Одна из самых популярных социальных сетей в мире известна, в том числе, достаточно жесткими порядками. Например, там очень легко схватить бан за собственную фамилию.

Если большинство пользователей мирится с порядками Facebook и принадлежащего ему Instagram, то бывший футболист сборной России Дмитрий Хохлов решил через суд обязать американскую соцсеть с уважением относиться к его фамилии. Просто потому, что самого экс-спортсмена, а ныне тренера, и его друзей Facebook банит за упоминание фамилии.

Алгоритмы социальной сети не в состоянии учесть многозначность отдельных слов русского языка, а после известных событий между Россией и Украиной блокировки пользователей за высказывания на Facebook стали, скорее, правилом, чем исключением.

Например, экс-мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман был забанен за слово «ишак», а создатель мессенджеров QIP и 4talk Сергей Кравцов блокировался за слово «москалики». И подобных примеров множество, поскольку если на сообщения поступают жалобы пользователей, то администрация зачастую не углубляется в значение слов и контекст вызвавшей претензии записи.

Кто и как следит за нами

Как и в любой крупной социальной сети, первичной модерацией контента в Facebook занимается искусственный интеллект. Алгоритмы, обученные на специальной подборке запрещенной информации, достаточно эффективно позволяют в автоматическом режиме бороться с распространением нелегального контента. Но, несмотря на все достижения современных технологий, искусственный интеллект недостаточно совершенен. Он с трудом отличает разжигающие ненависть сообщения и просто оскорбительные посты от невинных высказываний с ключевыми словами, использующимися в ином значении.

Несколько тысяч модераторов

Более тонкой оценкой занимаются живые люди. Команда модераторов Facebook насчитывает несколько тысяч человек. Но даже их не хватает для того, чтобы качественно проверять миллиарды сообщений, появляющихся еженедельно. Естественно, пользователи Facebook общаются на разных языках, а значит модераторы нанимаются в разных странах. Они анализируют спорные посты, которые им присылает искусственный интеллект или на который жалуются другие пользователи. Но проблема заключается в несовершенстве правил и их непрозрачности.

Чем руководствуются модераторы, знают только сами модераторы. Правила Facebook, рекомендации и алгоритмы по работе с пользовательским контентом разрабатывают юристы, эксперты по кризисному менеджменту, PR-специалисты, ученые, наконец. Причем переписываются правила и рекомендации достаточно быстро — они должны учитывать меняющиеся настроения в обществе.

Искусственный интеллект Facebook способен определять 100% спама, выявлять 99,5% контента о терроризме, 98,5% фейковых аккаунтов пользователей, 96% постов на тему секса, а также 86% изображений, где есть насилие. Точность, как видите, очень высокая, но только пока речь не заходит об оскорблениях. Здесь алгоритмы дают сбой в 62% случаев, да и то при условии, что эти сообщения написаны на английском или португальском языках. С другими языками работают живые модераторы.

Проще – скрыть или удалить

Несмотря на то, что существуют схемы оценки сообщений на предмет недопустимых высказываний, далеко не все формулировки, с учетом, например, богатства русского языка, можно предусмотреть в методичках. Да и не каждый модератор сможет правильно оценить сомнительный пост. Один человек вчитается в сообщение и, поняв контекст, не станет блокировать пользователя. Другому достаточно будет выхватить взглядом запрещенное слово, после чего он заблокирует и само сообщение, и его автора. Не стоит забывать и о настроении модератора в момент работы, а также о его политических и прочих взглядах. Пользователям же ждать ответа от техподдержки, в подавляющем большинстве случаев, бессмысленно.

С учетом того, что Facebook давным-давно превратился из студенческого комьюнити в глобальную социальную сеть, ей требуется учитывать множество факторов — особенности национального законодательства разных стран, политическую ситуацию в мире, и не забывать про то, что разные модераторы могут счесть один и тот же пост как разрешенным к публикации, так и запрещенным. Все просто: человеческую жизнь, лексикон и отношение людей к разным событиям невозможно описать в методичках и обучить этому искусственный интеллект.

Поэтому, зачастую, Facebook проще удалить или скрыть из ленты новостей контент, который с большой вероятностью будет негативно воспринят пользователями.

Результаты модерации

На Facebook легко и просто можно попасть в бан за слова «хохол» и «укроп» описывая прическу или говоря о растении соответственно. Однако за схожее по степени негативности в одном из значений слово «ватник» система забанит с меньшей вероятностью. Поэтому Facebook все чаще обвиняют в определенных политических симпатиях. Но опытным путем было установлено, что речь, скорее, идет о несовершенстве алгоритмов, чем о преднамеренных блокировках «неугодных».

Упоминания животных и скота, цитаты из классики, в которых можно углядеть призывы к насилию, псевдонимы и любые намеки на расизм безжалостно вымарываются из ленты, а авторов подобных записей наказываются баном. При этом бывшие сотрудники на условиях анонимности подтверждают, что некоторое предвзятое отношение к российской аудитории по тем же политическим причинам есть.

За что меня банили

«В начале года я что-то не то ответил какой-то любительнице однополой любви. Она возмутилась этим моим комментарием, пожаловалась на него, и я попал под слежку соцсети. В следующий раз как только написал просторечное слово братского украинского народа, сразу на неделю загремел в бан. Потом написал «Не ходите дети к ни...рам гулять» и на месяц сел на фейсбучную гауптвахту. Ничего своими словами называть нельзя», — отмечает пользователь Facebook Денис, который попал под раздачу совершенно обосновано, нарушив очевидные правила социальной сети, запрещающие дискриминацию и оскорбления по сексуальной ориентации и расовому происхождению. Чтобы оставаться в Facebook, нужно подбирать слова.

Но банить могут не только за высказывания, видео или картинки, но и за названия сайтов, например.

«Меня банили за дело — за эротические фото девушек и за разговоры. Но что возмутило, так это лишение моего сайта отдельной страницы на Facebook. Произошло это из-за того, что сайт с таким же названием есть в США. У меня был проект Caranddriver.ru. Facebook посчитал, что это поддельный сайт (точную формулировку не помню), и отключил страницу. Поддержка вообще не ответила на мои запросы. Контент за пять лет, как говорится, псу под хвост пошел. Несколько тысяч подписчиков — тоже. И оказалось неважно, .ru сайт или не .ru», — делится своим опытом взаимодействия с Facebook Алексей.

Другое дело, что большинство пользователей Facebook и Instagram, столкнувшись с баном, либо спокойно дожидаются окончания блокировки и дальше стараются вести себя по правилам, либо же доводят дело до окончательного бана.

Дело Хохлова

Но из-за бана до суда дело не доводил, кажется, никто, кроме Дмитрия Хохлова. Будучи персоной публичной и обсуждаемой, он решил не просто заявить о проблеме в интернете, но и побороться за свои права и возможность пользоваться собственной фамилией без ограничений.

«В производство Солнцевского районного суда поступило исковое заявление Хохлова Дмитрия Валерьевича к Facebook об обязании ответчика разблокировать все упоминания фамилии истца в постах и комментариях в принадлежащей ответчику социальной сети Фейсбук. Сумму морального вреда истец оценивает в 150 миллионов рублей. Судебное заседание по делу назначено на 5 октября 2021 года», — говорится в заявлении пресс-службы суда.

На что можно рассчитывать, начав тяжбу с крупной международной компанией? Возможно, это отличный повод поднять шумиху вокруг своего имени?

«Я высоко оцениваю шансы на удовлетворение наших требований. Facebook не имеет права блокировать людей за такие вещи, как употребление фамилии. Исходя из личности Хохлова и учитывая то, что его фамилию теперь нельзя употреблять, мы решили, что 150 миллионов рублей — это достойная сумма», — пояснила «Спорт-Экспрессу» адвокат футболиста Анна Варганова.

Официально американская социальная сеть никак не отреагировала на поданный иск и требования Дмитрия Хохлова. До сих пор о прецедентах, когда пользователям удалось заставить Facebook изменить правила модерации, не сообщалось.

Тем и примечателен пример российского тренера. Он станет показательным: сможет ли один человек противопоставить что-то корпорации? Если дело против Facebook будет проиграно, или социальная сеть не станет исполнять решение суда, то не исключен бан самого Facebook. Да, депутаты нашей думы уже рассматривают вариант блокировки соцсети в России. Тогда «под хвост» пойдет не только страничка Caranddriver и тысячи подписчиков. Сложно не думать, что именно для этого раздувается конфликт.

#
Facebook
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.