Facebook первым объявил о планах на метавселенную – но в гонке он, скорее всего, окажется как минимум вторым.
Вы наверняка слышали, что название управляющей компании Facebook Inc. поменялось на Meta (название соцсети не изменится!). Новое имя должно отражать новый фокус компании – на построении метавселенной. Звучит амбициозно, но непонятно. Издание TechXplore решило разобраться, что это вообще значит. Приводим основные выводы, и заодно рассказываем о главных конкурентах «Фейсбука» в этом поле, а их, как выясняется, несколько.
Что важно знать о метавселенной
Название пришло из научной фантастики. Впервые оно появилось в 1992 году в романе Нила Стивенсона «Лавина» (“Snow Crush”) – книге, которая впоследствии была признана фундаментальным текстом в жанре киберпанк.
Первые «неуклюжие» попытки представления виртуальной реальности существовали и до этого, но именно в «Лавине» концепция впервые оказалась показана так ярко и зримо.
Главный герой «Лавины», Хиро Протагонист, в реальной жизни – не слишком удачливый разносчик пиццы из Лос-Анджелеса. Но в виртуальной реальности – метавселенной – он живет совсем другой жизнью: там он известный хакер и воин-самурай, который должен спасти мир (точнее, оба мира, виртуальный и реальный).
Интересно, что метавселенная «Фейсбука» концептуально недалеко ушла от метавселенной из «Лавины».
5 основных критериев метавселенной
О них обычно говорят, представляя разные концепции метавселенной.
1. Виртуальный мир
Самая важная характеристика. Доступ к метавселенной можно получить через компьютер, игровую консоль, смартфон или любое другое устройство с поддержкой 3D-графики и звука. Технологии делают ваше присутствие более реальным и насыщенным в метавселенной, и, как следствие, менее интересным и важным – в повседневном физическом мире.
2. Виртуальная реальность
Для подключения нужен шлем виртуальной реальности. Последствия аналогичны – полное погружение в виртуальный мир и «выпадение» из физического мира – по крайней мере, пока вы не наткнетесь на угол стола.
3. Другие люди
Метавселенная социальна по природе. Там одновременно находится множество людей, представленных в виде аватаров. Некоторые из аватаров могут оказаться ботами, виртуальными агентами и другими производными искусственного интеллекта (здравствуйте, агент Смит).
Марк Цукерберг в презентации метавселенной особенно подчеркивал социальный аспект и взаимодействие в метавселенной. Что логично, раз Facebook изначально представлял собой социальную сеть.
В сравнении с обычными видеоконференциями, которыми все пользуются сейчас, аналогичные «созвоны» в метавселенной должны казаться более реальными, т. к. VR-шлем хотя бы на время отрезает вас от физического мира, а аватары могут перемещаться по VR-комнате, подходить друг к другу, поворачивать голову и т. д.
4. Постоянство
Виртуальный мир доступен для посещения в любое время. Вы можете изменить его – добавить какие-то здания и объекты, и, что важно, в следующее посещение эти изменения сохранятся. У вас должна быть возможность там «поселиться» и каким-то образом закрепить свое право владения. Метавселенная будет опираться на контент, созданный пользователями (их аватары и личные истории), в той же мере, как это сейчас делают соцсети.
5. Связь с реальным миром
В некоторых концепциях метавселенной виртуальные вещи и события являются отражениями реальных вещей и событий. Например, в метавселенной вы можете управлять дроном – в реальном мире в это же время летает настоящий дрон, которым вы также управляете.
Главная проблема метавселенной
Даже в презентации Цукерберг говорил, что они еще не разработали всё, что нужно для метавселенной. В самом деле, некоторые возможности уже доступны, другие – дело будущего.
Например, сегодня большое количество людей играет в онлайн-игры, а некоторые – в VR-игры. Это сфера, которая готова к переносу в метавселенную чуть ли не лучше всех других.
Идея реалистичных видеозвонков тоже кажется привлекательной – Цукерберг упоминал о возможности проводить встречи, будучи представленными в виде голограмм.
Но если не касаться вопросов из области морали и философии («что есть реальность?»), то на пути метавселенной встает большое «НО». VR-шлемы до сих пор остаются достаточно нишевым товаром, и немногие могут их себе позволить. Сейчас корпорации работают над тем, чтобы сделать технологию более доступной. Например, тот же Facebook, то есть Meta, купил для этого Oculus.
И все же до появления реальных метавселенных пройдет как минимум несколько лет.
Метавселенных будет много
О создании своей метавселенной объявил Microsoft. Некоторые предсказывают, что у них это может получиться быстрее, чем у Meta.
Секрет Microsoft – в использовании технологий, которые широко распространены. Так, для подключения к самой ранней версии метавселенной предлагается использовать майкрософтовскую AR/VR-платформу Mesh. Для подключения не обязательны дорогостоящие устройства – достаточно обычного смартфона или ноутбука.
В дальнейшем Mesh хотят интегрировать в корпоративную платформу Microsoft Teams, которая уже насчитывает более 145 млн ежедневных пользователей (в то время как общее количество владельцев VR-шлемов – потенциальных пользователей Meta – не достигает даже 17 млн человек).
На прошлой неделе о планах создать метавселенную заявил… Disney. Как объяснил представитель корпорации, «компания Уолта Диснея имеет долгую историю как одна из тех, кто первой внедряет технологии для улучшения развлекательного опыта». Это не первое подобное заявление: в прошлом году бывший вице-президент компании написал в LinkedIn пост о создании тематического парка в метавселенной. В нем виртуальный и физический мир должны соединяться с помощью носимых устройств и смартфонов.
А кто-то вспоминает, что Amazon, крупнейший интернет-ретейлер, владеет игровой платформой Twitch. И с большой долей уверенности можно предполагать, что они сейчас работают над своей метавселенной, в которой можно будет не просто развлекаться, но и что-то покупать.
Основной вопрос – останутся ли эти метавселенные разобщенными, или компании смогут между собой договориться об интеграции? Второе для полного погружения, конечно, было бы предпочтительнее.