Согласно закону, который начнет действовать с 1 сентября 2023 года, например, на маркетплейсах нельзя будет устанавливать разные цены на один и тот же товар.
За соблюдением закона будет следить ФАС, которая дала некоторые разъяснения в своем Telegram-канале.
Теперь 135-ФЗ обращает прямое внимание на действия маркетплейсов и прямо указывает на то, что им нужно обязательно соблюдать антимонопольное законодательство.
«Скорость играет значительную роль на цифровых рынках. Платформы развиваются быстро и государство должно успевать следить за их работой, в том числе вовремя пресекать нарушения. Нововведения дадут возможность ФАС быстрее защищать права потребителей – подход «пятого антимонопольного пакета» ускоряет работу службы по расследованию антимонопольных дел и меняет подход к анализу рынка. Так, закон теперь отражает специфику анализа рынка в отношении агрегаторов и маркетплейсов с учетом характера их деятельности, степени влияния и воздействия на рынок (в том числе, сетевые эффекты)», – объяснили в ФАС.
Закон будет распространяться не на все маркетплейсы и агрегаторы, а лишь на те, которые:
- имеют годовую выручку более 2 млрд рублей;
- имеют возможность недопуска или удаления продавцов с площадки;
- имеют долю проходящих через площадку сделок выше 35% от общего рынка.
Этим требованиям сегодня соответствуют Avito, Циан, Яндекс.Такси, а также Google и Apple (их магазины приложений).
Антимонопольные требования будут применяться в случаях недобросовестного поведения маркетплейсов и агрегаторов:
- необоснованный отказ в доступе к цифровой платформе;
- навязывание невыгодных условий для потребителей;
- создание дискриминационных условий для предпринимателей, реализующих товар на маркетплейсе.
То есть, платформам с 1 сентября запрещено:
- устанавливать минимальную и максимальную цену на товар;
- устанавливать разную цену на один и тот же товар;
- устанавливать минимальную и максимальную стоимость своих услуг;
- навязывать невыгодные условия договора или не заключать его по необоснованным причинам.
- удалять карточки товаров с высоким спросом из продажи.
В случае если в отношении вас будут применяться подобные ограничения, следует обращаться с жалобой в ФАС.
Читайте также:
Маркетплейсы в России захватили рынок — Так ли это?
Что люди покупают онлайн лучше всего в 2023
Wildberries внедрили ИИ для карточек товаров – экспресс-тест функции