Спрашиваем у рекламных и маркетинговых агентств, как они переживают кризис. Сегодня у нас выступает Светлана Данилова, заместитель гендиректора digital-агентства Demis Group.
Светлана Данилова
– Насколько пострадал ваш бизнес?
– Так как события начали развиваться в конце февраля, а к тому времени счета на март у нас были оплачены, пока компания не пострадала. Падения не произошло, но и не произошло того роста, на который мы рассчитывали. Если сравнивать с нашим прогнозом ожиданий, мы сработали примерно на 3,5 % хуже.
– Уже начали сокращать сотрудников и урезать зарплаты?
– Мы «заморозили» поиск вакансий, которые направлены на развитие компании, оставили только те, где требуется временная замена, например, из-за ухода в декретный отпуск. Смотрим, как будут развиваться события и будем оперативно реагировать. Если наши услуги по-прежнему будут пользоваться спросом, сокращений и урезания зарплат не потребуется. Если же все пойдет не по плану, возможно, приостановим инвестиционные проекты.
– Как себя ведут клиенты?
– У всех реакция разная, но можно выделить три подхода: депрессия и непонимание, выжидание, активный поиск точек роста. Из трех тысяч наших клиентов свои проекты приостановили только 30-40 компаний.
– Что с мартовским бюджетом?
– Наш бюджет не претерпел никаких изменений в части объема продвижения и получения новых клиентов: в связи с наличием спроса на наши услуги не видим необходимости искусственно занижать поток потенциальных покупателей.
Временные приостановки возникли у клиентов, чей бизнес связан с импортом, валютой, международными перевозками. Произошло падение на рынке новых автомобилей, паузу взяли некоторые застройщики. Также падение наблюдается у агентств, которые специализировались на продаже туров в страны, которые временно закрылись для России. Из-за запрета на прокат иностранных фильмов сложности возникают у кинотеатров. Не закладывается бюджет на дорогостоящие мероприятия.
Растет бизнес у компаний, ориентированных на внутренний туризм, доставку продуктов питания. Хорошо себя чувствует рынок вторичных автомобилей. Был всплеск по недвижимости и ситуативный спрос на бытовую технику, электронику, популярны услуги релокации и психологов.
– Какие шаги по удержанию клиентов предпринимаете?
– Заявок на продвижение в соцсетях стало чуть меньше, но мы произвели замену услуг. Тем, кто раньше продвигался в Facebook, настраиваем новые рекламные кампании во «ВКонтакте».
В марте Google приостановил продажу контекстной рекламы в России, и мы предлагаем клиентам два варианта. Первый – перевести бюджет на продвижение через «Яндекс.Директ». Второй – подключить продвижение в органической выдаче в Google, где стал доступен трафик, который ранее забирали контекстные объявления. Кстати, в марте количество заявок на продвижение в органической выдаче Google увеличилось.
Клиенты, которые использовали Google для продвижения, остались, перераспределился лишь трафик внутри системы.
С клиентами, у которых совсем сложная финансовая ситуация, обсуждаем варианты оплаты. Иногда знакомим их между собой, помогая найти новых партнеров и поставщиков. Подключаем консультантов по новым рынкам и поставщикам.
– Какие прогнозы по развитию ситуации?
– Покупателей станет искать несколько труднее, и конкуренция возрастет. Стоимость привлечения клиентов через «Яндекс.Директ» вырастет. Маркетологи будут настаивать на том, чтобы в компаниях сохранялся бюджет на продвижение. Поэтому мы не видим серьезных негативных последствий для digital-агентств, у которых сбалансированный портфель клиентов и не преобладают клиенты одного сегмента или отрасли.
– Что посоветуете делать сегодня в первую очередь?
– В конце февраля мы провели плановое общее собрание и приняли решение работать в режиме максимальной оперативности и эффективности, чтобы стать для наших клиентов оплотом стабильности, уверенности, спокойствия и процветания их бизнеса. За восемнадцать лет существования компании мы достойно прошли не один кризис, и сейчас можем дать следующие рекомендации.
- Не паниковать и не принимать поспешных решений. Если требуется сократить расходы, сократите те, которые не влияют напрямую на получение и удержание клиентов. Можно отменить корпоративные мероприятия, бесплатные чай, кофе и другие «плюшки» для сотрудников. Сотрудники поймут эти решения, так как они принимаются с желанием сохранить их рабочие места.
- Поискать поставщиков внутри России или в странах, не ограниченных обстоятельствами.
- Приостановить офлайн-рекламу, если продукт давно известен, а она является исключительно имиджевой.
- Не останавливать контекстную рекламу и продвижение сайта, так как совершать покупки люди будут и дальше, но, если вы уйдете из поля зрения желающих купить, то покупать они будут не у вас, а у ваших конкурентов.
В отраслях, которые пользуются сейчас спросом, рекомендуем увеличить бюджет на продвижение.
Важно помнить, что, приостанавливая рекламную кампанию, фирма уступает место конкурентам.
– На какой стадии принятия вы находитесь?
– Кризисы, через которые мы прошли ранее, научили нас быстро адаптироваться к изменениям. В этот раз мы не были ни на одной из стадий принятия, а сразу перешли к поиску решений и новых возможностей, что рекомендуем сделать и другим компаниям.