Есть пять знаков препинания, которые встречаются в конце заголовков: точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие и двоеточие. Разберёмся, какие из них и в каких случаях стоит использовать.

Точка

До 1930 годов точка в конце заголовка считалась нормой, сейчас – грубая ошибка. В «Справочнике корректора» Л. И. Служивова за 1932 год написано: «После заголовка и подзаголовков ставить обязательно точку».

Современные стандарты набора подчиняются правилам из «Справочника издателя и автора» А. Мильчина и Л. Чельцовой:

«Точку в заголовке, вынесенном в отдельную строку, опускают, за исключением изданий для начинающих читать детей (напр., в букваре), чтобы не мешать закреплению стереотипа: в конце предложения надо ставить точку. После заголовка в подбор с текстом точка необходима».

Если заголовок стоит на отдельной строке от текста — точка в конце не ставится.

Если заголовок стоит на одной строке с текстом — точка в конце ставится.

Заголовок

Текст

Заголовок. Текст

Точка в конце заголовка показывает неграмотность автора.

Восклицательный знак

Правила русского языка не запрещают ставить восклицательный знак в конце заголовка. Но лучше этого не делать. Восклицать в заголовке хорошей статьи ни к чему. А вот привлечь внимание к «дешёвому» материалу с помощью восклицания — самое то. Поэтому восклицательный знак в заголовках часто используют в «жёлтых» изданиях и в рекламе некачественного товара.

Вопросительный знак

Вопросительный знак используют в тексте, когда задают прямой вопрос, в чем-то сомневаются или удивляются. В заголовках информационных статей — когда мы что-то объясняем читателю — прямому вопросу, сомнениям и удивлениям не место.

Если мы пишем статью, в которой даём советы по настройке рекламной кампании в соцсетях, то вопросительный знак в заголовке будет лишним. Потому что мы ни о чём не спрашиваем читателя, мы ему рассказываем. Если же мы не знаем, как настраивать рекламную кампанию или сомневаемся, то ставим вопросительный знак.

Если рассказываем

Если спрашиваем

Как настроить рекламную кампанию 

Как увеличить продажи

Как настроить рекламную кампанию?

Как увеличить продажи?

Вопросительный знак часто уместен в конце заголовка аналитических статей. Потому что в них идет анализ каких-то событий, а не утверждение.

То есть, если в статье не утверждают, что будет, а приводят положение дел  и есть некое сомнения — есть вопросительный знак.

А вот другой пример::

Здесь нет никаких сомнений, здесь — объясняют, поэтому вопросительный знак не ставят.

Еще один случай, когда вопросительный знак ставится в конце заголовка, — это формат «вопрос-ответ». Например, раздел FAQ на сайте. Из-за особенностей формата в таких заголовках вопросительный знак необходим.

Если вы не задаете прямой вопрос читателю, то вопросительный знак в конце заголовка не нужен.

Многоточие

В русском языке многоточие обозначает незаконченность высказывания. С одной стороны, в заголовке как раз можно что-то недоговорить, чтобы заинтересовать и заманить читателя в текст:

Но с другой стороны — если мы хотим быть честными со своим читателем и используем заголовок не для заманухи, а чтобы рассказать о содержании статьи, то многоточие лучше не использовать.

Единственная ситуация, когда можно честно использовать многоточие в заголовке — если в качестве заголовка используется незаконченная цитата.

Если хотите быть честным со своим читателем, не используйте многоточие в конце заголовка.

Двоеточие

Двоеточие редко можно встретить в конце заголовка. Гораздо чаще его используют в конце подзаголовков.

Если убрать двоеточие, то ничего не изменится: правила мы не нарушим, а смысл не потеряется.

Двоеточие в конце заголовка лишнее и легко убирается без потери смысла.

Чаще всего знаки препинания в конце заголовков и подзаголовков не нужны. Поэтому если возникает желание поставить знак препинания в конце заголовка — ещё раз подумайте: нужен ли он здесь, как он повлияет на восприятие статьи, не нарушаете ли вы правила русского языка, не будет ли лучше убрать знак препинания.

Читайте также:

Пишем хороший текст. Что такое авторский профессионализм и как его достичь

Пишем хороший текст. Часть 1: понимаем критерии оценки

Пишем хороший текст. Часть 2: хардкорные техники письма на практике

#
Контент
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.