Разбираем методы UX-исследований на примерах героев культовых отечественных и зарубежных фильмов.

Этот текст вы читаете с ноутбука, ПК, телефона или планшета. Кстати, вы знаете, почему интерфейс этих гаджетов устроен именно так, а не иначе? А ведь это вы его таким сделали. Вернее, не лично вы (хотя, как знать), а потребители этих продуктов. Понять, что именно нужно пользователям, помогают UX-исследования. О них и пойдет речь.

Что такое UX-исследования

Довольно рискованная затея – вкладывать деньги в создание какого-то продукта, не понимая при этом, чего от него ждет целевая аудитория и кто вообще эти люди. Только после того, как вы изучите потребности, поведение и опыт пользователей, вы сможете создать что-то по-настоящему полезное, ценное и уникальное. И вот здесь вам точно не обойтись без UX-исследований.

UX-исследование – расшифровывается как user experience (от англ. «пользовательский опыт»). Собственно, в этом и есть концепция данного исследования: изучить опыт и поведение потребителей.

Задача UX-исследования – буквально залезть в голову потребителя.

UX-исследования

Зачем нужны UX-исследования

Как бы пафосно это ни звучало, но UX-исследователи в прямом смысле стараются прожить жизнь других людей – не всю, а только ту часть, в которой есть место испытуемому продукту.

UX-исследования помогают выяснить:

  • для какой ЦА будет создаваться продукт;
  • что нужно пользователям и чего они ожидают от продукта;
  • как спроектировать интерфейс так, чтобы он был максимально удобным и понятным для пользователей;
  • с какими сложностями сталкиваются пользователи в уже существующем продукте.

Проработанный, удобный и полезный UX влияет почти на все метрики продукта:

  • Conversion rate — доля пользователей, которые совершили целевое действие;
  • Average Goods Price — средний чек;
  • Retention — как часто пользователи возвращаются;
  • Average Payment Count — среднее число покупок на одного клиента;
  • Virality — с какой охотой пользователи делятся информацией о продукте;
  • User Acquisition — привлечение пользователей.

«То, за что вы платите, и то, что вы ожидаете получить, – не одно и то же», – Говорил Малкольм Форбс, предприниматель и по совместительству сын создателя одного из наиболее авторитетных и известных финансово-экономических изданий в мире. Так вот, основная задача UX-исследователя – сделать так, чтобы ожидания и реальность потребителя совпали.

UX-исследования

Виды UX-исследований

Виды исследования различаются в зависимости от стадии разработки. Выделяют два вида исследований: количественные и качественные. Они позволяют ответить на разные группы вопросов.

UX-исследования

Все существующие UX-исследования имеют 3 базовых компонента:

  • Компонент 1. Наблюдение – название говорит само за себя: чтобы понять, что нужно потребителю, нужно понаблюдать за его поведением.
  • Компонент 2. Понимание – мало просто собрать данные о пользователях – важно еще правильно их интерпретировать, причем так, чтобы это было понятно не только самому исследователю.
  • Компонент 3. Анализ – ну и какое же исследование без подведения результатов? Рекомендации заказчику и советы по решению существующих проблем – это то, ради чего все и затевалось.
UX-исследования

Методы UX-исследований

Если вы решите организовать количественное или качественное UX-исследование, скорее всего его автор будет применять один из перечисленных ниже методов. Почему «скорее всего»? Потому что таких методов существует очень много, и описание каждого их них – тема для отдельных статей. Поэтому здесь ограничимся самыми популярными.

Количественные UX-исследования

Опрос

Быстрый, доступный и легко масштабируемый метод. Позволяет собрать много отзывов, проанализировать и сделать выводы о поведении пользователей: насколько масштабна проблема или тенденция в их поведении.

Анализ метрик и поведения пользователей

С помощью аналитических инструментов, например Google Analytics или Яндекс Метрики, собирают данные о том, как пользователи взаимодействуют с приложением или сайтом: какие страницы посещают, сколько времени там проводят, какие совершают действия. На основе этих данных можно сделать выводы, какие элементы интерфейса вызывают больше интереса или проблем.

A/B-тестирование

Помогает понять, какая из версий продукта работает лучше, и ответить, например, на такие вопросы: должно ли в вашем приложении быть пять пунктов меню или только три? Что лучше использовать на главном экране – неподвижное изображение или анимацию? A/B-тестирование полезно, когда нужно измерить эффективность изменений и принять обоснованное решение. Иными словами, метод хорошо работает, когда нужно выбрать один из существующих вариантов. Если хотите, герой Киану Ривза Нео в культовом фильме братьев Вачовски «Матрица» тоже в каком-то смысле стал участником A/B-тестирования.

UX-исследования

Качественные UX-исследования

Глубинные интервью

Респонденты подробно рассказывают о своих сценариях, пожеланиях и проблемах, связанных с продуктом, а исследователь задает уточняющие вопросы. Такие интервью проводят и офлайн, и онлайн.

Фокус-группы

Группа с модератором обсуждает определенную тему, чаще онлайн. Модератор стимулирует обсуждение и задает вопросы, чтобы понять потребности и предпочтения пользователей.

Дневниковые исследования

Респонденты отвечают на подготовленные исследователем вопросы, ежедневно описывают свой опыт взаимодействия с продуктом.

Карточная сортировка

Респондента просят разложить карточки с названиями объектов по группам так, как ему кажется правильным. Карточки могут быть виртуальными или настоящими. Метод применяют, чтобы понять логику пользователя. Например, команде нужно спроектировать книжный интернет-магазин и правильно сгруппировать издания. Для этого важно узнать, как мыслит пользователь: с какого раздела он начнет знакомиться с сайтом, куда пойдет дальше, по какому принципу будет искать нужную книгу. Карточная сортировка поможет это узнать и создать удобную архитектуру сайта.

Наблюдение

Респондент использует продукт, а исследователь наблюдает за его действиями и реакциями (тоже онлайн или офлайн). Чаще всего респондента приглашают в офис. А если важно понять, в какой среде он взаимодействует с интерфейсом, исследователи приезжают к нему сами. Метод позволяет увидеть проблемы пользователей и найти решение.

Юзабилити-тестирование

Отличается от метода наблюдения тем, что респондент выполняет задание – например, найти и заказать женский халатик с перламутровыми пуговицами (как в известном советском фильме), а потом рассказывает, удобно ли было взаимодействовать с интерфейсом. Собственно, показатель юзабилити отражает то, насколько интерфейс удобен, понятен и логичен. Проводят тестирование оффлайн, сидя рядом с респондентом, или онлайн по видеосвязи, с трансляцией экрана респондента. Юзабилити-тестирование бывает полезно, если проектируют новый продукт или улучшают существующий.

Кстати, эти кадры из фильма «Бриллиантовая рука» (реж. Леонид Гайдай) демонстрирую муки выбора испытуемого в момент юзабилити-теста:

UX-исследования

Как провести свое UX-исследование

Для того, чтобы UX-исследование было максимально результативным, лучше доверить его профессионалам. Но если вы все же решили немного сэкономить на старте вашего проекта, это не страшно. Эта пошаговая инструкция поможет вам провести UX-исследование самостоятельно.

Шаг 1. Сформулируйте цель исследования – зачем вы хотите его провести.

Шаг 2. Поймите, что вы хотите видеть на выходе и как будете эту информацию использовать.

Шаг 3. Выберите метод исследования – он напрямую зависит от предполагаемого «выхлопа».

Шаг 4. Соберите свою фокус-группу – среди подписчиков компании в соцсетях, через СustDev-чат или с помощью платных сервисов. Чрезвычайно важно включить в подборку всех представителей вашей ЦА. Иначе чуда не произойдет.

Шаг 5. Подготовьте примерный план исследования.

Шаг 6. Приступайте.

Отчет о проведенном UX-исследовании – это финишная прямая, на достижение которой уходят десятки часов планирования, исследований и анализа данных.

По сути, UX-исследователь – это человек, который сперва залезет в голову к потребителю, затем он выманивает оттуда всех тараканов и с каждым из них проводит интервью. А что дальше?

Дальше вам непременно потребуется комплексное продвижение – и мы знаем, как его организовать. Просто свяжитесь с нами любым удобным для вас способом. Уверены, мы сможем вам помочь.

Читайте также:

Этапы планирования PR

Гайд: как получить грант на бизнес

Яндекс Концепт – протестировали свежий аналог IT-платформы Miro

#
Гайды UX
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.