Вы либо подчиняетесь мнению окружающих и никогда не растете. Либо растете, но вам будет больно.
Для большинства людей нет ничего страшнее длительного и болезненного процесса, который скрывается за нарядной витриной слова «саморазвитие». Введшие его в массовый попсовый обиход легкомысленные миллениалы и ранимые зумеры, не знают, о чем говорят.
Им кажется, что саморазвитие — это пробежать глазами краткое изложение бестселлера «Атлант расправил плечи» на каком-нибудь Briefly, зажмурившись и покрываясь холодным потом от приступов социофобии, записаться в школу танцев, посетить целых 3 занятия, а потом отчитаться об этих подвигах в соцсети.
Витает в сетевом воздухе, что «саморазвитие» — это вроде как про soft skills, которых, вероятно, и не существует вовсе. Отовсюду слышен звон, что это про «личный бренд» и какую-то «распаковку личности», про «коучинг» и некий жизненный «драйв».
Но нет. Саморазвитие — это про хроническую жгучую боль от несоответствия личных возможностей личным же потребностям. И про преодоление этой боли.
Разберемся с определениями. Психологи в целом сходятся в том, что саморазвивающийся человек — это «личность, создающая сама себя, взявшая в свои руки полное управление своей жизнью, творящая ее, основываясь на своих внутренних ресурсах».
Также считается, что высший уровень саморазвития приводит к автономии личности. Автономный человек — тот, чьи цели, решения, убеждения, поведение определяются не внешним контролем со стороны социума, а им самим.
Автономная личность перестает быть объектом для деятельности других и становится субъектом собственной деятельности, мотивом для которой служат личные интересы, ценности и потребности. Вместе с тем автономный человек всецело принимает ответственность за свои действия.
Психологи, принадлежащие к школам с научно доказанной эффективностью, жестоки — вечно они подсовывают людям какую-то скучную ответственность. Как будто нельзя просто реализовывать свои потребности, а платил бы за это кто-то другой! Все же так делают: вот и Маша, и Света, и Катя — вы посмотрите только на их соцсетевые ленты. Вот что животворящие курсы ведических жен делают!..
Но, увы, в саморазвитии все, что происходит, имеет приставку «само-»: самомотивация, самоосознание, самоопределение, самоокупаемость наконец. Подавляющее большинство людей в такой парадигме жить просто не может.
Эволюция некрасиво сформировала их — люди готовы во всем присоединяться к мнению окружающих, к практикам коллективного действия и даже наплевать при этом на мораль и путающуюся в ногах этику. Людские гены вынуждают их к приспособленчеству, притворству, раболепию, лжи и потребности искренне полюбить ложь, выдав ее за правду.
Приспособленчество большинства помогает выжить и передать свои гены следующим поколениям. Это довольно жесткая генетическая «программа». Те, кто ей подчиняются, как мы понимаем, не являются автономными личностями. Их потребности, ценности и поведение контролируются извне — со стороны малых и больших социумов, будь то семья или целый социальный класс.
Саморазвитие же — это почти безнадежное восстание человека против собственной сущности социального животного. Для многих оно просто невозможно.
Потребность в саморазвитии блокируют еще в юности
Прекраснодушные психологи считают, что саморазвитие, ведущее к автономии личности, — это путь психологического здоровья. Вместе с тем они отмечают:
«Характерная особенность России — коллективизм традиционных социальных отношений… <В стране> не сформировались представления о самостоятельности, независимости личности – ни в царской России, ни в период господства советской власти… И современному российскому обществу присущи черты коллективизма, что нередко проявляется в более пассивной и безынициативной позиции личности современного человека».
Даже те юные россияне, которым повезло родиться с какой-либо одаренностью или высоким интеллектом, в массе своей ни о каком саморазвитии не помышляют. Особенно это хорошо видно по результатам исследований, проводившихся в сельской местности.
Свежая научная работа сотрудников Алтайского государственного педагогического университета показывает, что одаренные подростки из села имеют низкое стремление к саморазвитию — даже ниже, чем дети с обычными способностями.
93,9% сельских школьников с одаренностью «не готовы самосовершенствоваться». Среди детей, не имеющих талантов, также не готово менять себя подавляющее большинство.
Приведем прямую цитату: «Они не получают внешнего стимула для повышения собственной готовности больше знать о себе, своих способностях, характере, творческом потенциале. Оглядываясь на других жителей своей местности, они повторяют принцип жизни большинства: "Зачем меняться?"».
Читатель воскликнет: «Ну, это же село! Чего ж вы хотели?». Но российская молодежь исповедует приспособленчество и ориентируется на установки социума также и в городах.
В 2021 году сотрудники Омского государственного аграрного университета им. Столыпина провели опрос молодых людей в возрасте 14–35 лет из десяти субъектов Сибирского федерального округа.
Выборка респондентов была очень внушительной — 5092 человека. Молодых людей спрашивали об их ценностях, целях и жизненных перспективах. Достаточно предсказуемые результаты были получены среди студентов и работающей молодежи.
Их важнейшие цели — достижение материального благополучия и создание семьи.
Своим материальным статусом озабочены 68,9% представителей этой группы. Материальная обеспеченность на втором месте только у самой младшей группы — школьников (52,4%). Да и среди них цель «Образование» обогнала финансовый успех всего на полтора процента.
Когда молодых россиян спрашивают, какой фактор достижения успеха они считают главным, учащаяся молодежь отвечает: «Образование». А вот среди тех, кто уже работает и лично столкнулся с жизненными реалиями, большинство называет «Стартовый капитал». «Постоянное самосовершенствование», оно же «саморазвитие» по важности находится, в среднем, на 5-м месте.
В ходе исследования было выявлено, что большинство студентов вузов и работающих молодых людей не удовлетворено своим материальным положением.
Работающая молодежь массово сталкивается с тем, что полученные ею знания и компетенции не востребованы на рынке. Вот вам и ценность формального образования.
И важный штрих к картине — возможности реализовать свои предпринимательские способности они тоже оценивают как неудовлетворительные.
Отучившиеся и уже вышедшие на рынок труда молодые россияне — это, в принципе, самая неудовлетворенная жизнью часть молодежи. Они, в большинстве своем, хотят денег, а для того, чтобы зарабатывать, им нужны, опять же, деньги и моральная поддержка семьи, а никакое не саморазвитие.
Главные ценности молодых россиян в порядке убывания: комфортная жизнь, материальный достаток, крепкое здоровье и долголетие, жизнь в стабильном государстве и индивидуальная свобода.
Также молодые особенно заинтересованы в «создании крепкой счастливой семьи», «получении от жизни удовольствий», «постижении духовного наследия» и в «благополучии детей».
Любопытно, что молодежь, по большей части, не видит причинно-следственной связи между затратами личных ресурсов на саморазвитие и материальным достатком в будущем. Люди уверены либо в том, что диплом «делает деньги», либо в том, что «деньги делают деньги» или «связи делают деньги».
И это очень похоже на господствующую в российском социуме мифологию. А значит, что молодежь со школы и минимум до 35 лет неавтономна, ее деятельность продиктована внешними факторами.
Выходит, что от россиян как бы ничего не зависит. В лучшем случае они могут порубиться за вузовскую корочку. А процветать все равно будут те, кто родился в семье, способной предоставить детям стартовый капитал — материальный и социальный.
Молодым не приходит в голову, что опираться стоит только на собственные внутренние ресурсы. Успех, по их мнению, приходит откуда-то извне.
Как вы себя социально ощущаете?
Свежее исследование иркутского социолога Олега Кармадонова, проведенное на выборке в 1170 респондентов в возрасте от 18 до 65 лет, проживающих в разных регионах РФ, показывает:
57% россиян испытывают в жизни больше тягот, чем удовольствий. 40% — поровну и того, и другого. И лишь 3% — больше удовольствий.
Преимущественно из страданий (со значительным перевесом) состоит жизнь 49,6% граждан, и это, согласитесь, пугающий показатель. Сами участники исследования (62,5%) тоже считают такое положение дел ненормальным. Также была выявлена еще одна печальная тенденция — женщины в России несчастливы чаще, чем мужчины.
Респондентам задали вопрос: «Ради чего, по-вашему, имеет смысл человеку терпеть тяготы и лишения на протяжении длительного периода?». Мотиваторы распределились так (результаты не суммируются, можно было давать несколько ответов):
- «ради своей семьи, своих детей» ‒ 86,8%;
- «ради будущего материального успеха» — 51,7%;
- «ради своих идеалов» — 32%;
- «ради будущего духовного просветления» — 20,2%;
- «ради веры в бога» — 18,8 %;
- «ради великого будущего своей страны» — 16,3%.
Социолог отмечает: «…первые три позиции являются индивидуально ориентированными — блага, которыми должно воздаться за страдания, нацелены именно на личное благополучие, включая и свои (а не чужие — прим. автора) идеалы».
Снова любопытный момент: ценности-то у россиян вполне индивидуалистические, а вот способ их достижения коллективистский — терпеть.
Формулировка вопроса не вызывает протеста — респонденты с готовностью отвечают, ради чего они терпят. Не живут, а именно что выносят тяготы. И, кажется, в России это считается особенно хорошим стимулом — «страдать ради семьи».
С одной стороны, россияне перековались в индивидуалистов, но с другой — сделали это как-то однобоко. В массе своей они все еще объекты, на которые воздействует некая внешняя сила — мистическая, исконная. Жизнь, Жареный Петух, судьба. Давление этой силы следует терпеливо переносить — таков обычай.
По данным ВЦИОМа за 2022 год, в предсказывание судьбы верят 59% россиян. Причем самая вовлеченная в мистическое понимание жизни возрастная группа — это молодежь от 18 до 24 лет.
О каком саморазвитии в таком случае может идти речь? О каком психологическом здоровье общества?
Битва против самого себя (а может не надо?)
Весь ужас в том, что терпеть — вовсе не необходимость. Это лишь традиционный, вековой, мрачный метод выживания больших человеческих сообществ в России. Средний россиянин находится под постоянным внушением: ему де следует затянуть пояс, подождать, сплотиться вместе со всей страной в трудное время.
Люди, пожившие здесь достаточно долго, чтобы на личном опыте пронаблюдать несколько смен общественной формации, замечают: в России трудные времена — примерно всегда.
И общество истово поклоняется Жареному Петуху, Судьбе, «временам». Такое поклонение считается достойным, правильным, хорошим. Оно одобряется большинством. Поэтому человеку, созданному эволюцией социальным животным, противостоять мороку крайне сложно.
Терпеть всем вместе приятнее, чем решительно действовать одному, да еще и нести ответственность за это. Ведь когда мы терпим, ответственность несет кто? Судьба! А не мы, сирые.
Как удобно валить неуспех на отсутствие стартового капитала и на то, что вузы со своими программами на десятилетия отстали от потребностей рынка — так делают те, кто поумнее. Это хорошая аргументация для того, чтобы никаким саморазвитием не заниматься.
Но большинство даже такую логику не строит. Оно говорит: «Не всем дано», «Жизнь прожить — не поле перейти», «Бог терпел и нам велел».
Главным химическим мотиватором к какой-либо деятельности у человека является гормон и нейромедиатор дофамин. Подлость устройства нашего мозга состоит в том, что мотиватор вырабатывается, когда будущий результат деятельности мы видим близко — сегодня, завтра, через неделю.
А искомое саморазвитие — это трудная работа над собой, результат которой мы получим через годы. Нашему, во многом обезьяньему, мозгу на такое наплевать. Он не верит в долгосрочное планирование, отложенное вознаграждение и прочую рациональность.
Особенно хорошо мозг стимулирует сам себя дофамином за деятельность, которая вызывает одобрение окружающих людей — родственников, соседей, друзей, коллег. Нам физически приятнее сегодня или через неделю заслужить похвалу социальной группы, к которой мы принадлежим, чем думать о том, что какое-то муторное саморазвитие через пять-десять лет приведет нас к автономии личности. Да и не верим мы ни в какую автономию — к другому приучены.
В результате мы физически и эмоционально привязаны к настоящему моменту и бессознательно желаем, в первую очередь, быть «хорошими» для микро- и макросоциоумов, окружающих нас прямо сейчас. Меж тем эти социумы под влиянием собственного невежества, рекламы, пропаганды могут исповедовать самые дикие, буквально людоедские взгляды.
Микросоциумы осуществляют внешний контроль над нами, макросоциумы контролируют микросоциумы тоже «извне». Люди, с головой вовлеченные в общую социальность, мощно мотивированы дофамином соответствовать текущей (и постоянно меняющейся) «норме». Мы просто не силах противостоять моральному прессингу снаружи и наркохимии мозга, действующей изнутри. Ведь оставаться долгое время без «инъекций» дофамина и других, еще более социальных гормонов и нейромедиаторов типа окситоцина, человеку очень тяжело.
Добавляет жути то, что желания социума, относящиеся к нашему поведению, мы принимаем за свои собственные. И, что парадоксально, следование им может привести нас к полному материальному краху и даже к ранней смерти.
На этом фоне сознательное саморазвитие становится длительной, тяжелой борьбой нашей рациональности с нашими же «социальными» желаниями. Битвой против древних отделов собственного мозга, заставляющих нас быть как все и покорно терпеть бестолковые предписания злодейки Судьбы.
Вот поэтому-то и вы продинамите свое саморазвитие, и мы продинамим, и большинство всех остальных людей…
Читайте также:
Интернету «вышка» не нужна: образование не стоит своих денег