Есть пять знаков препинания, которые встречаются в конце заголовков: точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие и двоеточие. Разберёмся, какие из них и в каких случаях стоит использовать.

Точка

До 1930 годов точка в конце заголовка считалась нормой, сейчас – грубая ошибка. В «Справочнике корректора» Л. И. Служивова за 1932 год написано: «После заголовка и подзаголовков ставить обязательно точку».

Современные стандарты набора подчиняются правилам из «Справочника издателя и автора» А. Мильчина и Л. Чельцовой:

«Точку в заголовке, вынесенном в отдельную строку, опускают, за исключением изданий для начинающих читать детей (напр., в букваре), чтобы не мешать закреплению стереотипа: в конце предложения надо ставить точку. После заголовка в подбор с текстом точка необходима».

Если заголовок стоит на отдельной строке от текста — точка в конце не ставится.

Если заголовок стоит на одной строке с текстом — точка в конце ставится.

Заголовок

Текст

Заголовок. Текст

Точка в конце заголовка показывает неграмотность автора.

Восклицательный знак

Правила русского языка не запрещают ставить восклицательный знак в конце заголовка. Но лучше этого не делать. Восклицать в заголовке хорошей статьи ни к чему. А вот привлечь внимание к «дешёвому» материалу с помощью восклицания — самое то. Поэтому восклицательный знак в заголовках часто используют в «жёлтых» изданиях и в рекламе некачественного товара.

Вопросительный знак

Вопросительный знак используют в тексте, когда задают прямой вопрос, в чем-то сомневаются или удивляются. В заголовках информационных статей — когда мы что-то объясняем читателю — прямому вопросу, сомнениям и удивлениям не место.

Если мы пишем статью, в которой даём советы по настройке рекламной кампании в Фейсбуке, то вопросительный знак в заголовке будет лишним. Потому что мы ни о чём не спрашиваем читателя, мы ему рассказываем. Если же мы не знаем, как настраивать рекламную кампанию или сомневаемся, то ставим вопросительный знак.

Если рассказываем

Если спрашиваем

Как настроить рекламную кампанию в Фейсбуке

Как увеличить продажи

Как настроить рекламную кампанию в Фейсбуке?

Как увеличить продажи?

Вопросительный знак часто уместен в конце заголовка аналитических статей. Потому что в них идет анализ каких-то событий, а не утверждение.

В этой статье не утверждают, что будет во Франции, а приводят положение дел в стране. Есть сомнения — есть вопросительный знак.

А вот другая статья:

Здесь нет никаких сомнений, здесь — объясняют, поэтому вопросительный знак не ставят.

Еще один случай, когда вопросительный знак ставится в конце заголовка, — это формат «вопрос-ответ». Например, раздел FAQ на сайте. Из-за особенностей формата в таких заголовках вопросительный знак необходим.

Если вы не задаете прямой вопрос читателю, то вопросительный знак в конце заголовка не нужен.

Многоточие

В русском языке многоточие обозначает незаконченность высказывания. С одной стороны, в заголовке как раз можно что-то недоговорить, чтобы заинтересовать и заманить читателя в текст:

Но с другой стороны — если мы хотим быть честными со своим читателем и используем заголовок не для заманухи, а чтобы рассказать о содержании статьи, то многоточие лучше не использовать.

Единственная ситуация, когда можно честно использовать многоточие в заголовке — если в качестве заголовка используется незаконченная цитата.

Если хотите быть честным со своим читателем, не используйте многоточие в конце заголовка.

Двоеточие

Двоеточие редко можно встретить в конце заголовка. Гораздо чаще его используют в конце подзаголовков.

Если убрать двоеточие, то ничего не изменится: правила мы не нарушим, а смысл не потеряется.

Двоеточие в конце заголовка лишнее и легко убирается без потери смысла.

Чаще всего знаки препинания в конце заголовков и подзаголовков не нужны. Поэтому если возникает желание поставить знак препинания в конце заголовка — ещё раз подумайте: нужен ли он здесь, как он повлияет на восприятие статьи, не нарушаете ли вы правила русского языка, не будет ли лучше убрать знак препинания.

#
Контент
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.