Рецензия на книгу Джона Миллера «Проактивное мышление», издательство «МИФ», 2014 г.
Вы часто спрашиваете себя:
- Почему я вынужден делать работу, которая относится к сфере компетенций другого отдела?
- Когда же уже, наконец, мои подчиненные начнут проявлять интерес к работе?
- Кто допустил ошибку?
- Когда уже ситуация на рынке улучшится?
- Почему отдел продаж не умеет продавать то, что мы выпускаем?
Догадываетесь, что эти вопросы объединяет? Задавая их, вы чувствуете себя жертвой обстоятельств, снимаете с себя ответственность за происходящее. В неудачные моменты легче всего указать пальцем на что угодно, только не на себя: так сложилось, что поделать, ведь действительно в том, что произошло, виноваты другие. А как же вы? Не пора ли начать с себя?
Если вопросы, с которых мы начали этот текст, приходят вам в голову часто, то вам стоит прочесть книгу основателя консалтинговой компании QBQ, бизнес-тренера с 28-летним стажем Джона Миллера «Проактивное мышление», перевод которой вышел в издательстве «МИФ» в 2014 году. Миллер причисляет себя к писателям и ораторам, которые говорят только об одном – о личной ответственности (проактивности). Он разработал целую методику по ее развитию и успешно внедрял, работая со множеством компаний и частных клиентов. Книга «Проактивное мышление» – тоже о роли личной ответственности в успешном функционировании компании, о том, как научиться задавать себе «правильные» вопросы, которые помогут не только в работе, но и в жизни.
Книга небольшая по объему – прочитать ее можно от корки до корки в буквальном смысле за пару часов. Автор иллюстрирует свои тезисы простыми и интересными жизненными историями, что делает текст занимательней и убедительней.
Текст очень лаконичен, и относится это не только к авторскому стилю (лаконизм в стиле – это сильная вещь), но и к смыслу. Смысл несколько редуцирован за счет «плакатной» подачи материала – видимо, сказывается мышление бизнес-тренера, нацеленное на емкую стилистику презентации: только тезисы и минимум доказательной базы (к чему убеждать, если все и так очевидно?).
Каждая главка – самодостаточна и провозглашает очередной постулат мышления проактивных людей: Не спрашивайте «Кто?», Одолейте судью, Фундамент для командной работы и т.д.
Возможно, для кого-то такая «презентационная», сверхлаконичная подача покажется плюсом, мне лично не хватает «копания вглубь».
Но основная причина, по которой мне бы хотелось, чтобы книга эта была солиднее по своей доказательной базе и объему, состоит в том, что правильные мысли автора только выиграли бы, будь в книге приведено достаточно сильных аргументов, чтобы дать понять, как тяжела жизнь в компании, где доля сотрудников, предпочитающих забыть о личной ответственности, мала.
Человек, указывающий пальцем на других, – таков герб любой компании
В чем беда практически каждой компании, что мешает раскрутить маховик и достичь колоссальной эффективности? Джон Миллер уверен: проблема в том, что мало кто готов взять на себя ответственность, большинство ищет либо причину, по которой не может взять решение на себя, либо виноватых.
Именно в том, что все предпочитают перекладывать ответственность на других, – причина конфликтов между подразделениями компании.
«Сколько бы времени и ресурсов компании не тратили на формирование своих команд, они всегда забывают одну простую истину: мы все работаем в одной команде. Каждый день мы видим, как группы, отделы, подразделения и отдельные люди работают над общими целями. Наши так называемые команды ругаются и жалуются на “других”, которые не справляются со своей работой. Подобный вид изоляции и соперничество вытягивают из компании все силы. Это напоминает тандемный велосипед, на котором два велосипедиста едут в разных направлениях: много энергии, много усилий, но никакого продвижения вперед. Поскольку конкуренты не дремлют ни секунды, разве мы можем позволить себе работать друг против друга? Давайте выберемся и своих подразделений, забудем о делении “мы – они” и запомним: мы все работает в одной команде».
Как стать ответственным?
Да никак. И это не шутка. Ни один менеджер – полагает Джон Миллер – не может изменить своего сотрудника, никто никого перевоспитать не в силах. Только сам человек может измениться, если захочет этого по-настоящему – для себя, а не для демонстрации другим своего желания.
Что может помочь человеку научиться брать ответственность на себя?
Автор считает, что начать следует с банального – научиться правильно задавать простые вопросы, которые смогут круто изменить вашу жизнь и работу. То есть использовать QBQ, или метод «вопрос за вопросом», который, как говорит Миллер, вспоминая многочисленные примеры своих клиентов, меняет жизнь людей: «Истинное благословение – получать отзывы вроде ”QBQ изменил мою жизнь” и “Жаль, что я не знал о нем много лет назад”».
Правильные и неправильные вопросы
В сфере обслуживания
Неправильные |
QBQ |
Когда же служба доставки начнет отправлять заказы вовремя? |
Как мне помочь им? |
Почему у клиента такие завышенные ожидания? | |
Когда уже отдел продаж научится все делать правильно с первого раза? |
В сфере менеджмента
Неправильные |
QBQ |
Почему молодое поколение не хочет работать? |
Как мне стать более эффективным наставником? |
Когда мы найдем хороший персонал? |
Каким образом я могу лучше понять каждого подчиненного? |
Почему у них нет никакой мотивации? |
Как создать более сильную команду? |
Для руководителей
Неправильные |
QBQ |
Кто допустил оплошность? |
Как мне стать хорошим лидером? |
Когда уже они усвоят стратегию? |
Каким образом показать, что мне небезразлично? |
Кто еще будет беспокоиться так, как я? |
Как научиться общаться эффективнее? |
Для подчиненных
Неправильные |
QBQ |
Почему на нас обрушились все эти перемены? |
Каким образом я могу повысить свою продуктивность? |
Когда же меня научат этому? | |
Почему я мало зарабатываю? |
Как адаптироваться к меняющимся условиям? |
Кто мне четко объяснит мои задачи? | |
Когда уже менеджмент начнет действовать согласованно? |
Каким образом развивать себя? Как повысить свою заинтересованность? |
Кто разработает для нас стратегию? |
В сфере маркетинга
Неправильные |
QBQ |
Когда уже отдел продаж начнет выполнять наши программы? |
Каким образом выяснить, какие трудности есть у отдела продаж? |
Почему бы фронт-офису наши новые продукты? |
Как узнать больше о желаниях потребителей? |
Когда же нас услышат? |
Как научиться креативно доносить свои мысли? |
Есть в книге перечни «правильных» и «неправильных» вопросов и для областей, не касающихся работы, – для супругов, родителей, учителей, подростков и т.д.
После прочтения книги у вас наверняка останется впечатление, что все только и делают, что винят друг друга. Надо бы что-то изменить – подумаете вы. Не противьтесь этому желанию. Готовность к переменам – отличное качество, ведь в жизни шанс дается только тем, кто понимает, что любое действие – лучше, чем бездействие.