Поведенческие факторы (сокращенно ПФ) – средние показатели поведения аудитории сайта по конкретной странице или всему сайту. Они позволяют судить о том, как среднестатистический пользователь взаимодействует с вашим сайтом.
Стандартные поведенческие факторы веб-аналитики – это следующие метрики:
- Время на сайте.
- Отказы (показатель отказов — это метрика, измеряющая процент людей, которые заходят на сайт и ничего не делают на странице).
- Глубина просмотра.
Также большое значение имеет кликабельность сниппета (CTR) на странице результатов поиска, а еще переходы по ссылкам и отправки форм.
Поведенческие факторы учитываются при ранжировании сайта по каждому запросу в «Яндекс» (в Google – в меньшей степени).
В чем заключается накрутка поведенческих факторов
Обычно поведенческие факторы накручиваются при помощи автоматического трафика – ботов. Но некоторые действия выполняются и живыми людьми.
Это происходит, как правило, когда оптимизатор не только недобросовестный, но еще и осторожный. Такой специалист знает, что использование ботов увеличивает нагрузку на сервер; если нагрузка будет чрезмерно высокой, а тариф на хостинге недорогой, то возможна блокировка сайта. Вследствие этого позиции сайта могут сильно просесть (ну и в целом — владелец сайта может поинтересоваться причинами блокировки).
Тогда мошенник привлекает так называемый мотивированный трафик – пользователей, зарегистрированных на биржах / буксах / других подобных площадках. Они и выполняют задания за небольшое вознаграждение.
Вот самые частые сценарии накрутки ПФ на сайте:
- Долгое пребывание на странице – с целью улучшения метрики «Время на сайте» и снижения процента отказов.
- Перемещение между разными страницами сайта – с целью улучшения метрики «Глубина просмотра».
- Имитация скролла страницы.
- Переход на страницу из результатов поиска по конкретному запросу – чтобы улучшить видимость продвигаемого сайта по определенному запросу.
Если нужно накрутить переходы из конкретного источника трафика, то они имитируются и осуществляются именно из такого источника, например – только из результатов поисковой выдачи, только из выбранной социальной сети, только по прямым заходам.
Откуда берется ботный трафик
Если ваш SEO-шник не очень дальновидный и решил пойти по самому простому пути, то он купит пакет ботовского трафика на любой бирже:
1000 посетителей за 10 дней – типичное предложение от «серых» оптимизаторов
Куча положительных отзывов, довольные покупатели и хвалебные реплики. Правда ли это? Отчасти да: этих людей не интересует реальная польза для сайта — им нужно показать владельцу сайта скриншот аналитики.
Задача того, кто покупает мотивированный трафик, решается — а задача бизнеса нет.
Как защитить сайт от накруток поведенческих факторов
Застраховаться от накруток поведенческих факторов сегодня не сможет ни один сайт. Более того – если накрутка профессиональная и грамотная, то она останется незамеченной.
Прямых способов борьбы с накрутками поведенческих факторов не существует. Что-то можно придумать против ботов, но если накручивают реальные пользователи, то засечь и предотвратить это гораздо сложнее.
Да, вы можете начать выводить капчу для всех переходов из скомпрометированных источников, например, из поисковых систем.
Но, во-первых, некоторые боты умеют отгадывать простую капчу, во-вторых, она же и увеличит показатель отказов — огромная часть пользователей никакие капчи вводить не будет, а начнет просто уходить с сайта.
Аналогичная история и с сервисами, которые обещают побороть накрутки. Их методы не работают против накруток ПФ живыми пользователями.
Хорошие функциональные возможности, но против накрутки ПФ мотивированным трафиком – инструмент бессилен
Антифрод-инструменты тоже не могут решить проблему накрутки поведенческих факторов, разве что такие имитации действий будут примитивными.
Что же работает? Если накрутка поведенческих факторов происходит для какой-то одной или нескольких страниц, то есть очевидный способ: удаляете такую страницу через админку (предварительно скопировав контент). Затем – создаете новую страницу, но немного изменяете ее заголовок и контент.
Пройдет какое-то время – новая версия страницы попадет в индекс. И если на старый URL действительно был направлен поток ботного трафика, вопрос будет решен.
Здесь, правда, придется хорошенько взвесить вред от ботов и пользу от возраста страницы.
Как определить накрутки поведенческих факторов на своем сайте
В любом случае, нужно уметь определять накрутку: как минимум, чтобы вовремя забить тревогу и сменить SEO-шника курильщика на SEO-шника здорового человека.
Так как к накруткам поведенческих наиболее чувствителен «Яндекс», то далее мы будем рассматривать все методы + инструменты именно на его примере.
Определяем накрутки ПФ по наличию ботов на сайте
Открываем «Яндекс.Метрику». Находим отчет «Посещаемость» и кликаем по вкладке «Данные: с роботами»:
Нажимаем «Сравнить с данными без роботов»
Теперь мы можем наглядно увидеть долю роботов во всех визитах:
Посещаемость действительно возросла не слишком естественно, но с роботностью – все в порядке
Определяем накрутки ПФ по неестественному скачку трафика
Чтобы диагностировать этот сценарий, открываем отчет «Посещаемость» в «Яндекс.Метрике». Вспоминаем, когда вы начали работать с агентством или частником. Смотрим динамику посещаемости на долгосрочной дистанции:
Резких скачков не замечено. Значит, примитивных накруток трафика точно не было
Если через некоторое время после начала работы с подрядчиком вы видите резкий, неестественный скачок трафика, продолжающийся более трех дней подряд, то это накрутка.
Более осторожные исполнители могут проводить накрутку заданными объемами трафика, чтобы в динамике она выглядела максимально естественно. Например, первую неделю – накручивать 10% от всего объема трафика, вторую – 20%, третью – 40% и так далее по нарастающей. Опознать такую накрутку гораздо сложнее.
Определяем накрутки ПФ по аномальному изменению позиций выбранных запросов
Открываем «Яндекс.Вебмастер» и находим раздел «Поисковые запросы». Нужный нам отчет выделен красной рамкой («Статистика запросов»):
В отчете «Статистика запросов» можно отсортировать все запросы по необходимому показателю (показы, клики, CTR, позиция)
Нам снова нужны данные на продолжительном отрезке времени. Поэтому смотрим статистику за последний месяц, чтобы видеть данные аккурат перед началом подозрительных или аномальных активностей. Период можно изменить здесь же:
Задаем временной интервал для изучения статистики по поисковым запросам
Кликаем вверху страницы по фильтру «Популярные запросы»:
Кликаем по фильтру «Популярные запросы»
Теперь нужно уточнить показатели. Нам нужно знать среднюю позицию и опционально среднюю позицию клика. Чтобы настроить вывод этих показателей, кликаем по этой шестеренке:
В меню «Показатели» можно настроить необходимые вам показатели: общие, показы на позициях, клики с позиций, CTR на позициях, %, средняя позиция показа в ТОПах, средняя позиция клика в ТОПах
Выбираем необходимые нам показатели – средняя позиция и средняя позиция клика:
Отмечаем указанные красной рамкой показатели
Маркер накруток – чрезмерно резкий рост средней позиции по одному или нескольким запросам.
Теперь мы можем отсортировать все запросы по средней позиции и выявить аномалию
Определяем накрутки ПФ по аномальному CTR
Определить накрутку поведенческих возможно и по анализу кликабельности сниппетов на странице результатов поиска. Аналогичным образом открываем «Яндекс.Вебмастер» и находим раздел «Поисковые запросы». Открываем отчет «Статистика запросов».
Как вывести необходимый показатель, мы уже рассказали выше. Напомним, нас интересуют два показателя: CTR + показы на разных позициях:
Аномалий вроде бы нет
Смотрим все подозрительные запросы. Маркер – резкий скачок CTR. Проверяем: есть ли такие страницы (запросы), находящиеся на задворках страницы результатов поиска (показы позициях с 11 и далее), с резко возросшим CTR? Если да, то это явный маркер накрутки.
А еще можно посмотреть процент отказов по определенному запросу. Представьте: по запросу «купить айфон дорого» на сайт за сутки зашла тысяча человек, а отказов при этом — 1 %. Живые пользователи так себя не ведут.
Другие признаки накрутки поведенческих факторов
Вот еще несколько косвенных сценариев, позволяющих судить о накрутке поведенческих факторов на вашем сайте:
- Резкое изменение соотношения типов устройств в источниках трафика за очень короткий период. Допустим, стандартно ваш сайт посещают 80 % пользователей с мобильных устройств и 15 % – пользователи десктопов, но за один-два дня это соотношение резко меняется (например, пользователей из десктопов стало аж 60 %).
В «Яндекс.Метрике» можно посмотреть самые популярные устройства, которые используются для просмотра вашего сайта
- Странное / повторяющееся поведение пользователей. Откройте «Вебвизор» в «Яндекс.Метрике» и проанализируйте сеансы, которые имеют полностью совпадающие параметры (например, длительность сеанса). Также проверьте характер движения курсора – если эти движения полностью повторяются в разных сеансах, курсор ведет себя странно и неестественно – это накрутка.
«Вебвизор» внутри «Яндекс.Метрики» позволяет изучить параметры любого визита, который произошел за прошедшие семь дней
- Любое резкое изменение суточного объема трафика, которое сохраняется более несколько дней.
Здесь следует отметить, что некоторые контентные страницы все же могут обеспечивать аномальный трафик по естественным причинам. Например, на моем сайте страница, оптимизированная под запрос «сбербанк ошибка 1539», однажды обеспечила прирост трафика более чем на 40 % от стандартного суточного объем на протяжении двух дней. Объяснялось это событийным фоном: в тот день «Сбербанк Онлайн» был недоступен у большей части пользователей, и они пошли гуглить причины.
- Увеличение видимости сайта по брендовой семантике. Самый простой способ – просто указать доменное имя сайта в Google Trends или «Подборе слов» и оценить динамику популярности запроса за максимально продолжительный период:
Анализируем видимость доменного имени в поиске «Яндекса»
Здесь, опять же, не должно быть резких, неестественных скачков. В большинстве случаев аномальный и скачкообразный рост видимости доменного имени в поиске «Яндекса» говорит о накрутках поведенческих факторов.
- Странный фрагмент кода, который появился в хедере или футере и которого не было раньше.
- Резкое увеличение посетителей из посторонних регионов – актуально, если сайт обладает узкой геопривязкой.
Странные визиты длительностью по 7-8 часов из нескольких стран сразу, хотя сайт – российский
Последний признак накрутки – резкая потеря позиций по большинству запросов и глобальное снижение видимости в «Яндексе». Это говорит о том, что к вашему сайту уже был применен фильтр за имитацию действий пользователей.
В большинстве случаев наличие фильтра отображается в «Яндексе.Вебмастере», в разделе «Безопасность и нарушения». Обязательно проверьте этот отчет, если ваш сайт начал терять позиции по большей части поисковых запросов.
Как снять фильтр за накрутку ПФ
Чтобы снять фильтр «Имитация действий пользователей», сначала нужно убедиться, что ботный трафик перестал поступать на сайт. После этого – нажать кнопку «Я все исправил» в «Яндекс.Вебмастере» (отчет «Безопасность и нарушения»).
Обычно снятие фильтра за накрутку поведенческих факторов занимает около года:
Так выглядит фильтр за имитацию действий на сайте / накрутку поведенческих факторов в отчете «Безопасность и нарушения», в «Яндекс.Вебмастере»
Никакие накрутки не спасут сайт, если его контент слабый и не интересный для целевой аудитории — в лучшем случае боты просто ничего не купят (а они не купят!), в худшем сайту грозит попадание под фильтр. Поэтому стоит не только отказаться от накрутки. но еще и следить,чтобы такая идея не пришла в голову подрядчику.
Читайте также:14 распространенных уязвимостей сайта – проверьте себя