Компании, работающие с широкими аудиториями, давно собирают огромные массивы данных. Иногда из них можно сделать интересные и далеко идущие выводы, которые не только помогают этим компаниям продавать.
Что заказывают в стране
«Яндекс. Еда» на сегодня — крупнейший сервис доставки еды в России. Он существует с 2018 года, и за четыре года собрал интересную статистику по гастрономическим предпочтениями аудитории. Только что опубликованный анализ данных касается первой половины 2022 года и показывает заметную смену тенденций в гастрономических предпочтениях.
Сильнее всего за шесть месяцев года на сервисе выросла популярность пиццы, хинкали, шашлыка, люля-кебаба и хачапури. А если смотреть по кухням, самый значительный рост показала турецкая, грузинская, армянская и греческая. По данным за тот же период прошлого года, чаще заказывали хот-доги, поке, блюда с морепродуктами и вьетнамскую кухню, а в 2020 году, согласно исследованию компании, самыми популярными блюдами вообще были бургеры, картошка фри и десерты.
Почему изменились предпочтения россиян в еде
У нас есть несколько теорий, которые могут объяснить наблюдаемые закономерности. Возможно, верна одна из версий, но скорее всего, роль в смене предпочтений сыграли сразу несколько факторов.
Путешествия
После 24 февраля многие привычные направления для путешествий потеряли привлекательность — Италия и другие европейские страны. Другие популярные курорты, вроде Вьетнама и Таиланда, стали значительно дороже. Прибавим сюда еще инфляцию, ажиотажный спрос на продукты и увеличение ставки по кредитам (многие отдыхали на заемные средства), и получим значительное падение популярности зарубежных направлений. Доступными остались по большей части внутрироссийские курорты, а также Турция, Грузия и другие близлежащие страны.
Мы наблюдаем спрос на кухни именно этих стран. Наталкивает на мысль, что во многом наши гастрономические предпочтения связаны с тем, как и куда мы путешествуем или куда хотели бы съездить.
Любопытная теория, однако у нее есть существенный недостаток – за пределы страны ездит не так много россиян. Так что у нас есть еще парочка предположений.
Изменение ассортимента
Проведенное почти год назад исследование показало, что доля заказов из «Яндекс.Еды» начала сокращаться по сравнению с 2020 годом, когда мы наблюдали взрывной рост сервисов по доставке всего.
Объясняли это падение интереса прежде всего тем, что рестораны стали все чаще переходить на собственную доставку — так многим из них проще и выгоднее. В связи с этим некоторые заведения, ориентированные, например, на блюда из морепродуктов, которые обычно дороже шашлыка, могли сократить присутствие в сервисе, сузив ассортимент.
В результате пользователям оставалось выбирать между всегда популярной итальянской, а также грузинской и турецкой кухнями — тут конкуренция между заведениями выше, а «Яндекс.Еда» дает возможность расширить аудиторию.
Впрочем, поменяться мог не только ассортимент, но и аудитория.
Изменение аудитории
После 24 февраля поменялось многое. В частности, Россию временно или навсегда покинуло 3,88 миллиона человек. Конечно, часть из них поехала в отпуск или в командировку, но многие решили переждать напряженную ситуацию вне России. Как правило, покидали страну представители среднего класса — то есть целевая аудитория сервисов доставки еды.
Это могло привести к тому, что спрос на «хипстерские» блюда вроде тех же поке мог просесть, уступив всегда пользующимся популярностью шашлыкам и пицце.
Ну и напоследок, возможно, самый вероятный фактор изменения кулинарных предпочтений.
Цены
В 2021 году часть ковидных ограничений все еще сохранялась, и многие туристические направления были для нас недоступны — отпуск, как и за год это этого, многие люди проводили дома. На сэкономленные на отдыхе деньги вполне можно было заказать себе поке за 500-600 рублей, чтобы почувствовать вкус экзотической страны.
Вот сколько сейчас стоит порция поке в ресторанах Екатеринбурга
Но в 2022 году многое поменялось — приемлемые ранее цены стали кусаться, и гораздо более привлекательными оказались варианты заказа больших пицц или ассорти шашлыков на компанию. Это и дешевле, и сытнее. Учитывая, что многие стараются сейчас экономить, переход на более дешевую еду в сервисах доставки закономерен.
Опрос (выбор нескольких вариантов ответа):