В этой статье рассказываем про способ эффективного анализа внешней среды.
Что такое PEST-анализ
PEST-анализ — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.
Значение PEST-анализа для бизнеса заключается в том, что он позволяет оценить внешнюю среду компании, выявить вероятные риски и возможности, а также определить стратегию развития бизнеса с учетом влияния внешних факторов.
PEST-анализ включает в себя следующие составляющие:
- Political – политические факторы, к которым относятся:
- внешняя политика государства;
- внутренняя политика государства;
- внешние факторы других стран, которые влияют на государство, в котором находится бизнес;
- налоговая политика;
- программы, направленные на стимулирование бизнеса и регулирования рынка;
- и другие.
- Economic – экономические факторы, к которым относятся:
- ВВП;
- покупательская способность населения;
- курсы валют;
- доступность кредитов;
- и другие.
- Social – социально-культурные факторы, среди которых можно выделить:
- уровни рождаемости и смертности;
- уровень образования, включая образование в области, в которой работает компания;
- миграционная политика;
- трации отдельных регионов, которые могут влиять на бизнес компании;
- и другие.
- Technological – технологические факторы, среди которых:
- доступность технологий;
- уровень развития технологий;
- уровень интернетизации населения;
- инвестиции в НИОКР, в том числе и инвестиции конкурентов в эту сферу;
- и другие.
PEST-анализ помогает принимать продуманные решения, адаптироваться к изменениям во внешней среде и достигать поставленных целей.
Как провести PEST-анализ
Для проведения PEST-анализа необходимо выполнить следующие шаги:
- Определить цель анализа. Для чего вы проводите PEST-анализ и почему этот вопрос актуален сейчас.
- Собрать информацию о каждом аспекте. Используйте открытые источники информации, такие как новостные статьи, отчеты, статистика и так далее. Если есть доступ к инсайдерской информации, можно использовать и ее.
- Оценить влияние каждого аспекта на ваш бизнес. Определите, какие аспекты являются наиболее важными для компании и продукта. Например, если вы имеете собственный штат разработчиков, то уход с рынка готовых IT-решений от иностранных компаний может сыграть вам в плюс – вы сможете предложить рынку свои решения. А если у вы, наоборот, пользуетесь готовыми решениями иностранных компаний, то их уход с рынка негативно скажется на работе вашего продукта.
- Разработать стратегию развития бизнеса с учетом влияния внешних факторов. На основе проведенного анализа определите, какие действия необходимо предпринять для адаптации к изменениям во внешней среде.
Помните, что проводить PEST-анализ необходимо регулярно. Внешняя среда постоянно меняется, и регулярный анализ позволяет оставаться в курсе последних тенденций и изменений. Чем более динамична внешняя среда, тем чаще необходимо проводить PEST-анализ.
Пример PEST-анализа
Для примера рассмотрим компанию, которая занимается производством и продажей экологически чистых продуктов питания. Вот как может выглядеть PEST-анализ для этой компании:
Политические факторы:
|
Экономические факторы:
|
Социальные факторы:
|
Технологические факторы:
|
На основе этого анализа компания может выдвинуть гипотезы и разработать стратегию развития бизнеса, которая будет учитывать влияние внешних факторов. Например, компания может сосредоточиться на производстве продуктов с длительным сроком хранения, чтобы снизить потери от порчи продукции.
Или же она может инвестировать в разработку новых технологий производства, чтобы повысить качество и конкурентоспособность своих продуктов.
А если PEST-анализ покажет падение спроса на продукцию на внутреннем рынке, компания может переключиться на дистрибуцию своих товаров за рубеж.
Можно ли использовать PEST, как самостоятельный анализ?
Марина Сумкина, аккаунт директор TexTerra:
«PEST-анализ обеспечивает глубинное исследование внешней среды компании. Но он же хорош и в сочетании другими методами анализа. Так, например, PEST может быть частью конкурентного анализа, особенно когда компания выходит в новый для нее регион.
Также PEST хорошо дополняет SWOT-анализ — это метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории:
- Strengths (сильные стороны) — преимущества компании и/или продукта;
- Weaknesses (слабые стороны) — недостатки компании и/или продукта;
- Opportunities (возможности) — факторы внешней среды, которые компания может использовать для развития;
- Threats (угрозы) — внешние факторы, которые могут нанести ущерб компании.
И как раз PEST-анализ позволяет более детально разобрать внешние возможности и угрозы. Так что все эти исследования помогают понять перспективы компании. При разработке стратегии комплексного продвижения, мы учитываем все эти факторы».
Заключение
PEST-анализ – это эффективный инструмент глубокого изучения факторов внешней среды, влияющих на бизнес. Он позволяет сделать выводы и сформировать гипотезы стратегического развития компании на основе анализа большого массива данных.
Но как и у любого инструмента, у него есть свои особенности:
- для получения репрезентативных данных необходимо проанализировать большой массив информации – это занимает много времени и требует участия целой команды специалистов;
- в динамичной экономической, внутри и внешнеполитической среде данные быстро теряют свою актуальность, что требует более частого проведения PEST-анализа.
Выводами и формированием гипотез лучше также заниматься в команде, чтобы снизить вероятность субъективных суждений и обеспечить всестороннее рассмотрение собранных данных.
Читайте также:
Анализ XYZ: применение в логистике и торговле
ABC анализ продаж для бизнеса: зачем нужен и как его провести
Программы для анализа данных: обработка, аналитика, системата цзя