Top.Mail.Ru
Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Поэт, рекламщик, новатор: как Маяковский основал первое рекламное агентство России Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Перенесемся в 1919 год (не волнуйтесь, я потом верну вас обратно). В принципе ничего сильно не поменялось: чтобы сходить за хлебом, вы берете карточку и идете в магазин.

Базовые товары отпускают по карточкам. Небазовых товаров практически нет. В таких условиях слово «реклама» вызывает спектр эмоций от интеллигентного недоумения до истерического смеха. Зачем нужна реклама, если в магазине случайно находят в подвале забытый кусок сала и об этом через пять минут, нарушая все мыслимые законы передачи информации, узнает баба Нюра на другом краю города?

Но отсутствие рекламы ненавязчиво дает понять народным массам, что в стране ничего нет. Обычно, это не является целью государства, которое только что совершило революцию, обещая народу лучшую жизнь. Поэтому в 1919 году правительство принимает решительные меры по сокрытию реального положения дел. Государство заказывает у Российского телеграфного агентства (РОСТА) серию пропагандистских плакатов. Ну вы знаете:

  • «Много работай – и товары будут»,
  • «Во всем виноваты буржуи»,
  • «Если вам плохо жить – представьте, как кому-то хуже, чем вам, и вам станет лучше»,
  • и прочие идеи, укрепление которых в сознании граждан очень радовало советское государство.

И тут появляется Маяковский

Государство случайно разбудило спящего зверя. Как-то раз известный поэт Владимир Маяковский прогуливался по улице и увидел двухметровый плакат от РОСТА. Тут Маяковский понял, чем он хотел заниматься всю свою жизнь. Он немедленно отправился в агентство, устроился на работу и стал нести агитацию в массы. Поэтический стиль Маяковского как раз подходил для выкрикивания пропагандистских лозунгов.

Читайте также
Цифровая экономика пожирает детей? Сравните с СССР и успокойтесь

Пропаганду Маяковского властью, данной мне, я разделил на три категории:

  1. Военная. В те времена как раз проходила советско-польская война. Все беды народа можно было спихнуть на поляков и показывать народу замечательные картины с тем, как хорошо будет жить после победы.
  1. Производственная. Если проблемы не получается спихнуть на другую нацию – не беда. Ведь можно повесить их на лентяев и тунеядцев. Если ваше производство не приносит прибыли, стоит лишь посмотреть по сторонам, и вы сразу найдете спящего на станке рабочего.
  1. Социальная. Маяковский также заботился о том, чтобы рядовой советский гражданин развивал свою личность и приобретал полезные привычки. Ведь чем развитее личность, тем меньше она обращает внимания на мелкие неурядицы в обществе. Каждый раз, когда кто-то жалуется на отсутствие еды, можно припихнуть его к стенке грозным возгласом: «А научился ли ты чистить зубы, чтобы так нагло просить еду? Сначала сам сделайся правильным членом общества, а потом уже что-то требуй».

Социальные лозунги Маяковского и по сей день не потеряли своей актуальности.

Рекомендация ВОЗ

Лозунг на этот случай от Маяковского

Избегайте рукопожатий

Долой рукопожатия!

Без рукопожатий

встречайте друг друга

и провожайте.

Не плюйте на землю в общественных местах

Товарищи люди,

на пол не плюйте.

Мойте руки

Товарищи,

мылом и водой

мойте руки

перед едой.

Читайте также
Коронавирус, паника и кризис: как сохранить ясную голову

Маяковский настолько хорошо выполнял свою работу, что в 1921 году программу прикрыли. Пришел нэп, появилась частная торговля, в магазинах появились товары и стало не так важно отвлекать народ от их отсутствия. Маяковский сосредоточился на своей поэтической деятельности, но опять попал в сети рекламы. И опять случайно.

Гарантированно приведем клиентов
Подробнее

А потом появился Родченко

Однажды общество «Добролет» попросило фотографа Александра Родченко придумать для них рекламный слоган. Начальный текст гласил: «Тот не гражданин СССР, кто не состоит акционером «Добролета». Плоховато для запоминающейся кричалки, не правда ли? Родченко намучился, а потом просто переставил слова и пошел домой. Кто мы такие, чтобы его осуждать.

Готовый плакат случайно попал на глаза Маяковскому, и тот поднял автора на смех. Родченко обиделся и ответил, что он, вообще-то, художник, а придумывать лозунги – дело поэтов. Таких как Маяковский.

Маяковский подумал: «А почему-бы, собственно, и нет?» Поэт пошел в ГУМ, договорился с ними о рекламе, а затем пришел к Родченко и предложил тому иллюстрировать его гениальные лозунги. Так появился «Реклам-конструктор Маяковский – Родченко» – первое рекламное агентство в советской России.

В те времена частные предприниматели быстрее государства поняли, что мало продавать товар – нужно о нем еще и правильно сообщать. И пока государственные магазины просто «извещали» о своих товарах, частники украшали вывески, составляли завлекающие и кричащие объявления. Вершиной частной рекламы было засовывание в коробку папирос пошлой картинки.

Читайте также
История проститутки Кэт. Каково это — быть блогером?

Маяковский и Родченко решительно дали бой всей системе: стали использовать запоминающиеся лозунги для государственных магазинов и качественные плакаты для привлечения внимания покупателей. Как говорил Маяковский: «Надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть!» История умалчивает о количестве чудесных исцелений после выхода серии плакатов для ГУМа.

Обычный день первого рекламного агентства проходил по следующей схеме. Утром Маяковский брал портфель и шел обходить государственные учреждения. В государственных учреждениях исполнялся популярный номер: «Здравствуйте, я Маяковский, и я увеличиваю продажи». Затем поэт возвращался домой с портфелем, набитым всякой информацией о клиентах, которую можно было использовать для рекламы. Начинался процесс творчества. Вечером к поэту заходил Родченко и Маяковский передавал тому готовые тексты, а иногда – и варианты рисунков к ним. По воспоминаниям Родченко, он такие рисунки чаще всего игнорил и рисовал свои идеи.

Сколько же стоили услуги «Реклам-конструктора»? Этикетку для конфеты вам бы придумали за 15 рублей, полноценный рекламный плакат – за 100–200 рублей. Для сравнения: билет на творческий вечер Маяковского стоил 0–1 рублей. Неплохая подработка.

Сейчас «Реклам-конструктора» уже нет, зато есть агентство TexTerra. У нас вы можете заказать услуги графического дизайна. Разрабатываем фирстиль, логотипы, дизайн презентаций и печатной продукции, оформление соцсетей и не только.

Схема работала: за долгие годы работы Маяковский и Родченко нарисовали множество плакатов и прочих рекламных материалов. Были проведены целые рекламные кампании с единым лозунгом, как например в случае «Моссельпрома».

Со второй половины 20-х годов нэп начал сворачиваться, а вместе с ним – и необходимость в яркой рекламе. Но Маяковский периодически возвращался к созданию громких лозунгов до конца своей жизни. После его смерти реклама вновь скатилась до канцеляризмов и извещений, с которыми поэт боролся больше десяти лет.

До изобретения всплывающего незакрывающегося баннера оставалось 65 лет...

Читайте также
Всплывающие окна (поп-апы): какими они должны быть, и какие есть альтернативы
Наладим вам продажи

– а начнем мы с бизнес-аналитики

Подробнее
Поделиться статьей:

У автора пока нет других статей

Новое на сайте

28 мар 2024
306
Правила сетикета – какие они и почему важны для вашей компании

В виртуальном мире существуют особые правила общения, не соблюдая которые легко навредить своему бизнесу.

28 мар 2024
4 070
Миф про многозадачность: мозг не умеет так работать

Так что работодатели зря пишут про этот навык на HeadHunter. Но способы всё успевать – есть.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!