Олег Тиньков в своей книге «Я такой как все», увидевшей свет в 2010 году, сетовал на то, что в России нет качественного бизнес-образования. Уже будучи успешным предпринимателем, он специально поехал в США, чтобы учиться бизнесу.
США – это колыбель современного бизнеса. Единые правила игры в этой стране сформировались уже в тот момент, когда в России правили императоры, а поля помещиков обрабатывали крепостные крестьяне.
Двух веков оказалось достаточно, чтобы собрать опыт предпринимательства в единую методологию и упаковать ее в курс доктора в области бизнеса и науки.
С точки зрения образования в США бизнес – это такая же специальность, как и любая другая: врач, инженер-технолог или школьный учитель.
Что изучают в американских бизнес-школах? Менеджмент, право, историю, экономику, обществознание, бухгалтерский учет, налоговую систему – важные и нужные дисциплины. После освоения фундаментальных знаний к ним добавляются практические. В бизнес-школах США читают лекции и ведут семинары предприниматели, управленцы из известных компаний.
Выпускники бизнес-школ выходят из стен учебных заведений подкованными не только в теории, но и в прикладных знаниях, которые можно применить на практике.
Известные предприниматели США Дональд Трамп и Уоррен Баффет учились в The Wharton School of the University of Pennsylvania. Трамп создал миллиардный бизнес в области строительного девелопмента, а Баффет – инвестор, один из богатейших американцев, с состоянием в 64,7 млрд долларов на май 2020 года.
В советской России бизнес-образования не существовало по понятной причине: предпринимательство было уголовно наказуемо.
В России 1990-2000-х гг. бизнес ассоциировался со спекуляцией, челноками и уголовщиной. Образ предпринимателя вызывал у людей негативные эмоции.
В 90-е в России выросло новое поколение, которое уже не помнило советской распределительной экономики и включилось в новую модель экономических отношений. Никто из новых предпринимателей не учился бизнесу в университете просто потому, что такого образования в России не было. Почти все они действовали по наитию, учились на собственных ошибках.
Только с зарождением и развитием культуры бизнеса в российском обществе начал появляться запрос на подобное образование.
В 2010 году появилась «Бизнес Молодость», которая заняла пустующую до этого нишу обучения предпринимательству.
Как «Бизнес Молодость» предпринимателей растила. Много об инструментах, но мало о системе
Феномен «Бизнес Молодости» состоит в том, что она открыла молодому поколению дорогу в мир предпринимательства, показала, что можно мыслить по-другому. БМ много сделала для популяризации идеи предпринимательства, однако качество и глубина знаний выпускников этой школы оставляли желать лучшего.
За 10 лет тренинги «Бизнес Молодости» прошли десятки тысяч людей, которые начали воплощать полученные знания на практике. Получалось не у всех. Кто-то пробовал себя в бизнесе, обжигался и возвращался обратно в найм. Кто-то стал работать на себя. А кому-то действительно удалось открыть свое дело, выстроить эффективный, системный бизнес и масштабировать его.
«Бизнес Молодость» – это не полноценное бизнес-образование, как в США.
В ней не преподавали фундаментальные дисциплины, ничего не говорили о системности и ответственности предпринимателя перед государством, контрагентами, наемными работниками, инвесторами. За это БМ справедливо критикуют.
БМ – это про идею, про трансформацию мышления, про волшебный пендель под зад, чтобы человек встал с дивана и начал что-то делать. Как работает налоговая система в стране, как вести бухгалтерский учет, как организовать производство, как настроить бизнес-процессы, как привлекать инвестиции и капитал – на эти вопросы БМ ответов не дает.
Принесла ли «Бизнес Молодость» благо российской экономике?
Я считаю, да. Она дала мощный толчок российскому предпринимательству. Через БМ за много лет прошли сотни миллионов рублей выручки. Не лучше ли было оставить лежать эти миллионы под матрасами, без движения?
Нет, не лучше. И вот почему:
- Выросла предпринимательская активность.
- Сформировались новые социальные связи между людьми.
- Сформировались новые рынки, производственные цепочки, появились новые сервисы, инфраструктура.
- Выросла конкуренция и, как следствие, качество предоставляемых услуг.
- Повысился спрос на услуги маркетологов, разработчиков сайтов и других специалистов. Появились новые рабочие места.
- Тысячи людей самореализовались в новых профессиях, заработали деньги и создали новый спрос: на услуги, товары, недвижимость.
- Тысячи людей узнали, что предпринимательство – это не талант от рождения, а профессия, которой можно обучиться.
БМ выполнила свою миссию по популяризации предпринимательства, однако полноценным бизнес-образованием так и не стала.
15 августа 2020 года социальные сети потрясла новость: Петр Осипов, сооснователь одного из самых известных бизнес-сообществ в России, поделился своим намерением закрыть «Бизнес Молодость».
Запустить бизнес на 10 000 р. не выйдет в 99,9 % случаев
Бизнес – это система, которая в состоянии приносить своему владельцу регулярный доход, желательно без его участия в операционной деятельности. Собственник вкладывает в бизнес ресурсы, покупает время и труд других людей, делегирует обязанности и организует дело так, чтобы оно приносило доход.
Вот некоторые навыки и качества, которыми должен обладать начинающий предприниматель:
- иметь системное мышление, понимать, как выстроить процессы;
- грамотно анализировать рынок, спрос;
- уметь определять потребности клиентов и находить пути удовлетворения спроса;
- вести переговоры, презентовать свой продукт, уметь убеждать;
- разбираться в основах бухгалтерии и права;
- владеть навыками тактического и стратегического планирования;
- быть дисциплинированным и ответственным.
Самозанятость ≠ бизнес.
Когда человек сам ищет себе заказы, сам делает сайт на конструкторе, сам отвечает на телефонные звонки, сам ходит в налоговую – это не бизнес, а работа на себя. Хотя человек может быть даже зарегистрирован как ИП.
Впрочем, бизнес нередко начинается с самозанятости. Человек какое-то время работает на компанию, набирается опыта и связей, а затем решает уйти в свободное плавание. Сначала он неизбежно тащит на себе всю операционку и только при достижении определенного порога выручки начинает искать помощников и выстраивать процессы.
Чтобы заработать, нужно суметь продать. Если лично вы не умеете продавать, то стартовать с небольшим капиталом будет трудно.
Уже на самом старте новички сталкиваются с проблемами:
- Нужен поток лидов – заявки, звонки от потенциальных клиентов. Надо давать рекламу, разрабатывать сайт. Разработка простого одностраничного сайта стартует от 15 000 р. Реклама тоже стоит денег.
- Нужно обзванивать потенциальных клиентов, ездить по компаниям, назначать встречи, предлагать продукт. Стоит заложить затраты на мобильную связь, транспортные расходы, собрать базу контактов. Кто будет заниматься производством, пока предприниматель ездит по клиентам?
- Нет опыта продаж. Понадобится нанять человека, который владеет этими навыками. Опытный продавец не будет работать «за еду» или за обещания заплатить с выручки. На найм снова нужны деньги.
- Контрагент платит по безналу. Нужно регистрировать компанию или ИП. Госпошлина за право начать работать как ИП – 800 р. Понадобится открыть расчетный счет, выпустить ЭЦП – электронную цифровую печать. Можно, конечно, зарегистрироваться самозанятым, но это не масштабируемое решение.
- Контрагент платит наличными. Нужны онлайн-касса, терминал и расчетный счет в банке с подключенным эквайрингом. Кассовый аппарат обойдется минимум в 20 000 р. От 5 000 р. стоит первый год обслуживания у оператора фискальных данных и подключение интернета.
- Бухгалтерский учет. Бизнес – это про деньги и ресурсы. А деньги и ресурсы требуют бухгалтерского учета. Нужен бухгалтер или сервис, который предоставляет услуги по аутсорсингу бухгалтерии.
- Документооборот. В идеале надо иметь свою оргтехнику, хотя бы компьютер и принтер. Ноутбук с принтером стоят явно больше, чем 10 000 р.
- Закупка материалов и сырья для производства. Опять расходы.
Как учили запускать бизнес в БМ? Рассказывает выпускник «Бизнес Молодости».
«Бизнес Молодость» рассказала про «Яндекс.Директ», но не научила будущего предпринимателя главному – системности и умению организовать процессы.
10 000 р. стартового капитала и сайт с настроенным «Яндекс.Директом» могли дать результат в 2012 году, да и то далеко не во всех нишах. Но не сегодня.
Как построить системный бизнес
Чтобы бизнес работал и развивался, предпринимателю нужно уделять первостепенное внимание организации дела. Не быть важной деталью своей же системы, а думать, как обеспечить подачу энергии и смазать механизм, чтобы он работал еще лучше.
- Нужна не реклама в «Яндекс.Директе», а маркетинг.
- Нужны не фрилансеры с биржи, а кадровая политика: инструменты по привлечению персонала и повышению его мотивации, подробные регламенты и база знаний для сотрудников.
- Нужны не проверки на глазок, а политика контроля качества.
Только системный бизнес будет успешно развиваться и станет конкурентоспособным.
А теперь поговорим о системности подробнее.
Соблюдайте сроки и делайте хорошо
Россия – страна с молодой историей предпринимательства, даже если взять в расчет дореволюционный период и НЭП.
В Европе или в США начать новый бизнес на порядок сложнее, чем в современной России. В 2019 году индекс глобальной конкурентоспособности у России составил 66,74 пункта, тогда как у США, к примеру, – 83,67, у Испании – 75,28, у Франции – 78,81, у Германии – 81,8, у Швеции – 81,25, у Нидерландов – 82,39.
Индекс конкурентоспособности – это показатель рыночной экономики, отражающий динамику изменения потребительских свойств товара.
О чем говорят эти цифры?
В США и Европе большинство интересных ниш уже заняты опытными игроками, для старта нужны немалые инвестиции, конкуренция за потребителя жесточайшая, норма прибыли невелика, а окупаться новый бизнес может годами.
Высокая конкуренция в рыночной экономике приводит к снижению розничных цен и улучшению качества продукции. Производители вынуждены бороться за потребителя. Это мы помним из школьного курса экономики.
В России конкуренция ниже американской и европейской. Из-за этого о качестве и сервисе российские предприниматели задумываются в последнюю очередь. Компаниям важно продать здесь и сейчас, а потом уже будем думать о доработках, исправлениях, ремонте.
Доходит до смешного. В районе, где я жил в 2017 году, девелопер сдал многоквартирный дом в эксплуатацию. Через несколько месяцев в нескольких квартирах внутри образовались подтеки: строители нарушили технологию укладки кровли. Собственники предъявили претензию управляющей компании. Управляющая компания, созданная девелопером, отправила своих рабочих, чтобы устранить недостатки. После гарантийного ремонта течь возобновилась снова. И так было 3 раза. А все почему? Потому что девелоперу ставят жесткие сроки со штрафными санкциями. В результате он предпочитает пожертвовать качеством, чтобы не нарваться на гигантский штраф по срыву сроков. Гарантийный ремонт выполнить дешевле, даже многократный. Это системная беда российского девелопмента (и не только): много думаем, как построить (продать), но мало думаем, как будем эксплуатировать (поддерживать, обновлять, развивать).
Да, это проблема и законодательства, и небольшого горизонта планирования, и высоких политико-экономических рисков, но попробуйте хотя бы выполнить работу в срок чуть лучше среднего, и вас начнут рекомендовать.
Пример. Компания «Перекресток» внедрила «Яндекс.Маршрутизацию», что позволило увеличить продажи в 2 раза, сократить количество отказов по причине опоздания курьера с 8 % до 2 %, улучшив тем самым качество доставки.
Организуйте бизнес-процессы так, чтобы укладываться в заявленные сроки с нужным качеством, и потребитель не заставит себя ждать.
Планируйте и контролируйте поступление выручки
Чем больше компания, тем более сложными становятся ее финансовые потоки.
У любой компании есть расходы на:
- заработную плату;
- административно-бытовые расходы;
- оплату поставщикам за сырье, материалы, услуги;
- оплату за аренду помещений и коммунальные услуги;
- кредиты;
- оплату налогов и т. д.
Если компания будет зарабатывать неровно и непредсказуемо, это грозит ей нестабильностью и возможным финансовым крахом.
В нежелательный кассовый разрыв может попасть даже компания, работающая по прибыльной модели. Обязательно применяйте финансовое планирование.
Теперь поговорим о контроле над выручкой. Тут может быть масса проблем. Например, контрагент задержит оплату в самый неподходящий момент.
Перед тем, как начать работу с новым контрагентом, важно досконально проверить его на платежеспособность. Этой задачей в компании обычно занимается служба безопасности или специально обученный сотрудник. При контроле дебиторской задолженности используют разные механизмы:
- Разработка механизмов гарантированного и своевременного поступления оплат.
- Планирование рисков неплатежей. В финансовую модель компании закладывается определенный процент неплатежей, исходя из практики.
- Взыскание долгов в принудительном порядке через суды.
- Прогнозирование поступления денежных средств от контрагентов.
- Страхование возможных убытков.
Пример. Екатерина Зуева, совладелица студии Be in Bikram Yoga, рассказала, как автоматизировала бухгалтерский учет, сократила время на его ведение в 6 раз и забыла о кассовых разрывах навсегда.
Уделите внимание построению собственной службы безопасности. Используйте превентивные меры при контроле дебиторской задолженности. Автоматизируйте бухгалтерский учет. Регулярно ведите и анализируйте баланс. Введите правило приоритетности платежей, пропишите его в регламенте для бухгалтера и неукоснительно соблюдайте.
Считайте юнит-экономику
Юнит-экономика компании позволяет оценить финансовую картину в конкретный момент времени. Она считается поденно, понедельно, помесячно, поквартально. Такой подход помогает быстро оценивать ситуацию по продукту и принимать ключевые решения заблаговременно, например:
- оценить рентабельность;
- оценить расходы на маркетинг и скорректировать их;
- посчитать маржинальную прибыль;
- оценить, насколько быстро растет компания;
- спрогнозировать покупательское поведение клиентов на следующий квартал или год.
Юнит-экономика – полезный и наглядный инструмент для оценки финансовой успешности компаний, особенно на начальном этапе развития.
Как рассчитывается юнит-экономика:
- Определяются ключевые виды деятельности в компании.
- Определяются показатели привлечения клиентов.
- Определяются характеристики «жизни» клиента.
- Считаются ключевые метрики: выручка, маржинальная прибыль, издержки, налоговый компонент, CPA, доля маркетинговых затрат и др.
Чтобы результаты, тенденции и паттерны юнит-экономики легко читались, они выводятся в виде цветных таблиц, графиков, диаграмм.
Пример. Компания «Get Outfit» свела юнит-экономику и снизила стоимость привлечения клиента в 3 раза.
Поставьте задачу своему финансовому директору разработать единый документ, куда автоматически ежедневно будут сводиться все ключевые показатели бизнеса.
О финансовой дисциплине и 115-ФЗ
Финансовая и бухгалтерская дисциплина – еще один краеугольный камень в устойчивом здании бизнеса. Нет порядка в финансах – нет порядка в делах.
Даже в самой маленькой компании обязательно должен вестись бухгалтерский учет. Микроорганизации обычно отдают эту функцию на аутсорсинг, потому что нет смысла держать бухгалтера в штате. Для ИП и ООО есть автоматизированные решения, например, в банках. С ростом организации учет становится сложнее, и на этом этапе без штатного бухгалтера уже не обойтись.
Государство стабильно держит курс на легализацию предпринимательской деятельности. В 2001 году был принят Федеральный закон №115-ФЗ «О противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма». Суть его в том, что банк может заблокировать корпоративный счет, если не будет предоставлено необходимое обоснование платежа. Подобная блокировка может парализовать всю хозяйственную деятельность компании. Риски таких блокировок повышаются с каждым годом.
Как снизить риски заморозки счета банком по 115-ФЗ:
- Следите за тем, чтобы ваша деятельность соответствовала кодам ОКВЭД.
- Тщательно проверяйте контрагентов. Есть специальные сервисы и базы для проверки, например, Spark Interfax.
- Правильно оформляйте документы: указывайте в счетах подробное назначение платежей.
- Обязательно требуйте у контрагентов всю «первичку» в аналоговом виде, с подписями и печатями. Бумага – великая сила. Если у банка появятся вопросы к транзакции, вы всегда сможете доказать ее легальность.
- Исправно платите все налоги и взносы.
- Не участвуйте в схемах по дроблению бизнеса для минимизации налоговой нагрузки.
Многие предприниматели до сих пор принимают от клиентов наличные, не показывают их в выручке, не выдают чеков. Так они защищают свой бизнес от посягательств государства, скрывая свои доходы, хотя это противозаконно. Среди россиян жива память и о событиях 1991 года, и о дефолте 1998 года, доверия к государству нет, поэтому они так и делают.
В 1994 году в России было официально зарегистрировано 2 439 коммерческих банков. По данным ЦБ РФ на 21 сентября 2020 года осталось всего 805 кредитных организаций, 377 из которых пребывают в статусе отзыва лицензии.
В стартапах с еще не выстроенными бизнес-процессами часто существует проблема заключения сделок с недобросовестными, подозрительными и сложными в общении контрагентами по причине отсутствия должного опыта у собственника и службы безопасности. Очень важно минимизировать возможные потери бизнеса от таких сделок.
Пример. Исполнительный директор компании «Финград» Всеволод Кордонский рассказал, как внедрение управленческого учета позволило клининговой компании увеличить прибыль на 1,2 млн р.
Заведите корпоративные счета и распределите выручку примерно в равных пропорциях как минимум между двумя банками. Держите в кассе наличные на случай непредвиденных обстоятельств. Сформируйте «подушку безопасности». Внедрите управленческий учет. Учитывайте риски работы с банками, особенно с небольшими.
Курс на рост LTV: выстраивайте маркетинг удержания клиента
LTV (англ. Customer Lifetime Value) – это прибыль от клиента за всю его историю взаимодействия с компанией.
Когда предприниматель только начинает свое дело, первостепенной задачей является создание собственной клиентской базы, выход на рынок. Но уже на этом этапе стоит задуматься о том, как удержать клиента, чтобы он приходил к вам снова и снова, рекомендовал ваши услуги, товары, сервис своим родным и друзьям.
В погоне за сиюминутной прибылью неопытные предприниматели часто совершают ошибку – отдают приоритет поиску новых клиентов и строят систему именно под это. Они забывают, что привлечение нового клиента всегда обходится дороже. Самые лояльные покупатели – те, кто уже однажды у вас купил.
Системный маркетинг удержания позволяет снизить затраты на одного клиента – увеличить LTV.
Как увеличить LTV:
- предоставьте качественный сервис;
- расширьте линейку продукции с целью повторных продаж;
- заведите программу лояльности;
- разработайте эксклюзивные предложения и неожиданные подарки;
- создайте и ведите сообщество для прямого диалога с клиентами и сбора обратной связи;
- подписывайте клиентов на рассылки и регулярно напоминайте им о себе.
Согласно исследованию Campaign Monitor в 2019 году email-маркетинг обеспечил самый высокий уровень возврата инвестиций.
Пример. Руководитель отдела маркетинга компании «220 Вольт» Иван Кулик на конференции iFresh поделился кейсом по увеличению LTV. Оказалось, что на показатель средней выручки по клиенту больше всего влияли отзывы на первую покупку. Работу с отзывами и претензиями в компании автоматизировали, и теперь все они обрабатываются в специальном отделе. Был расширен ассортимент. А email-ремаркетинг с сегментацией по клиентским группам позволил добиться роста ROI до 200 %.
Нарабатывайте свою базу подписчиков: в электронной почте, в соцсетях, в мессенджерах. Задумайтесь о построении системного email- и контент-маркетинга. Не стоит недооценивать мощь рассылок и корпоративных блогов.
Организуйте внутрикорпоративное обучение своих сотрудников
С ростом компании ее руководство сталкивается с необходимостью внедрения кадровой политики.
Начнем с того, что каждый новый сотрудник, устраиваясь на работу в компанию, как правило, не знает внутренних бизнес-процессов, как организована коммуникация внутри компании. Сотрудник приходит с багажом знаний, который необходимо адаптировать к производственному процессу.
Собственник молодого бизнеса обычно тратит свое время, чтобы ввести в курс дел нового сотрудника. Когда компания разрастается, времени на это у собственника уже не будет. На начальном этапе новички неизбежно будут задавать вопросы своим коллегам.
Чтобы компания работала эффективнее, необходимо систематизировать опыт компании, регламенты, инструментарий и должностные инструкции в единую базу знаний.
Корпоративная база знаний содержит в себе необходимую служебную информацию, которая требуется сотрудникам для эффективного выполнения своих задач:
- организационная структура компании;
- описание бизнес-процессов;
- описание должностных инструкций;
- обучающие видеоролики и своды правил для отдельных категорий сотрудников;
- клиентская база, база поставщиков и многое другое.
Опытным сотрудникам руководство компании может поручить курировать новичков, чтобы процесс адаптации проходил максимально быстро и эффективно.
Прогресс не стоит на месте. Методы, которые дают результат сегодня, могут устареть в ближайшее время. Бизнес-процессы внутри компании должны постоянно совершенствоваться, улучшаться. Эта задача решается в том числе внедрением внутрикорпоративного обучения, а также целевого обучения в вузах и колледжах. Компания готовит кадры под себя.
Интересное видео по теме: «7 принципов ведения бизнеса от Дениса Савельева, генерального директора TexTerra»
В больших компаниях есть должностной рост либо ротация сотрудников между подразделениями.
- Должностной рост. Сотрудник растет в рамках своего подразделения согласно принятой в компании иерархии, например, так: специалист 2 категории → специалист 1 категории → руководитель группы → начальник отдела.
- Ротация. Сотрудник проходит переподготовку и переходит на работу в другое подразделение с сохранением уровня иерархии, например, так: менеджер отдела контента → менеджер отдела качества.
Таким образом компания решает следующие задачи:
- нивелируется «выгорание» сотрудников, предоставляется возможность решать новые задачи;
- сотрудник получает дополнительный опыт, расширяет кругозор, повышается его универсальность;
- сотрудник получает возможность передать необходимый опыт и знания другому подразделению;
- контролируется уровень конфликтности в коллективе;
- укрепляются горизонтальные связи внутри компании.
Пример. IT-компания Lodoss Team разработала тренинг для начинающих специалистов по разработке. В результате сократились временные затраты руководства на переучивание новых сотрудников и адаптацию их к рабочим процессам.
Компании, которые вкладывают средства в обучение и повышение квалификации собственного персонала, вкладываются таким образом в собственное будущее.
Мотивируйте персонал
Бизнес – это люди, которые в нем работают. Люди, объединенные общей идеей, способны свернуть горы.
Правильно замотивированный сотрудник выполняет задачи эффективнее, стремится к достижению результата, развитию и самообучению.
С ростом компании появляется потребность в выработке собственной системы мотивации персонала, исходя из специфики ее деятельности.
Управление мотивацией в компании имеет непосредственную связь с удовлетворением потребностей человека. Задача руководителя состоит в том, чтобы при помощи комбинации материальных и нематериальных стимулов замотивировать своих подчиненных работать на общий результат.
О чем стоит задуматься руководителю:
- Позаботиться о прозрачности и понятности системы мотивации для всего коллектива.
- Использовать понятные метрики для оценки эффективности.
- Грамотно комбинировать материальные стимулы: зарплаты, премии, бонусы, денежные компенсации – с нематериальными: грамоты, подарки, персональные поощрения, доски почета, корпоративные и обучающие мероприятия.
- Привязывать зарплату к результатам деятельности сотрудника, а не к количеству отработанного времени. Использовать индивидуальные и командные KPI (ключевые показатели эффективности) для начисления результатов и переменной части зарплаты.
- Стимулировать сотрудников проявлять инициативу, брать на себя ответственность, повышать квалификацию, профессионально расти в рамках компании.
Пример. Компания «ЭЦПЛегко.ру» перевела отдел продаж на безокладную систему мотивации. В результате конверсия отдела выросла больше чем в 2 раза, закончилась «война за заявки», а у компании появилась возможность платить выше рынка самым эффективным менеджерам.
Разработайте и внедрите собственную систему мотивации персонала, основанную на целях и ценностях компании.
Улучшайте сервис и управляйте репутацией
В сфере eCommerce 80 % клиентов прекращают вести бизнес с компанией из-за плохого обслуживания клиентов.
Клиентский сервис – это поддержка, которую клиент получает от компании после этапа покупки товара или услуги.
Грамотно выстроенная сервисная политика – залог успеха.
Если клиенту не понравится сопровождение после покупки, он с большой долей вероятности не обратится в компанию в будущем, напишет негативный отзыв и раструбит в своем окружении об ужасном сервисе.
Команда из Puppet-agency провела исследование и выяснила, что читают отзывы 84 % людей, а 67 % склонны изменить свое первоначальное мнение о покупке в ту или иную сторону на основе прочитанных отзывов. Так что не стоит недооценивать силу общественного мнения.
Согласно данным того же исследования, люди склонны больше всего доверять этим десяти ресурсам:
- Otzovik.com
- Irecommend.ru
- «Яндекс.Маркет»
- «Яндекс.Карты»
- Google Maps
- «ВКонтакте»
- Youtube.ru
- Tripadvisor.ru
- Flamp.ru
- Zoon.ru
Сохраните себе этот список в папочку, чтобы не потерять.
Если сервис окажется на высоте, клиент с большой долей вероятности повторно обратится в эту же компанию и будет с радостью рекомендовать ее товары и услуги.
Качество – один из значимых факторов конкурентоспособности компании на рынке.
Категорию качества можно отнести не только к конечному продукту, который производит компания – это качество продукта, но и к бизнес-процессам внутри компании – это качество процессов.
Компания может повышать свою конкурентоспособность разными способами:
- снижать себестоимость продукции;
- вносить усовершенствования в бизнес-процессы;
- автоматизировать рутинные операции, снизив тем самым нагрузку на фонд оплаты труда;
- выстроить эффективную систему мотивации персонала;
- повышать свой имидж на отечественной и международной арене;
- работать над улучшением сервиса и повышать удовлетворенность клиентов от продукции.
Пример. Компания «Росинтер» внедрила международные стандарты качества: IFS Food Standard, BRC Global Standard и FSSC 22000. В результате сеть TGI Fridays дважды получила дипломы о соответствии всем международным требованиям.
Внутренняя репутация – это мнение, которое формируется у сотрудников компании. Этим мнением они делятся с окружающими. Внешняя репутация – это мнение потребителей, государства, инвесторов, других предпринимателей и компаний.
Очень важно грамотно управлять репутацией бизнеса и внутри него (внутренняя репутация), и за его пределами (внешняя репутация).
Пример. Надежда Светлова, ведущий специалист компании «Оптимизм.ру», рассказала, как внедрение репутационной программы позволило производителю моющих средств привлечь более 200 тысяч лидов.
Регулярно собирайте обратную связь от клиентов. Обрабатывайте все отзывы, в особенности, негативные. Так компания будет получать ценные данные, которые позволят глубже понять потребности людей, улучшить продукт, имидж компании, ее репутацию на рынке. Хорошая репутация– мощный драйвер роста продаж и потребительской лояльности.
Краткие итоги
Строительство системы в бизнесе – первоочередная задача для начинающего предпринимателя. Фундаментальное понимание процессов может дать только системное бизнес-образование университетского типа. Тренинги вроде тех, что проводила «Бизнес Молодость», тоже могут быть полезны, у них есть свои плюсы: появление нового окружения, прокачка мотивации. Но фундаментальным дисциплинам, системности и стратегическому маркетингу они, к сожалению, не учат.
Итак, перечислим вкратце, о чем стоит помнить предпринимателю, который строит системный бизнес:
- подходите к маркетингу и продажам стратегически;
- делайте продукт хорошо и укладываться в заявленные сроки;
- планируйте и контролируйте поступление выручки;
- считайте юнит-экономику по продукту для возможности оперативного маневрирования;
- внедрите системный маркетинг удержания клиента;
- вкладывайтесь в обучение персонала, сформируйте базу знаний и должностные инструкции;
- разработайте понятную и прозрачную систему мотивации;
- управляйте репутацией, повышайте качество продукта и уровень клиентского сервиса.
Будьте выше рутины, хоть подчас это и нелегко, результат не заставит себя ждать.
Я трижды проходил «Бизнес Молодость»: в 2012, 2015 и 2018 годах.
В 2012 занятия вели Осипов и Дашкиев. Задания были жесткими, но выполнимыми, потому что «Яндекс.Директ» тогда настраивали немногие. Я понял, что 7 лет экономического образования (4 года колледжа и 3,5 года университета) даже рядом не стоят с обучением в БМ. Нам дали конкретные инструменты для маркетинга. Первое – сделай лендинг. Второе – настрой рекламу в «Яндекс.Директе». Третье – размести объявление на 150 площадках. И это работало!
Мы объединялись, ходили друг к другу в офисы, помогали, давали советы. После этого обучения у меня появилось много новых друзей, клиентов, с которыми я до сих пор в хороших отношениях. Полученные знания помогли мне в 2013 году организовать свое дело – автобусные туры. 2 года я возил людей на музыкальные международные фестивали.
В 2015 году я снова прошел БМ. К тому времени конкуренция в «Яндекс.Директе» выросла. Говорили больше про упаковку, про копирайтинг, про продвижение в соцсетях, про то, как преподнести продукт. Рассказывали про маркетинговые стратегии американских компаний, например, про Victoria Secret. Для меня обучение в 2015 году тоже окупилось с лихвой. Я заплатил 20 000 р., и они быстро вернулись: у меня сразу заказали картину, потом граффити. Я открыл художественную студию, которая работает и сейчас. Новые знакомства со второго потока тоже были, но уже меньше, чем раньше.
С каждым годом давали все меньше конкретных технологий. В 2018 году про инструменты вроде «лендинг + реклама» сказали всего пару слов. Да, на занятиях упоминали YouTube, коллаборации с блогерами, автоворонки, рассылки, но поверхностно. Подразумевалось, что ты уже это знаешь, а если не знаешь, то тебе помогут вникнуть другие, более опытные студенты БМ.
В 2018 году спикеры стали лить очень много эзотерики: «Обращайте свое внимание на энергию, напряжение!». Появились планы-кинжалы: если ты не сделал задание и не добился результатов, ты не пацан, плати штраф! Сидели люди и собирали штрафы наличкой. Куда эти деньги уходили, непонятно... Пошли странные требования типа «белый верх – черный низ». Мне даже однажды написали друзья, увидели мое фото в костюме: «Юра, что случилось, в какую секту ты попал, чем тебе помочь?». Всех разбили на «десятки» и внутри ввели ответственность. Если кто-то не сделал задание из «десятки», все остальные начинали его гнобить. Царила нездоровая атмосфера. Были нелепые задания, не относящиеся к бизнесу вообще. Я их даже не запомнил. Но надо было собираться и делать их вместе, что отвлекало от реальной работы.
Плохо, что ты теперь знал только свою «десятку», но не остальных 290 человек из потока. В 2012, 2015 годах мы были целой командой, без жесткого распределения по «десяткам», все общались друг с другом. В 2018 я не нашел ни друзей, ни клиентов. Мы прошли с другом всего 2 занятия, не выдержали этой нездоровой атмосферы и покинули обучение.
Та, первоначальная БМ дала мне много связей и знакомств, но там почти не говорили о том, где брать деньги для старта бизнеса, как привлекать инвестиции. Предлагали начинать так: найти первого клиента, взять предоплату, из предоплаты финансировать свое дело и постепенно расти. Начинать с самозанятости.
У многих, кого я знаю по учебе в БМ, впоследствии были проблемы выстраивания бизнеса как устойчивой системы, механизма. Системных знаний очень недоставало. В 2015 году только вскользь упомянули про работу в CRM. А про организацию работы персонала, систему мотивации, управленческий учет не прозвучало ни слова.