ВКонтакте и Сбербанк поделили имущество, и у соцсети есть особые планы на сервис доставки еды.

VK и Сбербанк, образовавшие когда-то совместное предприятие «О2О Холдинг», разводятся и делят имущество – выкупают друг у друга доли сервисов, которыми владели совместно. Это, например, Delivery Club и «Ситидрайв».

«Закрытие сделки запланировано до конца 2022 года после получения ряда регуляторных одобрений. VK и Сбер остаются стратегическими партнерами и продолжат сотрудничать в различных направлениях», – говорится в заявлении ВКонтакте.

Но VK не собирается оставлять себе сервис доставки еды, а намерен обменять его на цифровые бизнесы – на новостной агрегатор Яндекса и на Дзен, о чем мы писали.

«В дальнейшем VK планирует передать Delivery Club Яндексу в рамках сделки по приобретению контентных платформ Дзен и Новости», – делится планами VK.

Кстати, сделка с Яндексом тоже должна закрыться до конца 2022 года, и Яндекс уже переехал на новый/старый адрес Ya.ru.

Появление крупного игрока доставки еды

Delivery Club и «Яндекс Еда» в итоге перейдут на единую технологическую платформу, но сохранятся как отдельные бренды. Как объясняют в Яндексе, все курьеры получат доступ к платформе «Яндекс Про», где распределяются заказы, поэтому плотность заказов увеличится, и курьеры смогут делать больше доставок, повысив свои доходы. Пользователи же сервисов выгадают в скорости доставки. Свою выгоду получат и рестораны-партнеры Delivery Club, которые расширят зону доставки благодаря объединению двух сервисов.

Но есть вопрос – за счет чего увеличится плотность заказов, если суммарное количество курьеров и клиентов не изменится, а зоны доставки у служб практически не отличаются? Перечисление выгод больше похоже на отписку для Федеральной антимонопольной службы.

Но давайте отвлечемся и немного посмеемся над тем, как восприняли новость об объединении Delivery Club и «Яндекс Еды» в сети:

Смотреть галерею

В целом, люди настроены позитивно, но некоторые уже подозревают что-то недоброе.

Что будет с доставкой еды на самом деле, представить несложно – мы уже видели примеры того, что происходит с рынком, когда Яндекс покупает конкурирующие сервисы.

Как Яндекс изменил рынок такси

В феврале 2021 года Яндекс купил активы компании «Везёт» за 178 млн долларов, увеличив свою долю на рынке такси. У ФАС тогда были претензии к сделке: она усиливала доминирующее положение «Яндекс.Такси» как на всей территории России, так и в границах более половины регионов. Но стороны пересмотрели ее структуру, и необходимость в одобрении ФАС отпала – сделка перестала попадать под критерии, требующие согласования с антимонопольным органом (речь о размере балансовой стоимости активов «Везёт»).

Кстати, вместе с «Везёт» Яндексу достались «Такси Сатурн», Fasten и Red Taxi, которые обслуживались одним call-центром.

Этот же подход, кажется, применили и для покупки Delivery Club (вестей от ФАС пока нет) – просто обмен двух цифровых сервисов на сервис доставки еды.

Тогда Яндекс обещал, что объединение улучшит клиентский сервис и ускорит развитие логистической платформы, а такси сможет предложить жителям регионов экспресс-доставку посылок и грузов. Отличный PR!

В конце зимы покупается «Везёт», а в начале следующей осени цены растут единым резким скачком. Среди причин роста цен указывалось подорожание автомобилей, система КИС АРТ, учитывающая рабочее время водителя и не позволяющая перерабатывать, а также обязательная вакцинация. Но сейчас автомобили еще дороже, и на ценах на такси это не сказывается.

Тогда водители работали за копейки и были доведены до отчаяния, но добрые агрегаторы пошли им навстречу и повысили тарифы. Кроме того, в системе появилась возможность торга с пассажиром.

И, главное, было введено динамическое ценообразование, при котором стоимость поездок повышается, если в системе висит много заказов, которые водители не принимают. Это сделало заказы привлекательнее для таксистов. Но не такими привлекательными для клиентов.

Сколько будет стоить доставка еды

Не хотим накаркать, но когда через полгода-год по такой же схеме будут работать и сервисы доставки еды, платить за услуги придется больше. И не исключено, что ресторанам станет выгоднее иметь собственную службу доставки (совместно с другими кафе и ресторанами). Доставку, кстати, можно продвигать в соцсетях. И пора бы этим уже озаботиться, так как стоимость услуг курьерских служб уже начала дорожать. 

Полтора года назад Delivery Club ввел сервисный сбор, что заинтересовало Роскомнадзор. Компании выписали штраф и велели прекратить навязывать потребителям платные услуги. Delivery Club пошел в суд и...

Суд признал сервисный сбор законным

Судебное разбирательство длилось год, и вот 30 ноября 2022 года Арбитражный суд города Москвы вынес решение – бизнес имеет полное право взимать сервисный сбор с пользователей.

Мы намерено написали «бизнес» вместо «Delivery Club», так как данное решение сможет распространяться и на другие сервисы – не только по доставке еды, но и на туристические, e-commerce и так далее. Даже несмотря на то, что подобный сбор, как считают в Роспотребнадзоре, является, по сути, дополнительной платной услугой, от которой невозможно отказаться.

«Судебные акты по делу ожидаемо окажут непосредственное влияние на отрасль в целом, и, следуя принципу единообразия применения судебной практики, суды в дальнейшем будут принимать во внимание соответствующие выводы по настоящему делу при рассмотрении аналогичных споров», – прокомментировал решение глава дирекции юридической фирмы VEGAS LEX Кирилл Никитин.

Собираемые с пользователей деньги нужны компаниям на развитие приложений. Проще говоря, на оплату работы IT-команд, что практикуется во многих странах. То есть, у пользователя есть выбор. Генеральный директор INFOLine-Аналитика Михаил Бурмистров описывает его так: «пользоваться удобным сервисом и оплатить это удобство или не платить и выбрать альтернативные каналы доставки».

#
Яндекс
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.