Компания Mediascope опубликовала исследование «Медиапотребление 2022» о поведении российской аудитории интернета. Сейчас это почти 103 млн человек – внушительные цифры, если учесть, что население страны немногим больше 146 миллионов. За последние пять лет пользователей стало на 18% больше.
Время и гаджеты
Большую часть трафика забирают молодые пользователи с 12 до 24 лет, которые проводят в интернете очень много времени – до 6 часов в день. С каждой «пятилеткой» возраста время падает примерно на полчаса – среднее звено, то есть люди до 45 лет, тратят на интернет уже на два часа меньше (около 4 часов), а старшее поколение проводит в сети по три часа в день.
Важный момент: подавляющее количество времени все эти люди проводят в интернете не сидя за компьютерами, а с телефонов.
![Время, проведенное в сети по возрастным группам Исследования Mediascope: сколько времени проводят пользователи в сети](/upload/medialibrary/aa9/jy0eo8exgysuu3h9n5j6834wtex48qf5/1.webp)
Если раньше мобильная версия сайта была дополнительной опцией, а упор делался на разработку для десктопа, то сейчас следует делать все наоборот и сконцентрироваться на обновлении мобильной версии или заказать разработку приложения.
YouTube против новостей
В кризисных ситуациях всегда происходят изменения в медиа потреблении.
Теперь 48 млн россиян каждый день смотрят YouTube. Это около 40% населения страны старше 12 лет. За год среднесуточный охват этой площадки вырос почти на 7 млн человек.
Важная составляющая перехода в YouTube – сокращение на традиционных телеканалах развлекательного контента. «Плей-листы» стали значительно короче, и многие не стесняются крутить одни и те же фильмы буквально каждый день. Так что YouTube – еще и площадка для поиска развлекательного контента.
![Время, проведенное в сети, данные с августа 2021 по август 2022 гг. Исследования Mediascope: сколько времени смотрят YouTube](/upload/medialibrary/b76/o35350kt8425feko1ofmgqg3ycroig7z/2.webp)
Вероятность блокировки YouTube эксперты считают низкой (даже несмотря на претензии властей к части размещаемого на канале контента), так как на данный момент полноценных альтернатив этому ресурсу в стране нет.
Можно предположить, что также снизилось количество людей, которые считают основным источником информации телевидение. Как и заинтересованность людей в новостном контенте. После взрывного роста в два раза в конце февраля-марте с каждым месяцем интерес понемногу снижался, и в августе уровень стал сравним с началом января.
![востребованность новостных каналов летом снизилось Исследования Mediascope: падение интереса к новостям](/upload/medialibrary/d98/oy7vj8gx8twr5htvx4n5btukcr79fhn1/3.webp)
Смена площадки
Судя по цифрам, увеличилось доверие к Telegram-каналам.
Начиная с марта 2022, россияне стали меньше времени проводить в социальных сетях из-за блокировки Instagram и Facebook (принадлежат Meta, которая признана экстремистской организацией и всячески запрещена в РФ). После катастрофического падения среднесуточных охватов (с 34,7 млн до 9,9) их показатели вышли на плато, и теперь изменения от месяца к месяцу уже не выглядят столь критичными, но рабочими эти ресурсы уже не назовешь – лишь 4% и 0,2% населения соответственно продолжают заходить в них ежедневно хотя бы на пять минут.
Аудитория перераспределилась на другие социальные сети: Telegram и «ВКонтакте». Но если по сравнению с 2021 годом среднесуточные охваты ВК в августе нынешнего года увеличились на 15% (с 43,9 до 50,6 млн человек), то аудитория Telegram за то же самое время выросла больше, чем в два раза (с 19,9 млн человек до 42,1).
![Охваты соцсетей, данные с августа 2021 по август 2022 гг. Исследования Mediascope: какие соцсети востребованы](/upload/medialibrary/8b3/6c88d4aivj0hiexdpwlzie0rbd64w9xz/4.webp)
Пока в ВК не придумали, как по-максимуму воспользоваться открывшимися возможностями, подумайте о продвижении и создании чат-ботов в Telegram – если у вас еще не отработано взаимодействие с ЦА через этот ресурс.
Интересно, что охват «Одноклассников» практически не изменился – показатели сравнимы с августом 2021 года, и февральские события их не меняли. Так что если ваша ЦА – приверженцы ОК, можно смело продолжать делать на этой площадке что и делали. Но вот имеет ли смысл вкладываться в нее сильнее, – большой вопрос.
Ваша заявка принята.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Маркетплейсы
За лето начала понемногу восстанавливаться активность в онлайн-магазинах, которая сократилась весной из-за проблем с оплатой на иностранных e-com ресурсах и ухода брендов. Самым быстрорастущим онлайн-каналом продаж стали маркетплейсы. Восстановление происходит за счет роста аудитории локальных площадок, главные среди которых по-прежнему Wildberries и Avito. На фоне, скажем так, не очень удобных для покупателей и продавцов решений Wildberries, заметно подрос Ozon (что, правда, не мешает WildBerries оставаться лидером рынка – трафик на этой площадке за последний месяц по сравнению с прошлым увеличился на 10.23%).
![Исследования Mediascope: Спрос маркетплейсов стабилизировался, данные с августа 2021 по август 2022 гг. Исследования Mediascope: востребованность маркетплейсов](/upload/medialibrary/973/z8avo98d0jz0dwclzsols3e1wok1lszw/5.webp)
Интересно, что как и ВК, Яндекс-маркет не сумел воспользоваться ситуацией, чтобы «выстрелить», а остался на своем стабильно ровном положении.
![Исследования Mediascope: Охваты, как изменилось распределение пользователей в сети, данные с августа 2021 по август 2022 гг. Исследования Mediascope: топ площадок в интернете](/upload/medialibrary/b3a/bekx43v78nomvwx9yjxkw8r3ny0byd4e/6.webp)
Несмотря на кардинальные изменения в РФ за последние полгода, исследование подтверждает, что поисковые системы Яндекс и Google (хотя он и прекратил деятельность в стране) по-прежнему являются основным источником информации.