Рассказываем, как это сделать, – на примере слегка самоироничного теста TexTerra.
Но сначала о самом рейтинге лучших работодателей России от компании HeadHunter по итогам 2021 года, который появился на прошлой неделе, а также о методике его составления.
Лучшие работодатели России 2021
Рейтинг составляется в четырех категориях: крупнейшие компании (от 5001 сотрудников), крупные (от 1001 до 5000 сотрудников), средние (от 251 до 1000 сотрудников) и небольшие (от 100 до 250 сотрудников). Всего в финал прошли 783 компании, и это в полтора раза больше, чем в прошлом году. Но все равно из-за численности сотрудников большинство компаний страны в рейтинг не попадают, и мы с вами с этим в конце материала разберемся.
Лучшим крупнейшим работодателем стал «Сбер». «Росатом» за год опустился на второе место, а «Газпром нефть» заняла третье место. Далее расположились компании Mars, «Тинькофф», ВТБ, «Райффайзен Банк», «Ростелеком», РЖД и «Теле2».
Лучшими крупными компаниями стали 2ГИС, Bayer и Huawei. В пятерку лидеров также вошли «Зарубежнефть» и «Лаборатория Касперского».
Из средних компаний отличились Okko и Nvidia, а также Ivi. Дальше были Siemens и Bosch.
Лучшими небольшими компаниями были признаны инжиниринговая компания Green, «Хоккейный клуб СКА», DeLonghi LLC, ивент-агентство BGS Group и диджитал-агентство Adventum.
В ходе составления рейтинга оценивались и HR-отделы по тому, насколько современные HR-процессы в них используются. Тут всех за пояс заткнули «Росатом», «Ростелеком», НЛМК, «Сбер» и «Сибур».
Но эти компании не могут похвастаться таким уровнем лояльности сотрудников, который наблюдается в IT-компании Usetech, «Камском кабеле», «Землянскмолоко», мебельном холдинге «Ангстрем» и диджитал-маркетинговом агентстве Dataduck. Но, несмотря на это, соискатели почему-то предпочли бы работу в «Газпром нефти», «Сбере» и «Росатоме», а также РЖД и 2ГИС. Видимо, не в лояльности счастье, а в HR-процессах! Это шутка, но частично.
Как выбирались лучшие работодатели
Для отбора используются три параметра. Во-первых, это упомянутые HR-процессы и оценка экспертности HR-специалистов. Для этого им отправляются анкеты, которые содержат множество вопросов: ожидания руководства от HR и методы оценки эффективности работы отдела, планирование и подбор персонала, различные мотивации сотрудников, возможность обучения в компании и развития, технологическая платформа и так далее. К счастью, результат оценки HR имеет всего 20-процентное влияние на итоговую оценку.
Гораздо важнее – готовность сотрудников рекомендовать компанию друзьям, знакомым и незнакомым людям (надо понимать, при достаточно высокой квалификации соискателей). Этот параметр имеет 40-процентное влияние. Но тут есть загвоздка.
Как выяснил корпоративный тренер Марсель Швантес, 81% соискателей врут и в резюме, и во время собеседований с работодателями. Как думаете, став сотрудником компании, они перестают врать, отвечая на вопрос, порекомендовали бы они свою компанию другим соискателям? Сомнительно. Но и это еще не всё.
Как вы думаете, сколько людей верят в анонимность опросов, тем более, если они происходят онлайн на рабочем месте? Есть данные «Левада-центра», что 49% людей просто не любят опросы, в том числе, опасаясь последствий честных ответов. Получается, что 81% работников компании – лгуны, а половина из оставшихся 19% боится говорить правду, не веря в анонимность. Следовательно, рекомендации знакомым и друзьям в чем-то сложно рассматривать как плюс работодателю.
Так может, стоит тогда судить по третьему параметру, который тоже имеет 40-процентное влияние на рейтинг работодателя? Речь о желании соискателей устроиться на работу именно в эту компанию. Выше мы упомянули, что самыми желанными работодателями являются «Газпром нефть», «Сбер», «Росатом», РЖД и 2ГИС. Но главный-то вопрос – почему именно эти компании? Во многих исследованиях выяснялось, что главное ожидание соискателей от новой работы – стабильность. Чтобы фирма вдруг завтра не закрылась, чтобы выплаты были вовремя, чтобы отпуск и больничный… Не удивительно, что большинство желанных компаний имеют госучастие и финансовую поддержку во время любых кризисов. Значит, и этот параметр не искренний? Хотел бы работать на себя, но «Сбер» надежнее?
Собственная оценка компании
Теперь оценим себя сами. Возьмем для примера компанию TexTerra, на чьем медиа-ресурсе вы читаете этот материал.
Если вы довольны работой своего HR-отдела, независимо от того, какие технологии там используют, то 20% у вас уже в кармане. Тем более, если в компании проводятся мероприятия, сплачивающие коллектив, а также обучения сотрудников. Что в «Текстерре» делается для каждого сотрудника по его запросу (а иногда и без запроса).
Далее проводим анонимные опросы:
- Готовы ли сотрудники рекомендовать компанию как место работы.
- Насколько им комфортно работать, и тут есть несколько подвопросов (удовлетворенность коллективом, возможность роста, сложность задач, удовлетворенность работой).
А также выясняем у HR, как много людей хотят работать именно у вас (в процентах к общему количеству соискателей).
Мы получили следующие данные. Работать именно в «Текстерре» хотят 35-40% обратившихся соискателей. Это очень высокий показатель – более трети специалистов ценят нашу компанию. Остальные ищут работу по своему профилю, и он совпадает с запросом компании. Но 85% соискателей знали о нас еще до поиска работы, 5-6% не интересовались «Текстеррой» как компанией, а 9-10% выяснили, что могли, прямо перед собеседованием.
Удовлетворенность коллективом достигает показателя 80%, а возможность роста отметили 60% сотрудников, что тоже очень много. При этом только 20% коллег считают работу в компании простой. Остальные развивают свои навыки за счет сложных задач, растут как профессионалы. Это подтверждает то, что 70% сотрудников удовлетворены своей работой и достигаемым результатом.
Сотрудникам нравятся карьерные лифты, обучение и быстрота принятия любых решений. В результате 97% сотрудников посоветовали бы знакомому работать в нашей компании (при условии, что этот знакомый – классный специалист).
Итоговый балл
Понятно, что это игра и мы слегка жонглируем цифрами, но тем не менее…
Мы впечатлены работой наших HR и плюсуем все 20%, которые они могут дать нашей общей оценке. Что касается 40 процентов желающих у нас работать, то это почти половина от 40%, которые этот параметр может добавить к общей оценке. Получается, плюс еще процентов 16. Итого 36%. Теперь берем 97% готовых рекомендовать работу в TexTerra сотрудников, и получаем еще 39% к финальной оценке.
В результате не такая известная, как «Газпром нефть» или «Сбер», компания «Текстерра» зарабатывает 75%. Это близко к нужному для прохода в финал конкурса HH.ru показателю (примерно 80%). Но нужно учесть особенность мнения соискателей относительно небольших компаний – о них знают гораздо меньше людей, а значит и влияние на итоговую оценку должно быть поменьше (возможно, поэтому HeadHunter не рассматривает компании с численностью сотрудников до 100 человек). Если ввести коэффициент в связи с более низкой известностью, то Texterra тоже уверенно проходит в финал. Уверены, и ваша компания – тоже.