Представьте себе следующую ситуацию: ваш бизнес развивается благодаря растущей посещаемости сайта, а вы радуетесь жизни. И тут «бац!» — поисковый трафик внезапно падает сразу на 85%.
Ваши мечты о дальнейшем развитии предприятия в одно мгновение рушатся, продажи падают, бизнес страдает от недостатка клиентов. Вам необходимо срочно найти и устранить причину падения поискового трафика. Но где ее искать?
Всегда держите наготове список из шести вопросов, которые помогут вам выявить причины падения посещаемости сайта, ранжировать их по важности и очередности устранения.
С чего начать
Прежде всего убедитесь в том, что проблема действительно вызвана падением поискового трафика. Войдите в свой аккаунт в Google Analytics и выберите меню «Источники трафика» — «Источники» — «Поиск» — «Бесплатный», после чего установите срок отображения посещаемости за последние шесть месяцев. Если вы видите график, похожий на картинку выше, значит проблема действительно в поисковом трафике.
Вопрос 1: Корректно ли установлен код сервиса статистики?
Вы можете расслабиться и выпить чашку чая, если мнимое падение посещаемости произошло из-за случайного удаления кода сервиса статистики на некоторых шаблонах. Когда ваш помощник не может контролировать свое стремление к совершенству и постоянно «копается» в исходном коде сайта, это происходит достаточно часто. Вебмастера иногда непреднамеренно изменяют файл footer.php, в котором находится код отслеживания.
Чтобы проверить работоспособность кода отслеживания Google Analytics, воспользуйтесь одной из программ-отладчиков. Также вы можете проверить наличие кода на всех типах страниц и восстановить его вручную.
Вопрос 2: Вы что-то меняли на сайте в последнее время?
Очень часто изменение дизайна сайта приводит к падению поискового трафика, особенно если вы не используете корректный редирект.
Кроме этого, удаление страниц с контентом или контента со страниц, а также изменение их иерархии, приводит к непредсказуемым последствиям. Обычно данная проблема решается после отката изменений в дизайне или иерархии, а также после восстановления контента. Воспользуйтесь анализом популярности страниц в Google Analytics, чтобы определить разделы сайта, посещаемость которых упала из-за удаления контента или уменьшения его актуальности. А сервис Wayback Machine поможет вам установить, изменялся ли дизайн ресурса в последнее время.
Проверьте логи вашего сайта, чтобы определить, какие изменения произошли непосредственно перед падением поискового трафика.
Вопрос 3: Не взломали ли ваш сайт?
Владелец или администратор не всегда замечает взлом сайта, так как злоумышленники умеют скрывать свои действия. Очень часто хакеры специально не нарушают работу главной и других важных страниц ресурса. Вместо этого они создают новые разделы с вредоносным контентом, которые могут долго оставаться незамеченными. Однако когда поисковые системы обнаруживают на страницах сайта опасное содержимое, они немедленно понижают его в выдаче. Яндекс и Google лишают потенциально опасный ресурс посетителей, защищая своих пользователей от кибератак.
Сервисы «Инструменты для веб-мастеров» Google и «Вебмастер» Яндекса помогут вам обнаружить последствия взлома. Также попробуйте ввести в поисковую строку Google запрос типа «links:ваш сайт». Это часто помогает обнаружить взломанные страницы по мета-тегу description, который формирует сниппет в поисковой выдаче.
Конкретные шаги по возвращению контроля над сайтом зависят от CMS, которую вы используете. Обычно они включают восстановление ресурса с помощью резервной копии, изменение паролей от FTP, аккаунтов администраторов, пользователей и баз данных.
После этого поисковики восстановят ресурс в поисковой выдаче, что автоматически приведет к росту посещаемости.
Не забывайте пословицу о ложке профилактики, которая заменяет бочку лекарств. Следуйте простым рекомендациям, уменьшающим вероятность взлома сайта:
- Своевременно обновляйте «движок».
- Используйте сложные пароли.
- Обязательно пользуйтесь инструментами автоматического резервного копирования.
- Проверяйте состояние сайта с помощью сервисов «Инструменты для веб-мастеров» Google и «Вебмастер» Яндекса.
Вопрос 4: Не связано ли падение трафика с изменением поисковых алгоритмов ведущих ПС?
Внедрение новых алгоритмов поисковыми системами часто приводит к падению трафика. Узнайте на форумах и в блогах вебмастеров, не сталкивались ли они в последние дни с резким ростом или падением посещаемости сайта. Прочитайте последние публикации в официальных блогах Яндекса и Google.
Вам понадобится помощь профессиональных специалистов по контент-маркетингу, если посещаемость вашего сайта упала после обновления алгоритмов поисковых систем. Скорее всего, только комплексная работа по комплексному развитию сайта, включающая создание качественного контента, получение естественных внешних ссылок и другие мероприятия, вернет поисковый трафик на ваш сайт.
Вопрос 5: Возможно, падение трафика связано с санкциями по отношению к вашему ресурсу со стороны поисковых систем?
Если поисковые системы не внедряли новые алгоритмы работы в последние дни и недели, то ваш сайт мог лишиться трафика из-за санкций. В этом случае вы заметите резкое падение позиций ресурса в выдаче по запросам, которые не включают названия вашей компании, а также названий эксклюзивных технологий и товаров (т.н. брендированные запросы).
Поисковые системы используют санкции по отношению к сайтам, которые содержат спам-контент, вредоносное содержимое или «плохие» ссылки (например, линки, ведущие на несуществующие страницы, опасные ресурсы). А после введения алгоритма Panda и тем более антиспам-фильтра Penuin, санкции в Гугле очень легко получить и за некачественную внешнюю ссылочную массу (особенно, покупаемую через ссылочные агреггаторы).
Обратитесь к SEO-специалистам, который проведет аудит, устранит ошибки и выполнит внутреннюю поисковую оптимизацию вашего сайта.
Вопрос 6: Не стал ли ваш ресурс жертвой конкурентов?
Иногда поисковый трафик падает из-за намеренных действий конкурентов, которые одномоментно покупают большое количество спам-ссылок на ваш сайт с низкокачественных доноров. Поисковые системы реагируют на это понижением позиции ресурса в выдаче.
Поисковая система Bing внедрила инструмент Disavow Links Tool, доступный пользователям сервиса Bing Webmaster Tools. Данный инструмент позволяет устранить влияние спам-ссылок на позиции ресурса в выдаче. Google также анонсировал внедрение похожего инструмента. Конечно, он понадобится вам только в том случае, если конкуренты или горе-оптимизаторы купили большое количество спам-ссылок на ваш сайт.
И в заключение. Если вы проверили все вышеперечисленные пункты и не нашли ответа на свой вопрос о падении трафика именно вашего сайта, то варианта остается два: вы либо попали под фильтрацию поисковых систем, либо после внедрения нового алгоритма поисковиков методы, которыми вы продвигали свой сайт, перестали работать.
По материалам John Lynch