В недавнем выпуске Дудя о стартапах в Кремниевой долине не было ни одной женщины. Складывается впечатление, что мир больших денег и бизнеса строят исключительно мужчины, неся на своем горбу непосильную ношу ответственности за будущее человечества. Женщинам же остается только рожать и заботиться о подрастающем поколении.

Если нет популярных топ-менеджеров женщин «у всех на слуху», это не означает, что их нет вообще. Мы в редакции TexTerra развеяли мифы и поговорили с шестью девушками, которые достигли колоссальных высот в карьере. Спойлер: рожать, строить карьеру, красить ресницы и привлекать миллионные инвестиции можно одновременно.

Для удобного перемещения по вопросам используйте оглавление.

Расскажите о себе

Анна Знаменская,
директор по глобальному развитию Viber

– Я родилась в Екатеринбурге, закончила Уральский государственный технический университет, где изучала менеджмент. Еще в институте, начиная с 3-го курса, я стала работать в региональном отделении журнала Cosmopolitan агентом по продажам рекламы. Через год меня пригласили, также, менеджером по продажам в только что открывшийся филиал ИД «Коммерсант», где я проработала три года, став последовательно директором по рекламе, а потом и руководителем представительства «Коммерсантъ» в Екатеринбурге.

Потом я переехала в Москву и снова пошла продавать рекламу, в «Сообщество менеджеров E-xecutive». Оттуда меня переманили в холдинг «Проф-Медиа» на позицию руководителя небольшого издательского дома. Через три года холдинг был куплен Rambler, и меня назначили туда коммерческим директором.

После «Рамблера» я ушла в стартап, который тогда никак не назывался – меня нашли акционеры инвестфонда Ru-Net и сказали, что хотят сделать «видеокомпанию в рунете». Из этого стартапа мы сделали известный всем проект-блокбастер ivi.ru, где я была три года генеральным директором, и который сейчас входит в топ-20 самых дорогих компаний российского интернета.

После ivi был big data стартап с Олегом Тиньковым, три года в качестве директора по цифровым технологиям в «Билайне», руководство сервисами в российском подразделении Apple, а с прошлого года я работаю директором по глобальному развитию в Viber. Это – моя первая глобальная позиция, у меня 70 человек в 9 офисах по миру: маркетинг, пиар, аналитика, партнерства.

Весь карьерный путь занял почти 20 лет усиленной работы. Мне повезло, что я попала в только зарождающуюся digital-индустрию и каждый день работала только над тем, что мне искренне нравится.

Ирина Марчева,
директор по продукту в «Яндекс»

– Я родилась в подмосковном городе Коломна. Школу закончила с медалью, после школы поступила в Российской государственный гуманитарный университет в Москве на факультет лингвистики, на специальность «Лингвист-переводчик». Владею тремя языками: английский, испанский, итальянский. Во время учебы ездила учиться по обмену в Неаполь.

У меня интересная судьба и, кажется, что я прожила уже три жизни

После университета я по семейным обстоятельствам уехала в Дагестан, в военную часть. Три года жила там, начала работать преподавателем в университете, затем стала проректором по научно-исследовательской работе. Там я поступила в аспирантуру, параллельно получила второе высшее экономическое образование.

Через три года опять вернулась в Москву. Я понимала, что наукой себя в большом городе не прокормить, поэтому в 2011 году устроилась в «М.Видео» синхронным переводчиком к IT-директору, экспату из Англии.

Год проработала переводчиком, пока не произошло очередное поворотное событие в моей жизни – заболел один из системных аналитиков. Сложность в его работе была в том, что партнерами по проекту были англичане. Внутри компании не нашлось никого лучше меня, кто бы хорошо знал английский язык и подменил аналитика.

Мне объяснили, что делать, познакомили с техническим заданием (ТЗ): «Ира – это ТЗ, ТЗ – это Ира». Я две недели работала над проектом, пока не вышел с больничного мой коллега.

Через неделю ко мне подошел руководитель и предложил пойти к нему системным аналитиком: «Ты хорошо справилась, приходи ко мне, у тебя есть все шансы». Нужно понимать, что IT для меня в то время – это кнопочки, а затем какая-то магия. Так началась моя карьера в IT.

Я прошла путь от системного аналитика, менеджера ИТ-проектов, руководителя отдела до директора продуктового офиса, с нуля построив продуктовое управление в группе компаний «М.Видео-Эльдорадо». В апреле 2020 года я перешла на позицию директора по продукту в «Яндекс».

Ирина Первушина,
руководитель отдела продаж «Перекресток онлайн»

– Я родом из города Екатеринбург, мои родители – простые инженеры из провинции, окончившие техникум связи. Сама поступила в языковой лицей № 2 с английским уклоном в Екатеринбурге, окончив его с серебряной медалью. Я понимала, что родители не смогут заплатить за обучение, поэтому ВУЗ и факультет я выбрала далеко не самый престижный.

Я поступила на математический факультет педагогического университета в Екатеринбурге. На пятом курсе я уже работала в школе учителем информатики. После окончания института случился парадокс – в моем городе не нашлось школы, где были бы доступны вакансии учителя математики. Одна директриса сказала мне: «Ирина, быть учителем – дорогое удовольствие. У тебя должен быть муж, который будет содержать семью».

Попадание в правильную компанию на начальном этапе – это залог успешной карьеры. Совершенно случайно я увидела, что компания «Юнилэнд» набирает сотрудников и устроилась к ним, пройдя конкурсный отбор. Зарплата была очень маленькая – 3 000 рублей: заплатить за садик, немного продуктов и квартиру – но компания стала отличной школой переговоров. Через два месяца меня уже повесили на «Доску почета», за то, что я сделала нужный объем закупок.

Проработав несколько лет в продуктовом бизнесе, я решила, что хочу работать в международной компании. Около года я искала нужную работу, потому что в 2000 году региональных представительств международных компаний в Екатеринбурге было очень мало. Чаще всего нужные мне позиции занимали мужчины.

Я прочитала объявление, что в компанию Philips нужен торговый представитель. Прошла порядка 5 этапов интервью в агентствах. Проработала полтора года, вывела свой регион на объемы, которые иногда даже превышали продажи сетей в Северо-Западном регионе. Мой руководитель сказал, что меня ждет повышение и я буду отвечать за продажи в половине страны, но один из моих коллег предложил мне выйти за него замуж. По внутренним принципам компании и по личным соображениям, мы решили, что лучше не работать вместе, поэтому я сделала выбор в пользу семьи, так как до этого 8 лет воспитывала ребенка одна.

Я переехала в Москву, у нас родилась дочь, два с половиной года я не работала. Как только я решила снова работать, пришлось все начинать с нуля. У меня была куча страхов, комплексов провинциалки, приехавшей в Москву. В итоге, я пришла в Американскую компанию «3M», с нуля развивать новое направление.

Мой руководитель сказал примерно следующее: «Ирина, вот тебе Москва, в ней есть торговые сети, через год ты должна быть везде». Я пошла и через год была там, где было нужно. Через несколько лет мне захотелось больших объемов и сложных задач.

Меня пригласили в компанию Metro на должность старшего менеджера по работе с ключевыми клиентами. Был 2012 год, страна начала готовиться в «Олимпиаде 2014». Нашу компанию сделали рекомендованным поставщиком продуктов питания для Олимпиады, и я участвовала в переговорах с лучшими мировыми компаниями. Потом был «Чемпионат мира по футболу» и «Кубок конфедерации».

Моя последняя позиция в Metro – работа с советом директоров, я определяла стратегию канала Food service delivery и Национальные сети. В прошлом году я ушла из компании. Через несколько месяцев, по рекомендации коллег, меня взяли в X5 руководителем отдела продаж в «Перекресток Онлайн».

Анна Луканина,
президент «Ассоциации брендинговых компаний России – АБКР»

– Я родилась в Иваново. Получила два высших образования: лингвистическое и экономическое. Кроме того, получила стипендию от «Ротари-клуба», чтобы изучать культуру и искусство в Германии. Так вышло, что я вернулась в Россию, закончила университет, вышла замуж.

После окончания вуза, мы с мужем решили переехать в Москву. Первым местом работы была английская компания из коммуникационной индустрии, которая занимается BTL, но проработала я там недолго.

В 2002 году я пришла на собеседование в брендинговое агентство Depot на позицию помощника менеджера. Вот уже 18 лет я нахожусь в этой компании, проделав долгий путь с первой позиции до управляющего партнера. Фактически, Depot – моя профессиональная родина.

В агентстве я долгие годы занималась международной деятельностью, открыв представительства в семи странах

Параллельно своей работе, занимаюсь еще общественной: вхожу в комитет по рекламе в Торгово-промышленной палате РФ. Кроме того, я – президент Ассоциации брендинговых компаний России. Ее создали в 2009 году, чтобы индустрия брендинга была самостоятельной цивилизованной индустрией. В прошлом году меня избрали на пост президента, до этого ею руководили основатели.

Майя Котляр,
CEO & Founder туристической компании MAYEL Travel

– Родилась я в Грузии. До 12 лет жила там, пока семья в 1994 году из-за переворота в стране не эмигрировали в Россию. Школу уже закончила в Москве. По настоянию родителей поступила на фармацевтический факультет Первой медицинской академии имени Сеченова.

Первая работа – провизор в аптеке. Работа дала хорошие знания рынка, навыки, но она мне не нравилась. Творчество, рисование, пианино – это моя история. Поэтому пошла получать второе высшее по маркетингу в Плехановскую академию. Тогда я думала, что это будет логичным дополнением к моему первому фармацевтическому образованию, так как в России началась эра Западных фармкомпаний.

В 22 года сама устроилась в крупную мировую фармацевтическую компанию Ferrosan (производители Мульти-Табс), нынче Pfizer. Начинала с координатора отдела маркетинга. В 25 лет доросла до бренд-менеджера. В западных фармкомпаниях это считается не только престижной должностью, но и высокооплачиваемой работой, до этого дорасти очень сложно. И самое чудесное – мне доверили вести люксовые бренды: выведение «с нуля» брендов женской нутрицевтики, сети студии экспресс-диагностики при аптеках.

За годы работы в сегменте luxury я поняла, что абсолютно неважно, в какой сфере работает человек – важны его навыки. Хоть колготки продвигай: если умеешь грамотно донести до аудитории ценности бренда, ты станешь лучшим. Но мне надоело работать на дядю. Ценность свободы взяла верх над статусом.

В 30 лет я ушла в никуда, так как захотелось запустить собственный туристический бизнес, в котором все делать по-другому. Несколько лет назад люди покупали только стандартные пакеты «Египет / Таиланд / Турция». Мало компаний делали индивидуальные туры, выстраивая нетривиальные сложные маршруты. И я начала создавать собственный бренд.

Наталья Захидова,
founder образовательного маркетплейса BASE idea | experience | sense

– Я из Ростова-на-Дону. Школа, институт, первые шаги в карьере и первый бизнес: все были в Ростове. Работала на телеканале «РБК-Южный Регион», где за два года преодолела путь от внештатного журналиста до редактора ежедневного выпуска новостей и продюсера канала. Оценив возможности, которыми обладала на момент окончания института, на пятом месяце беременности дочерью Софией выбор был сделан в пользу ивент-индустрии.

В 2009 году началось сотрудничество с «Русскими сезонами XXI века». Потом поехала учиться в Москву в Школу продюсирования Алексея Бокова. Работала с режиссером Павлом Лунгиным на Фестивале им. Андрея Тарковского, с примой-балериной Мариинского театра и Американского театра балета Дианой Вишневой, создала и запустила «Национальный Рекламный Форум», «Национальную Премию Бизнес-коммуникаций».

Почему рынок снижает ценность труда женщины?

Анна Знаменская,
директор по глобальному развитию Viber

– Я бы не сказала, что рынок специально отодвигает женщин на задний план. Возможно, в «тяжелых секторах» – промышленность, нефть, газ, банки, но в нашей IT-индустрии нет явной дискриминации. Думаю, такое мнение складывается потому, что женщины зачастую сами прячутся в тени своих коллег-мужчин.

В России и странах СНГ вообще очень сильны советские стереотипы: некрасиво торговаться, продавать себя, быть выскочкой. В компаниях, в которых я работала, никогда не возникало установок, что женщинам нужно платить меньше.

Мужчины переговоры о зарплате ведут гораздо жестче, отстаивают позицию, приводят аргументы, четко следуют генеральной линии. Если компания хочет нанять именно его, мужчина воспользуется этим и будет продавливать свою позицию.

Женщины могут сделать шаг к попытке торговаться, но, услышав первый аргумент против, они практически сразу отступают. Женщины гораздо реже просят повышения в должности или в зарплате, проявляют меньше инициативы, стесняются спрашивать. Возможно, именно за счет этого получается разница в оплате труда.

Ирина Марчева,
директор по продукту в «Яндекс»

– Сложно судить, потому что обычно информация о зарплатах закрыта. Интуитивно, мне кажется, что различий в зарплате нет. Я не чувствую, что мне платят меньше, чем кому-то.

В крупных компаниях есть «грейды» – зарплатные уровни. Такой подход позволяет нивелировать риск того, что тебя как-то не так оценят. Если приходишь в компанию на определенный «грейд», то там есть «вилка», в рамках которой ты получаешь зарплату.

Ирина Первушина,
руководитель отдела продаж «Перекресток онлайн»

– Я не считаю, что у женщин меньше карьерных возможностей, чем у мужчин. В тех компаниях, которых мне довелось работать, соотношение мужчин и женщин – 50/50, а то и больше в пользу женщин. Если женщина выходит на уровень руководителя, то ее уже сложно обделить в зарплате, так как она знает себе цену.

Если говорить про персонал среднего уровня, я сталкивалась с тем, что у мужчин, зарплаты выше, чем у женщин. Я считаю, что женщин часто недооценивают на средних позициях. Считается так, что ей поможет супруг, она потерпит, а мужчине семью надо кормить.

Анна Луканина,
президент «Ассоциации брендинговых компаний России – АБКР»

– Об этом много говорят, но нужно брать в виду индустрию, о которой идет речь. В силу общественного и делового статуса, я бываю на всевозможных конференциях, в том числе и женских. Если мы берем коммуникационную индустрию, я бы не сказала, что здесь есть проблема у женщин. Наоборот, во многих агентствах моих конкурентов женщин намного больше, чем мужчин. Это и есть проблема.

Все сложнее найти мужчину на руководящую позицию в коммуникациях. Управлять коллективом должны две головы – мужская и женская. Пусть они будут неравнозначны во внутренней иерархии, но это было бы важным балансирующим решением. Нельзя одному мужчине или одной женщине стоять у руля организации.

Майя Котляр,
CEO & Founder туристической компании MAYEL Travel

– Мы живем в патриархальном обществе, нам изначально вбивают с детства роли поведения. Женщины с детства играют в «дочки-матери», а мужчинам прививают мысль, что они должны зарабатывать, кормить семью, строить карьеру.

Из всех стран мира, только 12 государственных лидеров – женщины. Выбраться из той патриархальной модели, которую нам навязали с детства, очень тяжело. Зачастую мужчина злоупотребляет властью, держит под контролем деньги, позиции на работе с тем, чтобы контролировать женщин: «Знай свое место!».

Отчасти, это неплохо. От женской роли никак не уйти – важно и рожать, и растить детей. Но саморазвитие никто не отменял – поэтому женщине параллельно приходится заниматься очень многим. А мужчина, как принято у нас в обществе, имеет право фокусироваться только на работе.

При устройстве на работу меня всегда спрашивали, замужем ли я и есть ли дети. Когда я говорила, что есть жених, меня спрашивали, когда я выхожу замуж, когда планирую рожать. В России западные компании тоже работают по здешней модели. Когда я ездила на заводы в Данию, женщину боготворили, отпускали домой в 5 часов, ей позволяли работать даже до последних сроков беременности и выплачивали солидные декретные.

Наталья Захидова,
founder образовательного маркетплейса BASE idea | experience | sense

– Возможности женщины и мужчины не равны во всем мире и на всех уровнях. Есть интересные и успешные практики, которые важно изучать, трансформировать под наши реалии и внедрять. Достаточно наблюдать за деятельностью Мишель Обама, Меган Маркл, Мелинда Гейтс, Шерил Сэндберг (Facebook), инициативами крупнейших корпораций. Важно уже то, что стали обсуждаться вопросы, которые раньше не поднимались и широко не освещались.

Например, обсуждение вопросов матерей-одиночек, не только с циничной позиции, что это самый выгодный сотрудник. Очень наглядно стереотипы показывает сериал «Американская история преступлений». Он подсвечивает события в жизни женщины, которые мы привыкли не замечать, уже этим создавая трудности и неравенство.

В чем разница «женского» и «мужского» подхода в управлении и работе?

Анна Знаменская,
директор по глобальному развитию Viber

– Люди идут к одной цели через разные подходы. Мужчины ориентированы на быстрый результат, их не очень интересуют мелкие детали, они работают на инновации и конечный вау-эффект. Им важна соревновательность и возможность выиграть, не важно, что: контракт для своей компании, долю рынка, проект.

Мужчины хороши в переговорах на высоких позициях, в масштабных проектах, они в целом принимают более смелые решения

Женщины с одной стороны более эмоциональны: заботятся о настроении в команде, часто пытаются организовать коллективное принятие решений, чтобы все участвовали.

А с другой стороны, они более последовательные и ответственные, особенно в части рутинной ежедневной работы. Женщины – перфекционистки и чаще доводят дело до конца. Особенно хорошо женщин брать на начальные позиции, туда, где требуется большая усидчивость.

Мне кажется, что у меня более мужской подход в управлении, потому что я всегда нацелена на максимально быстрое достижение результата.

Ирина Марчева,
директор по продукту в «Яндекс»

– Я не сталкивалась со сложностями, связанными с гендерной принадлежностью в управлении. В IT-сфере очень размыта граница между «мужским» и «женским», потому что отрасль довольно новая. Средний возраст работников – 35 лет. Кажется, у людей этого поколения граница полов не такая сильная.

Ирина Первушина,
руководитель отдела продаж «Перекресток онлайн»

– За всех женщин я говорить не могу, все разные, стили управления отличаются. У женщины более эмоциональный подход, у мужчин – рациональный. Мне кажется, что у женщин между собой бывает бóльшая конкуренция, они часто топят друг друга в карьере.

У мужчин чаще встречается то, что они помогают достигать более высоких позиций коллегам. Общие темы разговоров, охота, рыбалка делает их не только друзьями, но и партнерами в работе.

Анна Луканина,
президент «Ассоциации брендинговых компаний России – АБКР»

– Женщина часто подвержена эмоциональным вспышкам. Мужчина более устойчив и может подстраховать в нужный момент. И наоборот – женщина является лучшим переговорщиком, потому что может использовать свой эмоциональный интеллект. В переговорах прямота мужчин мешает, нужно лавировать.

Роль лидера мужчины я отвожу мужчине. Если женщина единолично владеет компанией, ей приходится себя ломать, для того, чтобы сохранять жесткость. В моем понимании, это противоестественная история, хотя, если ты управленец, тебе приходится быть жестким к себе и к окружающим.

Майя Котляр,
CEO & Founder туристической компании MAYEL Travel

– У женщины больше эмпатии, сочувствия, душевности в управлении, меньше жестких решений. Конечно, есть жесткие управленцы, но я держусь середины. Женщина готова работать бесплатно очень долго, за гораздо меньшие деньги, лишь бы реализовываться.

Наталья Захидова,
founder образовательного маркетплейса BASE idea | experience | sense

– «Мужской» – это завоевание, стратегии, «женский» – созидание, преобразование. Именно эту сильную сторону и важно стремиться усиливать во всех сферах.

Для меня во многом очень ярким примером стал кейс Светланы Нигматуллиной, с которой мы познакомились в Калининграде. Негативный опыт с одной из авиакомпаний она трансформировала вместе с руководством компании в решение проблемы людей с инвалидностью.

Очень вдохновляет опыт европейских предпринимательниц, где преобладает семейный бизнес совместно с супругом или детьми. Многие предпринимательницы ведут бизнес во 2-3-м поколениях.

Еще большее впечатление производит возраст, в котором женщины открывают свое дело и получают финансирование, кредиты. Например, в Германии и Италии – это 55-65 лет. В России возраст предпринимательницы в 70 % случаях – 25-44 года.

Что должно произойти, чтобы исчезло неравенство полов в карьере?

Анна Знаменская,
директор по глобальному развитию Viber

– Индустрия IT и Digital – была всегда традиционно мужской сферой. Разработчики, программисты, аналитики пришли из математических и технических вузов, где всегда было больше мужчин. Но в этой сфере каждый год появляется все больше позиций, на которых работает много женщин – это функции маркетинга, продаж, развития продуктов, дизайна и проектирование интерфейсов, поддержки пользователей. В последние годы дисбаланс выравнивается, потому что, помимо создания кода продукта, необходимо его продвижение до конечного потребителя.

Если говорить про топовые управленческие роли, то в мире все больше примеров, когда женщины появляются в руководящем составе. апример, Шерил Сандерберг, операционный директор Facebook, или Мариса Майер, экс-гендиректор Yahoo.

Стоит отметить, что компании сферы IT намного более привлекательны для женской карьеры, в отличие от банков или нефтегаза. Поскольку индустрия молодая, у сотрудников нет зашоренности, предубеждений, стереотипов, что «место женщины на кухне». Культуры в этих компаниях очень открытые, поэтому шовинистского отношения нет: женщин продвигают, позволяют занимать высокие позиции, если их квалификация релевантна.

Ирина Марчева,
директор по продукту в «Яндекс»

– Я, наверное, счастливый человек, – с таким не сталкивалась. У меня есть 4 школьные подруги. Каждая из них очень успешна в своей сфере. Ни дети, ни семья, ни высокие каблуки с макияжем по утрам не мешают нам реализовываться профессионально. Возможно, людям свойственно искать причины неудач в других вещах, но не в себе конкретно.

Ирина Первушина,
руководитель отдела продаж «Перекресток онлайн»

– Конечно, отрасли бывают разные. Женщина и в продажах, и в закупках, и в операционной деятельности может себя реализовать. Мне встречались очень сильные управленцы как женщины, так и мужчины.

Безусловно, есть профессии, где мужчин больше, но это не значит, что это дискриминация. Например, врачи-онкологи, хирурги, они незаменимы в своей профессии. Конечно, женщины и там работают, но их в разы меньше в силу особенности профессии. Эмоционально тяжело выдерживать столько болезней, смертей.

Анна Луканина,
президент «Ассоциации брендинговых компаний России – АБКР»

– В коммуникациях много женщин, и тут нет явного деления по половому признаку. Но если мы посмотрим на директоров в маркетинге, то мы увидим, что женщин гораздо больше. У нас в агентстве есть кодекс, который регламентирует гендерные вещи. Сейчас этим никого не удивишь, поэтому у нового поколения даже говорить об этом считается плохим тоном. В творческой среде то, что ты мальчик или девочка, обсуждать не принято. Молодежь очень обижается, если кто-то из старшего поколения позволяет себе высказывания на этот счет.

Я человек старой закалки, родилась в 70-е, поэтому ощущала на себе неравенство. Если ты подчиненная и у тебя есть начальник, то он может себе позволить и какие-то высказывания, и мимику, которая касается гендерных вещей. Мужчина, называя женщин «девочками», возможно, ничего в виду не имеет. Просто на подкорке у него зашито: «Женщина, знай свое место».

С другой стороны, я противник всевозможных женских клубов, где эмансипированные женщины говорят, что они достойны управлять. Если природой было заложено распределение ролей мужских и женских, то это неспроста. В своей деятельности я интуитивно придерживаюсь этих ролей.

За каждым правителем мужского пола все равно стоит женщина

Такой гендерный баланс – это оптимальная структура правления. За счет своей специфики они друг друга взаимодополняют. Женщина по натуре тактик, нежели стратег. У мужчины есть более глобальное видение, в то время как женщина – лучший исполнитель.

Майя Котляр,
CEO & Founder туристической компании MAYEL Travel

– Россия далека от того, что происходит в мире в отношении женщин. В нашей стране, чуть ли не единственной из всех развитых, цивилизованных стран не принят Закон о семейном насилии. Даже в Украине, Беларуси и Грузии – везде этот закон приняли. Возможно, это отголоски советского патриархального прошлого. И очень жаль.

Наталья Захидова,
founder образовательного маркетплейса BASE idea | experience | sense

– Неравенство будет исчезать постепенно. Единого решения нет, это целый комплекс мер. Главное, сегодня об этом стали говорить профильные ассоциации и общественные объединения, корпорации. Механизм запущен и уже начал приносить свои плоды.

Назовите три личных качества, которые вам помогли сделать карьеру.

Анна Знаменская,
директор по глобальному развитию Viber

– Целеустремленность. Хотя это качество есть у всех людей, сделавших карьеру. Иначе, ничего бы не получились.

Любознательность. Мне интересно узнавать новое в разных областях, связанных не только с работой. Если я чего-то не знаю, я пойду гуглить, читать об этой области. Не боюсь сказать, что я не знаю, переспросить. Любознательность помогает строить диалог с разными людьми. Всегда интересно поговорить с человеком, если у него есть дополнительный багаж знаний, связанных не только с профессией. Я была больше чем в 60 странах мира, и всегда изучала новые места, читала, задавала вопросы местным о том, как они живут, отдыхают или платят налоги.

Коммуникабельность. Каким бы гениальным профессионалом человек ни был, ему важно уметь продавать свои идеи даже внутри компании, отстаивать свою точку зрения, проводить переговоры. В больших корпорациях важно не только иметь хорошие отношения с руководителем, но и уметь выстраивать горизонтальные связи. Результат любой успешной работы – это проект, объединяющий людей из других функций.

Ирина Марчева,
директор по продукту в «Яндекс»

– Первое – ориентированность на достижение результата. Меня часто удивляло, почему продвигают именно меня, а не коллегу с блестящим IT-образованием и опытом. Для себя я объяснила это так: можно быть отличным экспертом, но при этом не достигать необходимого результата. Руководство очень ценит, когда ты бросаешь все силы на достижение цели, даже если ты никогда этого не делал.

Второе – установление понимания между людьми. Люди, работающие в IT, часто интроверты. Мне помогала первая профессия переводчика: эмпатия, понимание людей, умение перевести с языка разработчика на бизнес-язык, и донести это.

Третье – я не принимаю решения, исходя из страха. Люди совершают поступки и принимают решения, т. к. боятся быть уволенными, лишиться должности. Как показывает моя практика, подобные действия делают только хуже.

Ирина Первушина,
руководитель отдела продаж «Перекресток онлайн»

– Нацеленность на результат, баланс между экономической целесообразностью и рисками, наличие миссии (то, что я делаю, должно нести общественную ценность).

Анна Луканина,
президент «Ассоциации брендинговых компаний России – АБКР»

– Первое – есть такая поговорка: «Пацан сказал, пацан сделал». Я стараюсь придерживаться этого правила. Меня сильно раздражает, когда люди не отвечают за данные обещания. Обязательность – очень важное качество.

Второе – дисциплина. Я занимаюсь любительским спортом и знаю, что без дисциплины не добиться поставленной цели. Ты должен идти через боль, слезы, преодолевая себя.

Третье – коммуникабельность. Я пытаюсь общаться с людьми и того же жду от них. Правда, открытость иногда служит мне плохую службу, но в массе люди хорошие. Я искренне верю, что если ты будешь высказывать свою точку зрения, то люди будут доверять тебе.

Майя Котляр,
CEO & Founder туристической компании MAYEL Travel

– Первое качество – инфантильный оптимизм. Когда человек создает бизнес, он со стороны выглядит безумцем. Он работает бесплатно, вкладывает свой ресурс, деньги, слепо верит в «неопределенное» будущее, верит в свой проект, идею настолько, что зачастую добивается успехов.

Второе – отсутствие слова «нет». Даже самую безумную идею сотрудника на совещании я воспринимаю адекватно и открыто. Все всегда начинается именно с выхода из зоны комфорта.

Третье – самодисциплина, фокусировка на цели и доведение дел до конца. Занятия фортепиано при консерватории, дисциплина, засиживание до ночи помогли научиться упорству.

Наталья Захидова,
founder образовательного маркетплейса BASE idea | experience | sense

– Трудолюбие, гибкость, оптимизм. Ключевые источники роста для меня – постоянное расширение своих горизонтов, образование, окружение и труд. А главная опора – семья. Я, как и любая женщина, прошла длительный путь в нахождении баланса между работой, трудностями в воспитании ребенка и выстраиванием семейных отношений.

Что посоветовать мужчине-руководителю, чтобы женщины сами хотели с ним работать?

Анна Знаменская,
директор по глобальному развитию Viber

– Нужно больше хвалить людей. Похвала – это самый простой и бесплатный способ мотивации персонала. Он прекрасно работает с женщинами, потому что им важно подбадривание. Женщины-руководители склонны поощрять высокий эмоциональный дух в коллективе, командную работу, когда все дружат, как в семье. К сожалению, руководители мужчины часто забывают об этом.

Даже психологи говорят, что если у тебя есть дочь, то ей надо говорить, что она сможет это сделать, она умница и молодец, и у нее все получится. Для мальчиков же нужно использовать соревновательную мотивацию: «Ты что, не можешь как Петя?!», чтобы мальчику было неудобно проиграть, и он стремился брать новые высоты.

Я, например, работала с Олегом Тиньковым, и он предпочитал больше соревновательную мотивацию, поэтому, наверное, основной костяк его команды – мужчины.

Ирина Марчева,
директор по продукту в «Яндекс»

– Наверное, мужчинам нужно относиться к женщине, как к равносильному партнеру. Когда мы разговаривали с одним генеральным директором крупной компании на эту тему, он рассказал такую историю. В то время он учился в Испании на курсах в бизнес-школе, и там подняли вопрос про количество женщин в топ-менеджменте. Мой собеседник сказал, что у них в компании мужчин и женщин в топ-менеджменте поровну.

Все начали задавать вопросы о том, как ему этого удалось достичь, возможно, есть у них специальная программа. Он им ответил, что в России не нужно специально продвигать женщин – они сами придут и возьмут то, что им нужно. Мы посмеялись.

Ирина Первушина,
руководитель отдела продаж «Перекресток онлайн»

– Мужчинам следует больше ценить женщин, не обижать – очень часто считается, что если ты мужчина, то ты прав. Женщина, как исполнитель, на своих плечах очень часто приносит гораздо больше пользы, они более ответственны, внимательны, работоспособны.

Анна Луканина,
президент «Ассоциации брендинговых компаний России – АБКР»

– У молодого поколения я не замечала пренебрежения к женщине. Мужчин бы предостерегла от пренебрежительных обращений в сторону женщин. Когда проходят деловые встречи, даже я чувствую себя некомфортно, когда с нашей стороны мы едем только женским составом, а по ту сторону «баррикад» сидит только мужской состав. Если там есть мужчины из возрастной категории, то зачастую тебе могут дать понять, что ты женщина и тебе не место здесь. Это касается переговоров на высоком уровне, например, генеральных директоров. На более низких уровнях это меньше ощущается.

Еще меня задевает то, что на переговорах мужчина обращается к мужчине, взглядом нивелируя присутствие женщины.

Тебя воспринимают не равноценным участником переговоров, а вспомогательным персоналом
Майя Котляр,
CEO & Founder туристической компании MAYEL Travel

– У меня 99 % сотрудников – женщины. К сожалению, у мужчин с высоким сервисом сложности. Мужчина гордый, неподатливый, не склонит голову, когда надо. Женщина более терпелива и умеет лавировать. Мужчина фокусируется на деньгах, планировании, бизнес-процессах, власти. Женщина больше стремится к созиданию, реализации задуманного.

Наталья Захидова,
founder образовательного маркетплейса BASE idea | experience | sense

– Научиться слышать. Это относится и к женщинам. Когда партнеры слышат друг друга, их базовые ценности схожи, то остальные преграды преодолимы. Без мужчины женщине трудно построить бизнес. Чувствовать силу рядом – это важно, мой опыт партнерства это неоднократно доказывал.

Как получается справляться с нагрузкой, если есть семья и дети?

Анна Знаменская,
директор по глобальному развитию Viber

– Тема баланса семьи и карьеры в России очень сложная, потому что в нашей стране считается, что женщина должна сначала 8 часов работать на работе, а потом вечером дома отрабатывать вторую смену. Моей дочери 14 лет, и хотя сейчас с ней уже совсем не сложно, нужно каждый день готовить еду и следить за учебой.

Когда она была маленькой, несмотря на то, что я работала на хороших позициях и могла позволить себе няню, сложно было в эмоциональном плане. Любая работающая мать всегда сталкивается с собственным чувством вины, что она мало времени уделяет ребенку.

Я поняла, что важно качество, а не количество времени, проведенное с ребенком. Бывает так, что мать присутствует рядом, но постоянно читает почту в телефоне. Это не сделает вашу связь крепче. Лучше каждый вечер 30-40 минут побыть с ребенком, но без телефона и максимально вовлеченно: поиграть в игры, почитать, посмотреть кино или мультики вместе.

Ирина Марчева,
директор по продукту в «Яндекс»

– Наверное, я повторюсь, но я счастливый человек. В «Яндексе» мамочки с детьми могут сформировать гибкое рабочее расписание. Если тебе нужно отводить и забирать детей из садика или работать какие-то дни дома, то ни у кого проблем не возникает. Главное, что ты выполняешь свои задачи. Дальше все зависит от женщины: насколько она организована и умеет совмещать личную жизнь с работой. Да, работать нужно много, но с гибким графиком ты можешь уложить детей спать, а потом завершить дела.

Когда я вела переговоры с представителем HR на позицию в «Яндекс», то удивилась тому, что на собеседовании рекрутер рассказывал мне, насколько хорошие условия у компании по ведению беременности: полное сопровождение женщины от беременности до родов в лучших клиниках Москвы, большие подарочные наборы. В обычных компаниях рекрутеры в первую очередь спрашивают, не собираюсь ли я в декрет в ближайшее время.

Здесь получается наоборот. Тут говорят, что они приветствуют меня, как человека, у которого может быть личная жизнь, дети. В офисе компании есть комнаты матери и ребенка. В IT-сфере создают условия, когда у женщины не возникает проблем с тем, что она мама, и она может реализовываться как профессионал и личность.

Ирина Первушина,
руководитель отдела продаж «Перекресток онлайн»

– Я очень рано родила ребенка, в 18 лет, поэтому все процессы и жизнь всегда были организованы: нужно было и учиться, и работать. У меня было много мотивации, чтобы двигаться вперед и не сидеть на месте. Я поняла, что нужно уметь делегировать не только на работе, но и в семье.

Мне везло с людьми, которым я могла отдать часть бытовых проблем. У меня была няня хорошая, я спокойно работала. Были помощница по дому, водитель, если необходимо. Нельзя делегировать походы на дачу, в театр, время с детьми и мужем. Время, проведенное с семьей, должно быть ярким и насыщенным. Иногда просто спокойным.
Анна Луканина,
президент «Ассоциации брендинговых компаний России – АБКР»

– Так вышло, что я посвятила работе все время. Детей у нас нет, но есть две овчарки. Я не чувствую нехватку времени, потому что не наемным работником быть легче. Нет жесткого графика, поэтому я нахожу время и для семьи, и для спорта, и для собак, и для работы.

Майя Котляр,
CEO & Founder туристической компании MAYEL Travel

– Это очень тяжело. Я не «глянцевая» мама, которая показывает, что дети причесаны, дом блестит, на столе три блюда, бизнес успешный. Это все мираж. Нельзя в это верить. Если один-два раза в неделю я успеваю приготовить еду – это идеальный день.

Первую дочь практически воспитала моя мама. Шесть лет назад, когда я только начала выходить на объемы, она взяла ребенка на себя. Муж, брат тоже не оставались в стороне, помогали.

Без помощников делать бизнес и успевать по дому нереально. На работе у меня тоже есть личный помощник, чтобы сфокусироваться на главном.

Наталья Захидова,
founder образовательного маркетплейса BASE idea | experience | sense

– Получается не так, как ты себе представляешь. Каждый день работаю над собой, обращаю внимание на женщин, честно рассказывающих о возникающем чувстве вины, о трудностях и о том, как они их преодолевают. Регулярно учусь расставлять приоритеты.

Не так просто изменить программу, сформированную человеком, абсолютно влюбленным в свое дело, но это самое действенное. Сейчас учусь с книгой Стивен Кови «Главное внимание к главным вещам».

Как вы и бизнес переживаете кризис и самоизоляцию?

Анна Знаменская,
директор по глобальному развитию Viber

– Поскольку Viber – это digital-бизнес, то в самоизоляции такие компании чувствуют себя хорошо: увеличилось количество новых пользователей, количество звонков и отправленных сообщений. Модель монетизации у нас рекламная, пока мы прогнозируем небольшое снижение затрат клиентов онлайн-рекламы: рынок замер, рекламодатели не знают, когда люди снова начнут активно потреблять товары и услуги.

Мы предприняли ряд шагов для роста аудитории в кризис: увеличили количество участников групповых аудиозвонков до 20 человек, чтобы можно было общаться с коллегами на удаленке, а в ближайшие недели запускаем групповые видеозвонки, чтобы можно было делать полноценные видеоконференции. Также мы активно развиваем версию Viber для компьютера, где уже сейчас можно отправлять сообщения, звонить и транслировать экран.

Лично я уже 3 месяца нахожусь в изоляции на удаленной работе дома, и порой это бывает тяжело, но надеюсь, что скоро этот период закончится, и мы все сможем встретиться с друзьями и родными.

Ирина Марчева,
директор по продукту в «Яндекс»

– Я. Счастливый. Человек. Кажется, я все ответы начинаю с этой фразы. Сейчас живу в родительском доме в Коломне. Утро начинаю с завтрака в беседке в саду. При хорошей погоде могу поработать во дворе.

Я вышла на работу в «Яндекс» уже в период самоизоляции и не видела ни одного своего коллегу, так сказать, в аналоговом виде. Но это не стало проблемой, т. к. в компании есть вся инфраструктура для удаленной работы.

Ирина Первушина,
руководитель отдела продаж «Перекресток онлайн»

– Я вижу, как наша компания перестроилась на удаленную работу и доставку. Мы оказались в том сегменте рынка, который очень востребован сейчас. То, что делает команда, безусловно несет социальную ценность. Курьеров и сотрудников складов я считаю просто героями, на их плечи легла большая нагрузка.

У нас много задач, поэтому хандрить и скучать точно некогда. Счастлива, что работаю здесь

Думаю, что работа «на удаленке» для Москвы, как и других мировых столиц – нормальное решение и формат будущего. Это экономия энергии и времени в пробках, повышение эффективности. Конечно, не хватает тимбилдингов, брейнстормингов, креативных встреч, которые приносят новые эмоции и идеи. Надеюсь, со временем это вернется в каких-то новых форматах.

Анна Луканина,
президент «Ассоциации брендинговых компаний России – АБКР»

– Мы подготовились к изоляции еще до момента, когда был объявлен режим самоизоляции. Мы за неделю до этого организовали процесс с подписанием документов, переносом компьютеров. С 23 марта уже работали дома, соорудив виртуальный офис на геймерском интерфейсе Discord.

Когда нас спрашивают, в чем вы работаете, мы говорим, что в «Дискорте». Все удивляются, но софт очень удобный, потому что он потребляет мало трафика, можно имитировать офис, есть видеосвязь, контроль посещаемости.

Майя Котляр,
CEO & Founder туристической компании MAYEL Travel

– У меня изначально бизнес построен на антикризисной модели. Что бы ни произошло в экономике, первое, на чем это отражается – туризм: курсы долларов, экономика, санкции, например, не так давно, в январе 2020, Персидский залив перекрыли и многое пришлось перекраивать.

Когда в Азии начался коронавирус, мы искусственно снизили объемы продаж, а с марта 2020 не продавали туры вообще. Еще тогда мне показалось, что проблема дойдет до Европы. Зато сейчас у нас нет кризиса тех масштабов, с которыми столкнулись другие компании.

Важно то, что мы не в массовом сегменте, а в люксовом. Есть операционный офис, но мы составили такой договор аренды, который защищал бы наши интересы: в случае любых эпидемий, кризисов, форс-мажоров я не оплачиваю аренду. Мы восстановимся быстрее всех, так как наша аудитория, возможно, откажет себе в покупке вещей и предметов роскоши, но обязательно поедет отдыхать. И по количеству запросов на лето-осень, которыми мы завалены уже сейчас – это прослеживается четко.

Наталья Захидова,
founder образовательного маркетплейса BASE idea | experience | sense

– Безусловно, это серьезное испытание для бизнеса. Массовый переход в онлайн совершенно стер границы. Раньше так свободно мы передвигались физически, но иногда было трудно собрать партнеров online-встречи. Сегодня все совершенно наоборот: в работе использую доступные платформы, никаких ограничений не чувствую.

Я с семьей практически сразу ушла на самоизоляцию. Минимизировался лишний «шум». Благодаря переходу в онлайн появилось значительно больше времени на общение с родными людьми, чтение книг.

Заключение

После таких историй, мы в TexTerra уверены, что девушкам не стоит беспокоиться за свое будущее. Да, существует множество проблем, которые трудно решить в одиночку. Ясно одно, добиться можно любых высот. Вера в себя, отличное образование и хорошая команда – залог успеха любого проекта.

Читайте также