Современные сайты являются мощнейшим инструментом по продаже и продвижению товаров и услуг. Сайты могут не только предлагать посетителям что-то, но и принимать оплату, а также вести полноценный диалог с покупателем через чат-бот. Это круглосуточно работающая система, и такой сайт можно заказать. Но как же в такой системе получать актуальные данные о заказанных товарах и услугах? На помощь придет настройка взаимного обмена данными между сайтом и 1С – это необходимый и очень важный шаг и для автоматизации работы.
Для чего нужна синхронизация сайта с 1С
- Автоматическая загрузка данных на сайт. При небольшом ассортименте товаров, информацию о них можно перенести на сайт и вручную, но когда ассортимент растет, увеличивается количество характеристик товаров, то вносить и изменять информацию вручную становиться трудоемким процессом. Это требует времени и отвлекает работников от других задач. Также в этом случае не исключены ошибки.
- Актуальность данных. Страницы сайта могут получать не только информацию о характеристиках товаров (которые редко меняются), но также о товарных остатках, которые меняются достаточно часто.
- Автоматизация процесса заказов клиентов. Все заказы, которые клиент сделал через форму на сайте, автоматически попадают в систему учета 1С.
- Обратная связь – статус заказа (принята ли оплата, отправлен ли товар и т.д.) всегда доступен для клиентов в личном кабинете сайта.
Виды интеграции сайта с 1С
1C – сайт (прямая интеграция)
Подобная схема обмена данными позволяет предоставлять сайту данные из системы 1С, как правило, в виде файлов с данными. Такой подход обеспечивает первые два преимущества из предыдущего раздела: автоматическая актуализация информации о товарной номенклатуре и перенос данных о складских запасах. Прямая интеграция позволит поддерживать актуальность товарного каталога и запасов по каждой позиции.
Простая реализация прямой интеграции
Чтобы сайт получал информацию из системы 1С, как правило настраивают обмен через CSV-файл. CSV-файлы (файлы данных с разделителями-запятыми) – это файлы особого типа, которые можно создавать и редактировать в Excel. В CSV-файлах данные хранятся не в столбцах, а просто разделены запятыми. Текст и числа, сохраненные в CSV-файле, можно легко переносить из одной программы в другую. Смысл в том, чтобы в 1С по расписанию, например, каждый час, формировалась таблица с ценами и остатками, и обновленные данные, также по расписанию, передавалась на сайт.
Как это работает:
- Каждому товару на сайте задается ключевое поле (как правило, «Артикул»), которое соответствует полю в 1С.
- В 1С формируются остатки и цены в формате CSV.
- Файл загружается на FTP (File Transfer Protocol) – это протокол доступа, предназначенный для удаленной передачи файлов. FTP позволяет посмотреть содержимое папок на удаленном сервере, через интернет.
- Файл обрабатывается на стороне сайта, и в результате в каталоге на сайте обновляются остатки и цены.
Понадобится помощь программиста 1С и веб-программиста со стороны сайта, желательно сертифицированного партнера «1С-Битрикс», которым является TexTerra.
Сайт – 1С (обратная интеграция)
Такой тип одностороннего обмена данными хорошо подойдет тем, у кого небольшой ассортимент товаров или услуг и данные меняются редко. В таком случае автоматическое обновление каталога и товарных запасов не актуальны для компании. По необходимости точечные изменения можно внести и вручную. Но вот возможность автоматической выгрузки заявок и использование других данных с сайта будут полезны. Для таких компаний интеграция «сайт – 1С» может быть релевантным и недорогим решением.
Простая реализация обратной интеграции
Самый простой способ реализации данного подхода – это реализация возможности получения данных с сайта через электронную почту. Большинство CMS-систем позволяют отправлять данные в виде электронного письма. Опция называется Email Notification. После заполнения формы заявки на сайте на указанный ящик приходит письмо, в котором указаны реквизиты заказа. В 1С заводится служебный ящик электронной почты, на который и будут приходить письма с заявками с сайта. Программист сделает обработку, которая будет разбирать содержимое писем, обрабатывать данные заказа и передавать их в 1С для последующей работы.
Вариант посложнее предполагает создание и настройку веб-сервиса, через который 1С сможет в любой момент запросить с сайта необходимую информацию. Так как в большинстве случаев 1С локальная (а не облачная), наиболее вероятный сценарий – когда веб-программист пишет сервис со стороны сайта. Как правило, такой подход реализуется через web-api, который представляет из себя программный интерфейс, состоящий из одной или нескольких общедоступных конечных точек для определенной системы сообщений запрос-ответ, обычно выраженной в JSON или XML, которая предоставляется через Интернет (чаще всего посредством HTTP веб-сервера).
Двусторонняя интеграция
Такой подход является наиболее полнофункциональным обменом данными между сайтом и системой 1С и раскрывает все преимущества интеграции. Однако он является наиболее сложно реализуемым, а потому и более затратным для исполнения.
Реализация двусторонней интеграции
Вряд ли можно назвать реализацию двусторонней интеграции простой задачей. Здесь можно пойти по пути комбинирования вышеописанных ранее прямой и обратной интеграции, но для больших порталов, когда появляются новые товары и ассортимент меняется, а на сайте активно идут продажи, такое решение вряд ли будет уместным. При такой ситуации рационально будет использовать уже проверенные и готовые решения, такие как CommerceML — это внутриотраслевой стандарт для взаимодействия между разными системами. Большинство CMS-систем поддерживают обмен через CommerceML, и многие продукты 1С в штатном режиме поддерживают обмен с сайтами.
Чтобы пользоваться готовыми решениями интеграции без дополнительных доработок, стоит соблюдать два правила:
- Каталог товаров формируется на стороне 1С. Выгрузка изменений на сайт будет происходить практически в реальном времени. Если формировать каталог на сайте, настроить обмен будет гораздо сложнее.
- Обработка заказа выполняется в 1С. На сайте только получают заказ и и оплату, а дальше все происходит в 1С, которая будет передавать информацию на сайт, чтобы клиент видел статус заказа в личном кабинете.
Итог
Мы рассмотрели процесс интеграции системы 1С с сайтом на простых примерах. Детальная же реализация и использование тех или иных технологий для процесса интеграции выходит за рамки данной статьи, так как представляет из себя комплекс огромного числа подходов в этой области. За помощью в реализации интеграции сайта с 1С обратитесь к экспертам TexTerra – сертифицированному партнеру «1С-Битрикс».
Читайте также:
Как мы сделали продвигающий сам себя сайт
Ваш сайт на Битриксе под угрозой: время на исправление – до 1 мая