Причиной может быть случайный сбой, ваш же антивирус, удаление файла (но его можно восстановить)...

Если вы столкнулись с ситуацией, когда Windows не находит указанный файл, хотя теоретически он должен существовать, или файл не открывается – не беспокойтесь: есть несколько способов решения проблемы, будь то файл с текстом статьи для сайта, видеоролик, логотип и так далее.

1. Проверьте правильность пути к файлу

Убедитесь, что название файла и путь к нему указаны правильно. Кроме того, некоторые программы при использовании файлов требуют, чтобы файл находился на том же диске, что и программа (как правило, это старые программы или программы, запускаемые с помощью командной строки, например, TAR – архивирование данных). Если файл находится на другом диске, может потребоваться изменить диск или указать полный путь к файлу.

Если после этого вы все еще не можете найти файл, попробуйте использовать поиск по имени файла или по расширению файла. Также необходимо проверить, что файл не защищен от записи и не используется в данный момент другим приложением (смотрим на панели задач, какие приложения запущены у вас на компьютере и не открыт ли в данный момент этот файл в другом приложении.

Если файл на флешке или на SD-карте, проверьте, нет ли на корпусе флеш-накопителя специального небольшого переключателя, блокирующего запись на накопитель, – он всегда присутствует на карточках формата SD, несколько реже встречается на типичных USB-накопителях. Нередки случайные переключения, когда флешка носится в кармане.

2. Проверьте наличие файла в «Корзине»

Удаленный файл, если он вдруг обнаружился в «Корзине», можно легко восстановить. Для этого перетащите его из «Корзины» на Рабочий стол.

Также можно кликнуть на файл в «Корзине» правой кнопкой мышки и выбрать команду «Восстановить». Тогда файл вернется в ту папку, из которой был удален.

3. Проверьте, не заблокирован ли файл антивирусом или другим пользователем

Если файл заблокирован антивирусом, то отключите защиту и попробуйте открыть его еще раз. Проверьте в антивирусной программе раздел «Карантин» – не находится ли файл там.

В случае, если файл все еще не открывается, перенесите его на другой компьютер и откройте его там.

Также файл может быть заблокирован другим пользователем (при общем доступе к папке на сервере), и стоит попросить его закрыть файл на своем компьютере. Система Windows позволяет одновременно запускать на компьютере сеансы от разных пользователей, при этом может оказаться, что разные пользователи работают с одним и тем же файлом. Чтобы посмотреть активные сеансы пользователей, нужно открыть диспетчер задач на вкладке «Пользователи», там же можно посмотреть, с какими программами работает тот или иной пользователь.

4. Проблема с компьютером

Если после перезагрузки, с которой стоит начинать решение любой проблемы, файл не находится, то, возможно, причина кроется в неправильной конфигурации системы. Необходимо проверить настройки и при необходимости скорректировать их.

Часто бывает, что в системе могут быть не настроены пути среды PATH. Когда операционная система запускает ту или иную программу, она стартует новый процесс и передает ему информацию о настройках среды и окружения. PATH переводится как «тропа» или «путь», что прекрасно объясняет, почему вообще ОС может не видеть тот или иной файл. «Тропы» должны быть проложены, так сказать. Для проверки и настройки путей нужно сделать следующие шаги.

  • Нажмите клавиши Win+R на клавиатуре (в Windows 11 и Windows 10 можно нажать правой кнопкой мыши по кнопке Пуск и выбрать пункт «Выполнить»), введите sysdm.cpl в окно «Выполнить» и нажмите Enter.
  • Перейдите на вкладку «Дополнительно» и нажмите кнопку «Переменные среды».
  • Вы увидите список переменных среды пользователя (вверху) и системных переменных (внизу). PATH присутствует в обоих расположениях.
  • Если вы хотите добавить свой путь в PATH только для текущего пользователя, выберите «Path» в верхней части и нажмите «Изменить» (или дважды нажмите по переменной PATH в списке). Если путь актуален для всех пользователей — то выполните те же действия в нижней части.
  • Для добавления нового пути нажмите «Создать», а затем впишите новый путь, который требуется добавить в переменную PATH в новой строке. Вместо нажатия «Создать» можно дважды кликнуть по новой строке для ввода нового пути.
  • После ввода всех необходимых путей нажмите «Ок» — ваша папка или папки добавлены в переменную PATH.

Если это не помогло, то необходимо проверить компьютер на наличие вирусов и других проблемных программ – некоторые вредоносные программы могут прятать или маскировать файлы пользователя. Для этого всегда можно воспользоваться следующими программами:

Не забудьте проверить наличие обновлений для операционной системы, которые могут улучшить ее работу и исправить ошибки. Для этого:

  • нажимаем кнопку «Пуск» в Windows,
  • набираем текст «проверить наличие обновлений»,
  • в списке выбираем «Проверить наличие обновлений»,
  • откроется новое окно в котором будет представлена подробная информация о доступных обновлениях системы, нажимаем кнопку «Проверить наличие обновлений».

Далее остается только согласиться на установку обновлений.

5. Проверьте, не поврежден ли файл

Если вы заметили какие-либо повреждения (файл не открывается, вы получили сообщение об ошибке, содержимое представлено в неестественном виде и т.д.), воспользуйтесь специальными программами для восстановления поврежденных файлов (такими как: Recuva, EaseUS Data Recovery Wizard, Wise Data Recovery, MiniTool Power Data Recovery и подобных). Также убедитесь в том, что вы используете последнюю версию программы для открытия данного типа файлов (как правило, нужно посмотреть пункт «Обновления» в меню «О программе»).

6. Попробуйте восстановить файл из резервной копии

Если вы проделали все вышеперечисленные действия, но проблема не была решена, то имеет смысл попробовать восстановить файл из резервной копии. Для этого нужно:

  • исследовать прежние версии в проводнике Windows,
  • поискать файл и его версии на Яндекс Диске или Google Диске,
  • поискать файл и его версии на OneDrive.

В этом случае необходимо убедиться (смотрим дату изменения файла и содержание), что резервная копия была создана перед тем, как произошла потеря данных, иначе толку от восстановления не будет.

Заключение

Эксперты в области компьютерной техники и программного обеспечения давно знакомы с проблемой пропажи и нечитаемости файлов в Windows. Их чек-лист и приведен в статье.

Но если после всех этих действий вы так и не решили проблему, обратитесь все же к специалисту по информационным технологиям – случаи бывают разные и «на месте» разобраться с ними бывает проще.

Читайте также:

Как зайти в Инстаграм* через браузер в 2023 году: 5 способов

Умные таблицы в Excel: что это, как сделать и как все вернуть

Озон Селлер — полная инструкция для продавцов на 2023 год