Строите планы с позиции разумного пессимизма? Проверьте, достаточно ли она пессимистична.
Рукотворный, неестественный, никому не нужный, кроме политиков, экономический кризис стартовал в России очень мощно. Только в первые две недели случились:
- обвал рубля минимум на 50 %;
- грандиозное обрушение курсов акций российских компаний;
- фактический крах отрасли пассажирских авиаперевозок;
- уход с российского рынка 230 мировых брендов;
- закрытие или приостановка работы десятков независимых СМИ;
- коррозия рынка интернет-рекламы;
- скачкообразный рост цен на компьютеры, комплектующие и бытовую электронику…
Перечислять можно долго и при этом не охватить и половины уже понесенных экономических потерь. Впереди – еще более серьезные события. Какими они будут, предсказать чрезвычайно сложно, потому что текущий кризис – это классический «Черный лебедь» по Нассиму Талебу. Его почти не с чем сравнивать в новейшей истории планеты. Однако у кризиса есть некоторые вполне очевидные черты, позволяющие экономистам строить предварительные прогнозы.
Например, крупный российский специалист в области социально-экономического развития регионов, профессор кафедры экономической и социальной географии России МГУ им. Ломоносова Наталья Зубаревич сообщила, что в ближайшее время ожидается значительное падение платежеспособного спроса на услуги и непродовольственные товары (далее почти дословная цитата – прим. автора):
«Общероссийский тренд – обеднение. То, что девальвация рубля приведет к снижению доходов всех россиян, – это “медицинский” факт. Цены будут расти на все, включая российское продовольствие.
Жестко проседают регионы автопрома. Очень сильный удар – по крупным городам. В них есть дилеры, автосалоны. Про них забыли и заплакали.
Все, что связано в РФ с авиацией, будет очень сильно сжиматься – с потерей людьми работы. С теми, кто трудится в туризме, произойдет то же самое. Столько туристических агентств больше не нужно…
Люди устроены очень просто. Первое, на что они тратят деньги, – это еда. Если денег есть чуть больше – на непродовольственные товары. С этим возникнет большая проблема, потому что предложение <товаров – прим. авт.> будет уменьшаться… Введен прямой запрет на ввоз в Россию высокотехнологичной продукции. Цены на нее повысятся, и ничего с этим сделать нельзя…
А прежде всего люди экономят на услугах. Занятые в сфере услуг столкнутся со снижением платежеспособного спроса. Обеднение всегда приводит к резкому упрощению структуры потребления.
Обычно оно сильнее всего бьет по тем, кто имеет чуть большие доходы, – это квазисредний класс крупных российских городов. Кстати, он уже более чем наполовину состоит из бюджетников. Но второй удар придется вообще по всем. Немного позже этот <кризис> затронет большую часть россиян…
Будет плохо – в этом никто не сомневается. Но уровень “плохости” мы сможем померить лишь в начале лета. Самое разумное сейчас – понять, что будет худо. Но чтобы корректно, экспертно это измерить, понадобится несколько месяцев…»
Ампутация «культурного» потребления
В ближайшее время в России будет срезан тонкий жирок европейского по духу, урбанизированного потребления, который нарос в последние 20 лет. Городскому жителю, чьи заработки по покупательской способности стремительно откатываются на уровень начала 2000-х, а то и 90-х годов, уже через месяц-два станет не до фитнеса, «ноготочков», посещения ресторанов, кино, поездок на такси и т. п. Наталья Зубаревич и многие другие именитые экономисты предсказывают очередное вынужденное и очень сильное «затягивание поясов».
К сожалению, упрощение горожанами структуры своего потребления парадоксальным образом начнет подкашивать их самих. Ведь миллионы людей в последние годы фактически оказывали услуги друг другу. Теперь у одних не окажется денег, чтобы за них платить, а другие этих денег не заработают.
Очень несладко придется мелкому бизнесу и четырехмиллионной армии самозанятых, большинство из которых таксуют, оказывают услуги по ремонту, заняты в маркетинге (например, продвигают бизнес в соцсетях) и доставке товаров. Крупно пострадает весь мелкий бизнес, обеспечивающий людям «необязательное», «избыточное» потребление.
Приоритетами среднего россиянина надолго станут еда, оплата жилищно-коммунальных услуг, хозтовары, одежда, обувь и дешевые лекарства. Все, что сверх того смогут позволить себе люди, потянет лишь на эконом-класс. Наступает время расчехлять пошлые призывы в стиле «антикризисное предложение».
Искореженный Рунет
Всего за две недели российский бизнес и самозанятые лишились рекламного таргетинга в Facebook и Instagram, а также контекстной рекламы AdSense от Google. Twitter заблокирован. Искусственно и беспощадно разрушены целые секторы «экономики блогеров»: YouTube отключил монетизацию российских каналов, TikTok не позволяет загружать новый контент. Даже отечественный «Яндекс.Дзен» очень невыгодным для авторов и бизнеса образом изменил принцип работы своей ленты.
Некоторые вебмастера и владельцы бизнеса, кстати, от блокировки рекламы в Google только выиграли. Меньше рекламы – больше шансов для органики. Поэтому поисковое продвижение в Google в последние дни начинает выходить в топ услуг интернет-маркетологов.
Все перечисленное – лишь верхушка айсберга. Рунет фактически лежит в нокдауне и в ближайшие недели и месяцы будет вынужден экстренно переформатироваться. Вероятно, рекламный таргетинг сохранится только в российских соцсетях. «Яндекс» заберет себе всю контекстную рекламу (само собой, повысив цены), а лучшим местом для публикации контента снова станут stand alone сайты – корпоративные и частные блоги. Особое значение получат сбор e-mail заинтересованных потребителей / читателей и почтовые рассылки по базам.
Возможно, какие-то демократичные рекламные сервисы предложит в ближайшие месяцы Telegram, если, конечно, не будет заблокирован властями вслед за другими крупными соцсетями.
Бизнесу и самозанятым уже сейчас необходимо придумывать решения по привлечению экономящих клиентов на свои сайты, расположенные исключительно на российских серверах. «Инстаграм-экономика» больше невозможна.
Почему этот кризис хуже, чем в 90-е
Те годы были полны не только проклятий, но и надежд. На обломках хозяйства СССР мы строили новую довольно свободную экономику, которая быстро врастала в мировую. Сейчас же никаких упований на хороший исход практически нет.
Наиболее крупные экономики мира разрывают связи с Россией. Дела с ними можно будет вести только через третьи страны, и не факт, что Китай, на который сегодня многие с надеждой поглядывают, окажется в их числе.
Впереди долгая изоляция России и Рунета. Мы будем вынуждены вариться в собственном жидком соку, пытаясь продавать друг другу товары и услуги на рынке, емкость которого сжимается, как шагреневая кожа.
К несчастью, уже заметны первые признаки начинающегося исхода из России наиболее важных и квалифицированных кадров. Особенно – востребованных по всему миру айтишников, которые не хотят оставаться в бесперспективной стране с высокими шансами на культурное, научное, технологическое и потребительское одичание.
Пока совершенно непонятно, кто через год будет создавать с нуля новые российские системы контекстной рекламы, соцсети, бесплатные CMS и плагины к ним (не исключено, что Wordpress, Joomla и другие уйдут с локального рынка), рекламные и платежные решения, маркетплейсы, интернет-магазины.
Нам, занятым в интернет-экономике, следует готовиться не просто к трудностям, но к шоку. Ситуация вскоре потребует нестандартных, экономных, «костыльных» решений, слепленных из палок и той субстанции, в которую по собственной воле вляпалась страна.