Это настоящие генераторы идей – заполняя их, вы увидите направления, над которыми стоит подумать, и конкретные темы, о которых можно написать. В конце статьи – бонус! 

Сложно придумать хорошую идею для статьи в блог. Нужно, чтобы она была интересна и полезна читателям, касалась товаров или услуг компании, помогала продавать продукт или привлекать в блог нужную целевую аудиторию.

Я расскажу, как составляю матрицы контента на конкретных примерах. В конце статьи вы сможете скачать шаблон типовой матрицы, которую можно адаптировать под любой товар или услугу.

Что такое матрицы контента

Матрица контента – таблица или схема, где вы фиксируете определенные категории, связанные с вашей нишей, а потом наполняете ячейки ключевыми фразами и идеями для тем.

Матрицы контента могут выглядеть по-разному – бывают сложные многомерные таблицы, есть простые схемки. В некоторых проектах их можно не использовать вовсе.

Матрицы контента точно нужны:

  1. Когда уже закончились темы, вы не можете придумать, о чем еще написать. Первые темы часто получается собрать «из головы» или оглянувшись вокруг. Особенно, если вы сами составляете контент-план для своего бизнеса. На этапе, когда идеи кончаются, требуется более глубокий взгляд на контент.
  2. Когда вы работаете с новым клиентским проектом, пока плохо знаете тему. Матрица поможет погрузиться в проект, понять, с какими направлениями работать дальше.

Как составить матрицу контента

Есть несколько способов составить матрицу контента. Покажу каждый на примерах таблиц с реальных проектов – я упростила их и убрала лишние столбцы, чтобы была понятнее суть.

В любой матрице контента будут строки и столбцы, каждый из них предназначен для какой-либо категории – это будет фокус контента. В ячейки вписываете подходящие ключевые слова и фразы. На пересечении линий вы получите идеи для одной или нескольких тем.

Например, для производителя шкафов на заказ в строках можно указать категории товаров, а в столбцах – те направления, о которых вы можете писать относительно нужных товаров.

На пересечении категории «Шкафы-купе» со столбцом «Предназначение» мы получим несколько идей для тем: «Как выбрать шкаф-купе в спальню», «Как вписать шкаф-купе в интерьер спальни» и другие. Это очень простой пример, матрицу со шкафами можно продолжать дальше, добавив в столбцы другие направления.

Есть другой способ, которым я пользуюсь чаще всего. Матрица может состоять из одних столбцов с какими-либо характеристиками. Тогда темы можно создавать, объединяя ключевые слова из столбцов друг с другом.

В матрице-примере, сделанной для бьюти-блога, можно сочетать один или несколько столбцов, получая множество тем. Например, пептиды («Ингредиент») против старения («Действие»).

Эта ключевая фраза дает сразу несколько тем: «Как работают пептиды против старения», «С какого возраста применять пептиды против старения» и другие. Когда эти темы закончатся, можно добавлять ключевые слова из других столбцов, например, столбца «Средства». Новая фраза «Крем с пептидами против старения» также рождает сразу несколько тем: «Как выбрать крем с пептидами против старения», «Подборка кремов с пептидами против старения» и т. д.

Вариант простой матрицы контента – рубрикатор. Когда вы выбираете и придумываете рубрики блога, а внутри столбцов пишете направления для тем.

Например, здесь каждое направление внутри рубрики можно развернуть в десятки тем.

Важно помнить, что пересечение категорий не дает готовый заголовок статьи. Полученная ключевая фраза – направление, в котором можно думать дальше. Например, расширить или сузить тему.

Кроме этого, нужно убедиться, что тема не надумана, действительно интересна читателям. Для этого посмотрите поисковые запросы, почитайте блоги конкурентов, форумы и соцсети, где общается целевая аудитория. И обратите внимание на вопросы ваших клиентов.

Например, тема «Как использовать крем с пептидами» – надуманная, крем просто мажут на лицо. А вот «Какие антивозрастные пептиды бывают, как их подобрать» – актуальная и интересная тема, о которой стоит написать.

Что может быть внутри матрицы контента

То, чем вы будете заполнять строки и столбцы матрицы, зависит от ниши вашего проекта и глубины проработки тематики. Я расскажу о самых распространенных категориях таблиц.

Ключевые направления бизнеса, категории товаров или услуг

Выпишите то, чем занимается ваш бизнес. Не обязательно брать для матрицы все категории, сделайте акцент на самых прибыльных, самых востребованных или тех, что вызывают больше вопросов у клиентов.

Например, для агентства интернет-маркетинга можно выписать в отдельные строки все направления работы: SMM, контекстная реклама, имейл-маркетинг, контент-маркетинг. Для веломагазина одним из столбцов будут виды товаров: спортивные велосипеды, шоссейные велосипеды, горные велосипеды, детские велосипеды.

Характеристики товаров или услуг

Свойства товара: материал, цвета, качество, технические характеристики, состав, материалы, производители. Свойства услуги: что в нее входит, этапы оказания, сроки.

Например, при выборе велосипедов большое значение имеет вид тормозов, количество скоростей, диаметр колес и т. д. А при заказе ремонта квартиры – что входит в косметический и капитальный ремонт, в какие сроки их делают.

Характеристики товара могут быть в одном столбце, а можно разделить их на несколько категорий. Например, для магазина промышленных светильников важны многие технические детали, некоторые из них – отдельные направления: типы ламп, свойства, производители, вид освещения.

Целевая аудитория

Для кого этот продукт или услуга: возраст, место жительства, социальные или демографические характеристики аудитории, покупательское поведение, сегменты целевой аудитории. Такую категорию обязательно стоит добавить, если ваш продукт рассчитан на разные аудитории.

Использование продукта или услуги

Где и как используют продукт, ситуации, когда человек обращается за услугой или покупает товар, как правильно применять товар.

Например, по использованию бывает косметика для пляжа, города, после косметических процедур и т. д. Для кофейного блога – рецепты заваривания, правила употребления кофе. Для техники можно использовать обзоры, для сервисов – инструкции. В каждой нише будут свои тонкости.

Воронка продаж

На каком месте находится покупатель: еще ничего не знает о товаре, только узнал о товаре, уже им пользуется.

Например, мы продаем сервис анализа конкурентов. Для тех, кто еще не знает о продукте, нужны темы, затрагивающие сам анализ и его методы. На этапе выбора люди присматриваются к функциям, сравнивают сервисы – подойдут подборки, сравнения, обзоры. А после покупки – ответы на вопросы и инструкции.

Проблемы клиентов

Сюда входят наиболее частые вопросы клиентов, уже купивших или выбирающих товар, проблемы покупателей, возражения потенциальных клиентов. Используйте как базу реальные вопросы, обращения в техническую поддержку. Также стоит заранее предугадывать возможные возражения и снимать их через полезный контент.

Цели создания контента

Для чего вы создаете контент: обучение пользователей, интерес, повышение лояльности, продажа. Можно разделить по целям, а можно по типам контента: вовлекающий, обучающий, продающий и т. д.

Интересные факты

История происхождения, изготовление продукта, внутренняя кухня услуги – то, что может быть интересно читателям, повышает лояльность к компании, приводит трафик. Сюда же можно отнести новости и тренды – они актуальны для проектов, где часто происходят какие-либо изменения либо можно писать о тенденциях будущего.

Смежные темы

То, что близко к вашему бизнесу, продукту или услуге. Например, производитель шкафов может затрагивать в блоге более широкие тематики, например, интерьер.

В направлении смежных тем стоит двигаться аккуратно и находить точки соприкосновения с вашим продуктом/услугой, чтобы не привлекать в блог нецелевую аудиторию, которая никогда не совершит покупку.

Форматы контента

На одну тему можно делать разный контент, что продлит ей жизнь и поможет увеличить охват. Поэтому в матрицу можно добавить доступные вам контентные форматы: статьи, видеоролики, подкасты, инфографику и другие. Если в вашем блоге несколько форматов статей, это тоже стоит учесть в таблице: списки, подборки, инструкции, короткие обзоры, лонгриды.

Матрицу контента нельзя сделать один раз и потом с ней постоянно работать. Ваш проект и ситуация на рынке меняются, в ассортименте появляются другие товары или услуги, в процессе работы вы видите новые направления развития бизнеса. Поэтому таблицу стоит регулярно дорабатывать, расширять, добавляя новые категории, или чистить, удаляя лишние столбцы и строки с проработанными или устаревшими направлениями.

Бонусы для дочитавших :-)

#
Контент
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.