Блог как замена психотерапевту.

Я носила погоны два года, до этого год работала в должности федерального государственного гражданского служащего. Точное название ведомства и дислокацию подразделений не называю, как не делала этого ни в одной из своих публикациях на канале. Большую часть срока действия контракта я была сотрудницей пресс-службы и общалась с огромным количеством представителей силовых структур. Перед увольнением перешла в штабные подразделения.

Весь этот опыт позволил собрать большую коллекцию воспоминаний о разных особенностях армейского быта. Свидетельницей и участницей каких-то случаев была я сама, о чем-то мне рассказали сослуживцы. Эти истории стали основой для статей в моем канале на «Дзене».

Адаптация к обычной жизни

Блог стал попыткой осмысления моего опыта службы и адаптацией к жизни «на гражданке». Перед непосредственным увольнением в запас я была в отпуске. Это время стало как бы переходным периодом из одного состояния в другое. Зачем мне был нужен именно блог – ведь рефлексировать можно и дома или в кресле психотерапевта? Тут все просто: захотелось попробовать свои силы. Ведь после службы я снова возвращалась в привычную сферу PR, только гражданскую, а не ведомственную.

Оптимальной площадкой для размещения накопленного материала мне показался «Яндекс.Дзен» – там проще всего найти свою аудиторию с помощью текстовых публикаций. Несмотря на то, что сейчас сервис заинтересован в продвижении видеоконтента, текст остается популярным у подписчиков. Алгоритм площадки учитывает интересы пользователей и формирует ленту рекомендаций, куда я и рассчитывала регулярно попадать. Ведь большинство мужчин – будущих читателей моего блога – отдали воинский долг Родине или сделают это после учебы, а еще есть женщины-военнослужащие или военнообязанные. Поэтому я сделала вывод, что тематика блога будет актуальной для широкого круга читателей.

Сразу выделю основную ошибку, которую я совершила на стадии подготовки к запуску блога. Я пришла на новую площадку без конкретной цели и не определила показатели, которых должна была достичь за конкретный период. Ощущалась нехватка теоретических знаний по продвижению блога, зато энтузиазма было в избытке.

Рецепт успеха на «Дзене»

Я пропустила очень важный этап целеполагания и планирования, зато хорошо поработала с контентом. Монетизация канала за 4 дня – достойный результат. Чтобы подключить эту опцию, в 2019 году (когда я завела блог) требовалось достичь 7000 дочитываний за неделю. Сейчас пороговый показатель рассчитывается иначе. Публикации канала суммарно должны набрать не менее 10 000 минут просмотра за семь дней подряд.

Делюсь рекомендациями, как быстро монетизировать канал на «Дзене». Вот что сработало у меня.

  • Написала серию текстов заранее, публиковала их в первые дни с интервалом раз в два часа.

В первый день запуска блога разместила 6 текстов. Во второй день – 3 текста плюс один нарратив. В третий – снова 6.

Так алгоритм «Дзена» быстрее подберет аудиторию с нужными интересами, в моем случае – близкими к категориям «армия», «армейский юмор», «военная служба». При оформлении публикаций сервис сразу предлагает обозначить тематику и выделить ключевые слова, я воспользовалась такой возможностью.

  • Публиковала статьи в формате списка.

15 признаков военного, 10 неработающих армейских отмазок, 15 жизненных армейских анекдотов – такие заголовки выделяются в ленте рекомендаций. Статьи-списки хочется открыть и прочитать до конца, а потом поделиться своим мнением. На моем канале все публикации этого формата имели самый высокий CTR.

Статья в формате списка – лидер по количеству дочитываний

  • Разработала план публикаций на стартовый период (месяц).

Контент-план я составляла одновременно с подготовкой первых 16 материалов, которые опубликовала в первые три дня. После стартового периода я запланировала размещать по две статьи в день.

Среди тем моих публикаций чаще всего встречались описания разных ситуаций в формате сторителлинга. Эту основу я дополняла юмористическими статьями-списками, о них писала выше. Попробовала еще и «ситуативки», но они собирали мало дочитываний.

Неожиданно удачным оказался формат статьи, где с сарказмом описывается какая-то армейская традиция, нелепость которой принимается как данность. Попытка посмотреть на привычное под другим углом раздражает читателей и побуждает высказаться. Например, все военнослужащие рано или поздно сталкиваются с задержками на службе. Причин много: тревоги, учеба, стрельбы, проверки, наряды и полевые выходы. И в комментариях под текстом на эту тему обязательно отметятся те, в отношении кого регламент служебного времени соблюдается неукоснительно. Им будут возражать читатели, которые оказались в ситуации, описанной в статье. В этом споре не рождается истина, зато растет вовлеченность читателей и количество времени, проведенное в публикациях.

На первый взгляд кажется, что никакой связи между этими двумя показателями нет. Я и сама сначала так думала. Но «Яндекс.Справка» в качестве ответа на вопрос о вовлеченности предлагает статью из журнала «Дзена» с графиками и диаграммами.

Как связаны комментарии и дочитываемость на «Дзене»

  • Активно работала с комментариями.

Раз комментарии так важны для просмотров и вовлеченности, я решила попробовать выводить читателей на обсуждения. Иногда достаточно нескольких удачных реплик автора, чтобы диалог между собой вели противоборствующие группы комментаторов. Разумеется, отвечать надо в рамках общепринятых этических норм и правил «Яндекс.Дзена». Сарказм не только допускается, но и приветствуется.

Смотреть галерею

Статьи канала с наибольшим количеством комментариев и дочитываний

Иногда в тексте я специально писала, что приглашаются к обмену мнениями те комментаторы, у которых были идеальные условия службы. Прием срабатывал.

Пример приглашения к обмену мнениями

  • Не раскрывала инкогнито.

Я обращалась к читателям от лица анонимной редакции канала, а не от себя лично. И ни у кого не было предубеждения по поводу пола автора статей. В любой силовой структуре женщина по умолчанию воспринимается как какое-то недоразумение, которое ничего не понимает в истинно мужской службе. И об этом мне точно не забыли бы сообщить комментаторы, подробно обсудив мой пол, вместо того, чтобы рассуждать о тексте статьи.

На возможность подключения монетизации этот лайфхак прямо не повлиял. Но я избежала оскорбительных дискуссий в комментариях, которые могли бы отпугнуть потенциальных читателей канала.

Вот так я сохраняла инкогнито автора канала. Просто «редакция», без уточнения, кто в ее составе

  • Использовала большую коллекцию референсов.

Ими стали мемы о военной службе, которые задали направление авторской мысли и помогли расширить тематику статей. Публикации вызывали отклик у читателей, потому что давали ощущение сопричастности и побуждали делиться разными мнениями.

Заработало! Но с ошибками

За три дня я опубликовала на канале 15 текстов и получила первые 5000 дочитываний. Для подключения монетизации осенью 2019 года требовалось набрать еще 2000. И тут у шуточной статьи о типичном утре военного, которое начинается не с кофе, а с построения, начинают расти показы. В комментариях формируются два лагеря – «жизненная жиза» и «а вот у нас такого не было». Читатели начинают дискуссию сначала с автором, а потом продолжают спорить уже друг с другом. Потом выстреливают публикации-списки про признаки военнослужащего и нелепые отмазки на службе. Их читают и активно комментируют.

Так я набрала заветные 7000 дочитываний, можно подключать монетизацию и создать в ссылке канала уникальное имя. Сделано!

Показатели первой недели работы канала

И хотя монетизацию я подключила, при ведении канала я допустила серьезную ошибку. В постах я использовала картинки, найденные на просторах интернета. Изначально я не прочитала раздел «Яндекс.Справки» о нарушении авторских прав. До предупреждений о блокировке статьи или канала за нарушение авторских прав дело не дошло. Но к чему зря рисковать?

Пришлось применить смекалку и создать серию иллюстраций без художественных и дизайнерских навыков. В ход пошла армейская атрибутика, оставшаяся после увольнения, и даже игрушечные солдатики.

Авторский креатив из подручных материалов

Другая ошибка заключалась в том, что я не тестировала разные форматы контента. Один раз попробовала разместить нарратив, чем-то похожий по функционалу на stories (в настоящее время «Дзен» их не использует). После первой неудачной попытки я перестала размещать нарративы и даже пробовать новые форматы контента для канала, например, видео. Продолжила публиковать только лонгриды.

Если заводить канал сейчас, то видеоформат уже нельзя игнорировать. Вот что рассказывает о видеоконтенте Ринат Низамов, руководитель блогерской платформы «Яндекс.Дзена»:

Еще недавно «Дзен» воспринимался как текстовая платформа. Но уже сейчас 52 % пользовательского внимания у нас уделяется видео. И, судя по интересам аудитории, эта доля будет только расти. Сегодня можно сказать, что «Дзен» – платформа видео-first.

Это нужно обязательно учитывать тем, кто сейчас собирается осваивать этот сервис.

Отряд не заметил потери бойца

За месяц активной работы я опубликовала 38 статей, набрала 121 подписчика, монетизировала канал и даже заработала несколько тысяч рублей. А главное, высказалась! И после этого поняла, что продолжать-то и незачем. Тексты стали получаться как будто бы из последних сил. Я не смогла мотивировать себя продолжать работу и перестала выпускать новые публикации. Вот к чему привела моя глобальная ошибка целеполагания.

Что я могу занести в актив по итогам проделанной работы? Безусловно, подготовку разнопланового текстового контента и понимание поведенческих реакций целевой аудитории. Это и были главные слагаемые моего достижения – монетизации канала за 4 дня.

Чему меня научила эта история? В первую очередь тому, что перед работой над любым проектом надо составлять стратегию продвижения. Я точно усвоила, что отличный старт и первые достижения не дают гарантии успеха. И в новых начинаниях обязательно буду тестировать разные гипотезы и форматы контента.

#
Кейсы Дзен
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.