных органов.
Если в случае с блогерами штраф за недобросовестную рекламу в соцсетях может составлять тысяч 100 рублей, как в случае, например, с подрядчиком банка «Тинькофф», ведущим страницу компании в Instagram и опубликовавшим рекламу со слоганом «Молодым платить не по масти» (что «способствует популяризации криминальной организации»), то крупным компаниям приходится платить гораздо более значительные суммы. Штрафы же по 100 тысяч рублей они платят по несколько раз в год.
Штрафы «Яндекса»
На днях, чтобы избежать штрафа в 4,4 млрд рублей, «Яндексу» пришлось подписать мировое соглашение с подавшими на него жалобу компаниями. Суть конфликта заключалась в том, что поисковик давал возможность «обогащенных ответов» при поисковых запросах только своим сервисам. Это задело Avito, Wildberries, 2ГИС, Profi.ru и ряд других компаний, которые обратились в ФАС, указав на то, что «Яндекс» злоупотребляет своим доминирующим положением.
Антимонопольная служба встала на сторону подателей жалобы и обязала поисковик открыть доступ к «обогащенным ответам», известным также, как «колдунщики», всем желающим. В противном случае «Яндекс» должен был заплатить многомиллиардный штраф. Попытка оспорить решение ФАС в арбитражном суде закончилась ничем. В результате «Яндекс» заплатит в НКО «Российский фонд развития информационных технологий» «всего лишь» полтора миллиарда рублей и откроет доступ к колдунщикам для всех. Напомним, что сниппеты колдунщиков гораздо заметнее в выдаче, чем прочие ссылки.
И это далеко не первый опыт общения «Яндекса» с ФАС. Далеко заглядывать не будем, но, например, в сентябре 2019 года компания Яндекс.Вертикали была оштрафована на 100 тысяч рублей за ненадлежащую рекламу Auto.ru: «видеоролики формировали негативное отношение к лицам, которые не пользуются этим ресурсом». В этом же месяце компания получила еще один штраф в размере 100 тысяч рублей за рекламу в Яндекс.Директ услуги по сертификации и декларированию продукции компании, которой не было в реестре Росаккредитации. В декабре того же года «Яндекс» пострадал из-за рекламы услуг компании AB INNOVATIONS LTD, не имеющей лицензии на осуществление финансовой деятельности. Это еще штраф на 100 тысяч.
В 2020 году «Яндекс» штрафовали на ту же сумму за рекламу курительных принадлежностей (зажигалок – это слово прямо прописано в законе) и БАДа, в составе которого был запрещенный к распространению на территории России перец Kava. Март 2021 года – и снова штраф за рекламу финансовых услуг компаниями, не имеющими на то лицензий или разрешений (200 тысяч рублей).
Штрафы Google
На такие незначительные штрафы в 100 тысяч рублей попадал из-за рекламы и Google. Например, в сентябре 2019 года – «за распространение рекламы финансовых услуг компании Ali Trade, которая не имеет лицензии на соответствующую деятельность», в марте 2020 года – за рекламу AB INNOVATIONS LTD (на пару с «Яндексом»), в ноябре 2020 года – за рекламу инвестиционных услуг компании Rypex trading limited, «у которой отсутствует лицензия на финансовую деятельность» и рекламу компании «ЭйЭн Ол Нью Инвестментс Бай», работающей на рынке Forex без необходимой лицензии. В апреле 2021 года был также штраф из-за рекламы выписок из ЕГРН.
Антивирусный штраф
На 100-тысячный штраф нарывалась в марте 2021 года и «Лаборатория Касперского» из-за «недостоверной рекламы программного обеспечения Kaspersky Password Manager, сообщавшей не соответствующую действительности цену на продукт».
Время рекордов
Но все это «текучка» с незначительными штрафами, которых не избежать, пока не переведутся недобросовестные рекламодатели. Но в 2021 году началась совсем другая игра, и ФАС стал находить поводы выписывать гораздо большие штрафы.
Началось все с компании Apple – в апреле 2021 года ФАС наложила на Apple Inc. оборотный штраф в размере 906 299 392,16 рублей (более 12 млн долларов) за нарушение антимонопольного законодательства: компания «запрещала разработчикам iOS-приложений информировать клиентов внутри приложения о возможности оплаты покупок за пределами App Store». Apple Inc. подала в московский арбитражный суд иск к Федеральной антимонопольной службе об отмене требований и штрафа. Дата рассмотрения дела пока не назначена.
Далее, в ноябре 2021 года, последовало дело компании Booking, которая «злоупотребила доминирующим положением на рынке предоставления услуг агрегаторов информации» – компания навязывала российским гостиницам и отелям невыгодные условия договоров. Обвинение было предъявлено по пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а штраф составил 1,3 миллиарда рублей. Booking.com пытался обжаловать решение ФАС, но иск компании был отклонен.
Позже ФАС добился того, что 24 декабря 2021 года Таганский суд Москвы оштрафовал Meta Platforms (Facebook) на 1,99 млрд рублей, а компанию Google – на 7,2 млрд рублей за то, что компании не удаляли запрещенную в России информацию.
Кстати, сегодня Meta обжаловала решение суда о штрафе в 1,99 млрд рублей. Заседание состоится 14 февраля 2022 года.
Топ-5 самых крупных штрафов в российском интернете:
- Google, дело о неудалении запрещенного контента – 7,2 млрд рублей (не уплачен, ожидаются ответные действия Google).
- Meta Platforms, дело о неудалении запрещенного контента – штраф 1,99 млрд рублей (обжалуется в суде).
- «Яндекс», дело об «обогащенных ответах» – штраф 1,5 млрд рублей (вместо 4,4 млрд рублей), будет уплачен.
- Booking, навязывание невыгодных условий договоров – штраф 1,3 млрд рублей (должен быть уплачен).
- Apple Inc., запрет оплаты покупок за пределами App Store – штраф 0,9 млрд рублей (не уплачен, рассматривается ответный иск).