Чем шрифт Papyrus бесит дизайнеров, рассказал арт-директор известных российских журналов.
«Аватар: Путь воды» — одна из самых ожидаемых мировых премьер, сиквел фильма Джеймса Кэмерона, вышедшего в 2009 году. И если зрители тринадцать лет предвкушали продолжение масштабного фантастического боевика про солдата Джейка Салли и планету Пандору, то дизайнеров всего мира беспокоило другое: изменят ли авторы наконец логотип?!
И как только появились первые трейлеры и постеры к «Аватару-2», в дизайнерских сообществах вспомнили скетч пятилетней давности из Saturday Night Live, вечернего музыкально-юмористического шоу канала NBC. Герой пародии в исполнении Райана Гослинга не может есть, спать и работать, он годами одержим вопросом: почему у блокбастера (первый «Аватар» собрал в мировом прокате почти 3 миллиарда долларов) в логотипе использован бесплатный шрифт Papyrus?
В чем дело
Действительно, в логотипе фильма за основу взят Papyrus — шрифт, предустановленный практически на всех компьютерах в мире. В операционной системе Windows он используется вообще с незапамятных времен, а в macOS — с 2003 года.
Papyrus разработан Крисом Костелло в 1982 году как имитация текста, написанного две тысячи лет назад на папирусе каламом — заостренной тростниковой или бамбуковой палочкой. Отличительными особенностями шрифта дизайнер сделал рваные края и характерные пропорции символов.
Основную проблему «Папируса» сформулировал его автор после выхода скетча SNL (Крис получил шквал писем с вопросами, видел ли он пародию): «Шрифт слишком часто используется».
Действительно ли это плохо
Для нас с вами Papyrus — всего лишь шутка из ютьюба (скетч с Гослингом посмотрели более 19 миллионов раз). Шрифт не локализован для российского рынка, а без кириллицы преисполниться неприязни к «Папирусу» русскоязычный пользователь, скорее всего, не имеет причин. Но совсем другое дело на Западе!
Papyrus используется зачастую бездумно и не к месту. Блог Papyrus Watch даже собрал обширную коллекцию примеров со шрифтом, и каких «папирусов» там только нет: упаковка, этикетки, вывески, флаеры, обложки книг, ценники, логотипы… В общем, эй, Райан, я понимаю твою боль!
Можно ли было сделать по-другому
Мем не остался незамеченным и создателями «Аватара». В интервью BBC Radio 1 Джеймс Кэмерон отдал должное юмору, но насчет шрифта отшутился: «Удваиваем ставку! Теперь мы используем Papyrus везде!». На деле же реакция кинокомпании была другой. В соцсетях через какое-то время заметили, что логотип первого «Аватара», вышедшего в 2009 году, на потоковом сервисе Disney+ заменили на новый.
Так в чем же дело — дизайнеры придираются или действительно нельзя было «Аватар» писать на Папирусе? Ответ, скорее всего: И да, и нет!
С одной стороны, шумиха вокруг Papyrus — снобизм дизайнерского сообщества (юмор скетча SNL в том числе и про это), которое не прощает ошибок другим, а свои предпочитает не замечать. Что там за история, почему использован этот шрифт, а не иной, сознательный ли это выбор, результат ли это непрофессионализма или производственного ада — неизвестно.
С другой стороны, история кино приучила нас к тому, что фильм — продукт уникальный. Создатели ленты, особенно если ее бюджет равен годовому бюджету небольшой страны, не экономят на таких вещах. Три цифры бондианы с семеркой-пистолетом, уходящий в космическое пространство текст «Звездных войн», запрещающий знак «Охотников за привидениями», сбежавший с книжной полки ретро-логотип «Криминального чтива», буквы-марионетки «Крестного отца» — пожалуй, да, «Аватар» мог бы и не быть словно из Древнего Египта. В конце концов, для разработки вымышленного языка на’ви, на котором в фильме говорят синекожие гуманоиды, кинокомпания пригласила профессионального лингвиста (язык насчитывает порядка тысячи слов), и на работу ушли годы, так что могли бы себе позволить и профессионального дизайнера, который создал бы шрифт для логотипа!
Что в итоге
Послужил ли комедийный выпуск с Гослингом причиной или так было запланировано, но «Аватар» наконец-то избавился от ненавистного Papyrus. В кинофильме «Аватар: Путь воды», который сейчас в прокате в кинотеатрах по всему миру, заставку обновили.
Сделало ли это дизайнерское сообщество счастливыми? Нет! Они опять недовольны логотипом и теперь разочарованы из-за кернинга, то есть расстояния между буквами. Похоже, франшиза обречена и дальше бесить дизайнеров и любителей типографики своим несовершенным брендингом.
Но есть и хорошие новости: все могло быть еще ужаснее — с шрифтом Comic Sans… Его точно ненавидят все!
Святослав Грошев, арт-директор TexTerra:
«Ситуация со шрифтом выглядит как рекламная история, что очень хорошо для фильма такого масштаба. С точки зрения производственных процессов могу сказать, что важно проверять даже бесплатные шрифты, так как могут быть запреты на использование их в части контента. Например, большинство шрифтов из Google Fonts по лицензии нельзя использовать в логотипах. Поэтому мы обязательно проверяем все это при разработке фирменного стиля наших клиентов и создаем уникальные логотипы».
Читайте также:
Топ-19 актуальных в 2023 году шрифтов для сайта
Тренды дизайна на 2023 – собрал арт-директор российских изданий
Как легко и незаметно испортить имидж компании – отвечаем на 9 главных вопросов о... шрифтах