Собрали советы экспертов.

Потенциальные работодатели все чаще просят соискателей выполнить тестовое задание перед приемом на работу. Такая практика особенно развита в творческих профессиях и при подборе на управляющие позиции. Мотивируют тем, что стандартное интервью не дает возможность оценить навыки и компетенции претендентов.

Ждать, что работодатели откажутся от практики проведения тестового задания, не стоит. Известный рекрутер Алена Владимирская, отмечает, что это не только способ нанять подходящего сотрудника и снизить вероятность ошибки выбора, но и возможность избавиться от лишней работы — около 30% претендентов на рабочее место приходят просто «поглазеть» и прекращают общение с компанией сразу после получения тестового задания.

Но соискатели не разделяют стремление работодателей к пробным заданиям — они подозревают, что их бесплатно заставляют поработать. К тому же многие (и не всегда беспочвенно) полагают, что выполненная работа может быть позже использована компанией, — естественно, без оплаты так и не принятому на работу кандидату. Эта проблема порой обсуждается в СМИ.

Однако правильно составленное тестовое задание и корректный подход рекрутера в его обсуждении могут быть полезны и соискателю. Так оно может многое рассказать о компании, дать возможность оценить адекватность работодателя, скорректировать свои ожидания, сопоставив предложенные в тестовом задании задачи с теми, что указаны в описании вакансии, понять действительно ли у вас хватает компетенций (кстати, повысить свой уровень можно у нас на курсе интернет-маркетинга — прим. отдела продаж TexTerra).

Можно ли обсуждать условия тестового задания?

Когда вы ищете работу, «мяч» — на стороне работодателя. Отказ от выполнения тестового задания может закрыть перед вами дверь в «компанию мечты». Но это не значит, что нужно соглашаться на любые запросы работодателя. Нормальная ситуация — обсудить сроки и объем задания, условия оценивания результатов вашей работы.

  1. Тестовое задание должно иметь реалистичные сроки исполнения, быть не слишком объемным и не требовать неадекватного времени на выполнение. Например, в копирайтинге и дизайне, нормальным считается тестовое задание, на которое уходит 2–3 часа. При найме на управленческую позицию оно может потребовать и 2–3 дней, если в него заложена необходимость решения какого-то реального кейса или проблемы.
  2. Имеет смысл договориться об обсуждении результатов вашей работы. Соискатель имеет право спросить, на каком этапе собеседования он находится. Лайфхаком делятся программисты: они отправляют сокращенную ссылку на файл с тестовым заданием, чтобы увидеть, открывал ли его рекрутер. Если оно было открыто и просмотрено, но ответ не отправлен, имеет смысл уточнить у рекрутера, как все-таки была оценена проделанная работа.
  3. Если задание масштабное и больше похоже не на демонстрацию ваших возможностей, а на выполнение проекта, достойного работы команды с реальными, не “тренировочными/образцовыми” данными, можно обсудить с работодателем возможность заключить договор на выполнение этой работы с выплатой некоторой компенсации за потраченное время и силы.

Как защитить авторское право и не дать использовать мои наработки?

Случаи недобросовестного использования тестовых заданий не часто, но все же встречаются. Компании размещают на сайтах поиска работы объявление о вакансии, например, на должность маркетолога, который должен разрабатывать диджитал-стратегию. В рамках тестового задания откликнувшемуся кандидату могут предложить подумать над «разработкой стратегии» или «придумать концепцию» и просят сделать какой-то блок такой стратегии. Соискатель его выполняет, получает ответ «извините, вы не прошли», но его работу забирают в разработку. Еще от 5-10 кандидатов собирают остальные фрагменты целого проекта. И по факту получают хоть и своеобразного «франкенштейна» в мире стратегий, но в целом жизнеспособную стратегию, которую можно проанализировать, причесать, привести в порядок и запустить в работу/отдать заказчику. Чтобы избежать подобного неправомерного использования вашего труда, можно сделать следующее:

  • заключить с потенциальным работодателем соглашение о правилах использования произведения;
  • дизайнерам можно разместить на макете крупные водяные знаки, а также выложить на свою страницу с портфолио, и сделать это прежде, чем отправить выполненное тестовое работодателю! Популярный у дизайнеров сервис Behance, например, фиксирует время размещения — это позволит при необходимости защитить авторские права;
  • копирайтеры и переводчики могут прислать текст не в ворде или ссылкой на гугл-документ, а в виде обычного изображения *.jpg, что затруднит использование текста;
  • договориться с работодателем о том, что если ваше тестовое задание окажется полезным компании, оно будет оплачено — вне зависимости от того, возьмут вас на работу или нет.

Мария Сальникова, юрист:

«Если на собеседовании вам предлагают выполнить испытательное задание — написать программный код, подготовить договор, эскиз маскота, сделать food-съемку и т.д., — выполните его. Но не подписывайте соглашение о том, все права на РИД, созданные в процессе этого тестового задания, перейдут работодателю.

Чтобы доказать свое авторство в случае неправомерного использования тестового задания, стоить сохранять черновики или исходные файлы и до отправки выполненного задания работодателю переслать его себе на e-mail.

А вот от «тестового» мозгового штурма, никак не фиксируемого вами, по возможности лучше воздержаться: согласно ст. 1259 ГК РФ, авторским правом охраняются только результаты интеллектуальной деятельности, то есть готовые продукты, а не концепции (п. 5 ст. 1259 ГК РФ). Поэтому ваши идеи кто-то сможет использовать вместо вас».

Как лучше отказаться от выполнения тестового задания?

Говоря «нет», мы – сюрприз! – можем повысить свою ценность. Конечно, это легче сказать, чем сделать, особенно если вы отчаянно нуждаетесь в работе. Но есть варианты как отказать и выиграть.

Юрий Пятаков, заместитель НR-директора TexTerra: «Для начала поясню, почему в обычных случаях НR-менеджеры трактуют отказ от тестового задания не в пользу кандидата: если с человеком есть проблемы во взаимодействии на начальном этапе, то что будет, когда он начнет работать. Однако в некоторых случаях отказ может быть расценен и иначе. Например, если соискатель так называемый overqualified, то есть специалист, превосходящий по компетенциям ту позицию, на которую он претендует. Хороший НR-менеджер отдает себе отчет, что нет необходимости просить “забивать гвозди микроскопом”, если регалии кандидата, количество публикаций, кейсы, само наполнение резюме и уровень его составления, недвусмысленно говорят, что у человека более чем достаточно компетенций, чтобы занять должность. Второй повод — если тестовое задание настолько объемно, что странно будет выполнять его бесплатно.

Если вы приняли решение отказаться от выполнения неоправданно масштабного, на ваш взгляд, задания, делайте это аргументированно. Например, так: “Я внимательно ознакомился с заданием и пришел к выводу, что оно займет более обозначенного вами времени: не 2-4 часа, а Х часов (у коллег по цеху оно заняло бы такое время). Кроме того, это количество работы не вполне подходит под категорию неоплачиваемого тестового задания, поэтому хотел бы вам предложить встретиться лично и ответить на все сложные и неудобные вопросы по моей работе (публикации/выполненные кейсы\созданные сайты и тп. можно найти здесь… и здесь…)”

Можно предложить получить рекомендации о вас от коллег/заказчиков и т.п. (приложив список контактов).

Стоит дать возможность работодателю продолжить коммуникацию в позитивном ключе. Например: “Если после нашей встречи вы будете заинтересованы в моей кандидатуре и посчитаете все же необходимым выполнение тестового задания, готов буду вернуться к его обсуждению”. Важно, насколько профессионально, корректно и доброжелательно будет составлено ваше послание. Правильно оформленный отказ не вызовет раздражение у НR-менеджера, и он не посчитает вас токсичным».

Таким образом, если вы считаете, что требуемая задача требует слишком много времени, важно, чтобы вы четко объяснили HR-менеджеру или компании свои временные ограничения. Открытое аргументированное общение важно, так как, во-первых, могут быть другие варианты демонстрации ваших навыков и опыта (примеры прошлой работы, рекомендации и т. д.), а во-вторых, анализ объема работы может показать вашу компетенцию и умение вести переговоры в позитивном ключе — что очень ценится работодателями.

Читайте также:

Кто такой карьерный консультант, и чем он поможет на пути к работе (и зарплате) мечты

5 фатальных ошибок на собеседовании

Вам нужна работа, а вы — маркетолог. Что делать?

Последние статьи автора:

У этого автора только один материал в нашем блоге.

#
Карьера
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.