Потому что он не дурацкий – 62 % пользователей проходят такие «тесты» до конца. Казалось бы, это просто развлечение, но нет – эффективный маркетинговый прием, дающий возможность брендам взаимодействовать с аудиторией.

Рассказываем, как с этим контентом надо работать.

  1. Создайте позитивный образ.

Заход «Какой ты Вася или Джордж Клуни» используется и в соцсетях, и в онлайн-изданиях. Тесты могут быть практически на любую тему. Какой вы финансовый кризис? Какой вы пёсель? Мифическое существо? Богиня чего-то там или еда? В эти тесты охотно интегрируются бренды, причем информация о продуктах или услугах присутствует на каждом этапе прохождения теста: в начале, в ответах на каждый вопрос и в конце. Человек привлечен забавной задачей: за восемь или десять ответов на довольно странные вопросы получить результат: «Я богиня любви» или «Я – симпатичная такса с красивыми глазами». Или – «В прошлой жизни я был Элвисом Пресли».

  1. Статистика: прямого результата нет.

Оксана Запевалова, главный редактор «Лайфхакера», рассказывает:

– Мы делим наши тесты на два типа: оценочные – тесты на проверку знаний и сообразительности. В них есть верные и неверные ответы, а в результатах – та или иная оценка, которую получает читатель. Ну и личностные тесты, которые помогают человеку узнать что-то новое о себе на основе собственных предпочтений. Тут нет верных и неверных ответов – просто каждый из них соответствует определенному результату. Не всегда серьезному!

Тесты в стиле «Какой ты...» чаще всего личностные. По опыту «Лайфхакера», этот тип материалов имеет лучшие показатели по всем параметрам.

Судя по тестам, проанализированным командой «Лайфакера» в 2020 году, оценочные тесты проходят до конца 55 % пользователей. Личностные – 62 %. А делятся результатом в среднем в два раза больше те, кто прошел личностные тесты.

Кстати, их в любом случае немного – ни в одной категории речь не идет даже о проценте поделившихся. Тесты – это свое, наведение внутреннего порядка в своей системе жизни. Информация к размышлению. Рекламное сообщение здесь будет воспринято довольно позитивно.

– Тест помогает создать позитивный образ бренда, найти легкий контакт с аудиторией, в веселом формате провести ликбез по теме, касающейся несложного продукта, напомнить о себе, – говорит Тоня Рубцова, редактор спецпроектов «Лайфхакера».

  1. Соцсети и тесты: ставка на самокопание.

По тегу #какойты в Instagram более 1 000 публикаций.

Здесь механику теста значительно упростили. Отвечать на вопросы, чтобы узнать, какой ты предмет/явление, не нужно – можно просто выбрать картинку и сразу же рассказать об этом друзьям. В Instagram такие подборки картинок делают все, и блогеры, и компании, и медиа:

Это развлекательный контент, который «попадает» в желания среднего пользователя Instagram: одновременно и посмеяться, и рассказать другим о себе.

В социальных сетях все идеально построено для существования этого формата. Люди используют соцсети в первую очередь, чтобы общаться с близкими, с которыми надо чем-нибудь делиться. И когда делиться нечем, появляется формат теста.

Очень часто картинки «Какой ты...» выходят в Instagram-блоге художника-иллюстратора Евгении Страховой под ником @pravsha.art. На данный момент – 63,9 тысяч подписчиков.

Здесь можно узнать, например, какой вы пёсель:

Как же пришла к такому формату Евгения?

– Мне кажется, что формат «Какой ты...», – рассказывает она, – стал популярным, потому что людям нравится заниматься самокопанием, нравится себя анализировать и рассказывать об этом друзьям, чтобы те посмеялись и тоже нашли себя в карусели.

К этому формату я пришла год назад, когда скучала на карантине и сравнивала свое состояние с «пюре» и прочими бесформенными продуктами, потому что именно так я себя и ощущала :)

Мне всегда нравились сравнения с едой, поэтому иллюстрации на эту тему были лишь делом времени.

  1. Соцсети и тесты 2. Тут тоже есть деньги.

Здесь бренды тоже интегрировались. Плюс для них и в уникальном ярком контенте, создание которого художник берет на себя, и в том, что контент размещается у Евгении в профиле с отметкой бренда (на момент публикации этой статьи в блоге @pravsha.art 63,9 тыс. подписчиков).

Самый популярный брендированный «Какой ты...»-пост – коллаборация на тему «Какой ты покупатель» с брендом одежды Conte. Также был бренд аксессуаров из экокожи ARNY PRAHT, который сделал коллаборацию с Евгенией, и сначала пост вышел в ее аккаунте:

Полина Суханова,
бренд-менеджер ARNY PRAHT

Идея создать интеграцию пришла нашему маркетинговому отделу сама по себе: такие картинки в какой-то момент стали трендом, мы просто не могли остаться безучастными! Притом стилистика Жени очень подходит нашей концепции в целом. Таким образом, мы составили коммерческий запрос: нарисовать сумки из новой коллекции и запланировали использовать эти работы в развлекательной ветке анонсирования.

Мы постим картинки до сих пор – решили не делать одну общую карусель, как это принято в подобном формате, а вкидывать порционно, по одной картинке в ежемесячную рубрику, так скажем, транслируя злободневное настроение.

Охваты у публикаций такие же, как у наших базовых текущих постов. Но сохранения и реплаи рубрики колоссальные! Наверное, вместе с Женей нам удалось попасть в глубинное состояние наших подписчиков.

  1. Еда и тесты.

Прием помогает рекламировать одежду, косметику, недвижимость… И, конечно, еду. Размещаются в таком формате практически все – например, сеть кафе «МУ-МУ» с помощью формата рассказала о самых популярных блюдах молодой аудитории.

Анастасия Коломенская,
интернет-маркетолог кафе «МУ-МУ», SMM-специалист

Мы выбирали для публикации те блюда, которые являются хитами нашего меню. У нас было три основные задачи:

  • обратить внимание молодой аудитории на бренд кафе «МУ-МУ»;
  • привлечь молодую аудиторию в социальные сети кафе;
  • проверить на себе тренд 2021 года — взаимодействие с креаторами.

По итогу мы получили довольно высокий CTR в наших социальных сетях. 70 % аудитории поста в Instagram – в возрасте 13–24 лет, а только репостов в наших социальных сетях было больше 10 000.

  1. Почему тесты популярны.

Тесты в принципе популярны. А тесты с формулировкой «Какой ты...» популярны еще по той причине, что пользователь может сразу же узнать о себе что-то новое, получить (относительно) персонализированный результат.

Наталья Коротеева,
психолог, арт-терапевт

Такие тесты показывают только то, что мы сами думаем о себе в данный момент. Например, моя клиентка в разные периоды своей жизни проходила тест Джин Шиноды Болен (прим.ред – речь о тесте «Какая вы богиня? Архетипы в жизни женщины») на определение своего архетипа, и каждый раз результаты были разные. Ее бессознательное подкидывало ей те образы и потребности, которые были актуальны для нее тогда.

Такие тесты позволяют тут же поделиться с окружающими результатами и рассказать о себе, возможно, даже найти единомышленников:

Пользователи делятся результатами теста «Какой вы продукт из “Вкусвилла”». Редакция «Т-Ж» не рассказала «Текстерре», рекламный ли это тест. Но, возможно, именно из-за него кто-то узнал о «Вкусвилле» впервые
Олег Долгицкий,
медицинский психолог, судебный эксперт-психолог

Персонаж хорошего и качественного творческого продукта чаще всего ассоциирован с определенным архетипом. Персонажи, как и люди, получают оценку со стороны общества, а человек, желая получить аналогичную оценку от окружающих, перенимает повадки крутых (на его взгляд) персонажей, в соответствии с которыми начинает себя вести.

Человек пытается найти свой идеал, то есть свой архетип, который ему максимально подходит. Тут ему на помощь приходят тесты.

Максим Целикин,
сооснователь конструктора квиз-тестов Madtest.ru

Наш мозг регулярно требует выработки дофамина. Прохождение небольшого теста воспринимается как возможность ненадолго отвлечься от работы, ощутить чувство выполненного дела и получить свою порцию дофамина (хоть и очень маленькую).

Антонина Кропанева,
психолог-консультант, руководитель Центра карьеры и профориентации

К реальным научным тестам такие тесты отношения не имеют. Они содержат мало вопросов, их механика строится на примитивной статистике и фантазии автора, а результаты призваны развеселить и поднять самооценку, а не дать полезные рекомендации или очертить жизненные перспективы.

У популярности этого приема в соцсетях как минимум три причины. Люди любят:

  • с чем-то себя ассоциировать;
  • рассказывать об этом семье, друзьям и знакомым;
  • узнавать, с чем ассоциируют себя они.

Вообще «Какой ты...» – это что-то вроде современного тренда, который объединяет людей, наряду с «Чего я хочу» и «Не перепутай»:

Мы все хотим научиться есть без YouTube, доллар по 28 рублей и иногда путаем ламинат и паркет
Мы все хотим научиться есть без YouTube, доллар по 28 рублей и иногда путаем ламинат и паркет
  1. Если вы решили сделать тест, чтобы продвинуть продукт или себя как автора контента.

Имейте в виду: формат «Какой ты…» подойдет для смелых и молодых брендов. Но это не значит, что «серьезные» товары и услуги не могут попробовать такой формат! Mastercard (платежная система), Karcher (производитель бытовой техники) и группа «Эталон» (жилищное строительство) тоже придумали, как сделать свой «Какой ты...».

Важно помнить: есть форматы, которые могут работать и лучше – например, конкурсы или раздача подарков за простые действия. Такой контент больше всего подходит, когда нужно получить охват.

Далее надо выбрать тему. Можно просто показывать свои продукты и задавать очевидные вопросы. Например, если вы продаете косметику, предлагайте пользователям рассказать, какое они косметическое средство:

А если у вас есть четкий портрет целевой аудитории, можете обратиться напрямую к ней, конкретизировав свой вопрос. Так сделал Redken, бренд профессиональной косметики для волос:

Сначала вышел пост «Какая ты блондинка?», затем брюнетки попросили и на них обратить внимание – бренд слышит пользователей

Такая публикация должна быть одновременно и про вас, и про вашу аудиторию. Узнайте, что интересно людям. Даже если им всего лишь забавно отвечать на вопрос «Какой они пёсель»?

#
SMM Instagram Психология
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.