«Руководить – это значит не мешать хорошим людям работать», – писал Петр Капица, нобелевский лауреат, физик и инженер.

Обидно, но факт: чаще всего о том, что у тебя был крутой босс, ты узнаешь только когда меняешь место работы – так сказать, на контрасте. Все потому, что хороший управленец никогда не кричит о том, что является таковым. И, тем не менее, люди все равно делают так, как он скажет. Почему так происходит? И как прокачать этот скилл, чтобы контролировать рабочий процесс и (что не менее важно) самого себя?

Что такое профессиональные навыки руководителя

Профессиональные навыки руководителя – это набор компетенций, которыми вы должны обладать, если хотите не просто занимать руководящий пост в компании, но выполнять свою работу эффективно.

Как правило, если вы приходите на позицию руководителя в статусе наемного работника, проверку на «профпригодность» вам организуют сотрудники HR-подразделения. А вот если вы самостоятельно открыли бизнес и над вами нет начальника, который бы подтвердил, что вы – отличный руководитель, придется заняться самоанализом и прокачкой своих hard и soft skills.

Навыки руководителя

Глобально у любого руководителя есть две основные зоны ответственности: работа с командой и искусство выстраивать стратегию развития компании/подразделения/отдела и т.д. Давайте остановимся на каждом из этих двух направлений подробнее и выясним, какие навыки нужны руководителю, чтобы быть лучшим всегда и во всем.

Какие навыки нужны для работы с командой

Умение вдохновлять, мотивировать и направлять свою команду — это не только необходимость, но и основа успешного ведения бизнеса. Ведь любой хороший руководитель по совместительству еще и психолог, модератор, а также бизнес-коуч. Управление командой — это сложная и многоплановая задача, требующая от руководителя наличия широкого спектра компетенций:

  1. Эффективная коммуникация

Эффективная коммуникация – это основа здоровых отношений в команде. Способность четко выражать свои мысли, а также умение слушать и понимать других – ключевые компоненты успешного руководства.

Как развить навык: практикуйте активное слушание, задавайте уточняющие вопросы и используйте ясный язык при передаче информации.

Совет: Регулярно проводите встречи с командой, чтобы обсуждать достижения и ошибки, а также остросоциальные и рабочие вопросы.

  1. Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект помогает руководителю осознавать и регулировать собственные эмоции и понимать эмоции других. Это качество необходимо для построения доверительных отношений в команде.

Как развить навык: анализируйте, как ваши эмоции влияют на ваше поведение и решения.

Совет: Учитесь проявлять эмпатию, чтобы лучше понимать чувства и потребности членов команды.

  1. Лидерство

Лидерство – это не только управление, но и способность вдохновлять и мотивировать команду. Настоящий лидер привлекает людей к работе, формирует общие цели и устанавливает высокие стандарты.

Как развить навык: учитесь делегировать задачи и создавать атмосферу, в которой каждый член команды ощущает свою значимость.

Совет: ставьте перед командой четкие цели и задачи, это помогает развить чувство ответственности у каждого участника.

  1. Умение работать с конфликтами

Конфликты — это нормальная часть работы в команде. Умение управлять конфликтами и направлять их в конструктивное русло позволяет поддерживать здоровую рабочую атмосферу.

Как развить навык: изучайте стратегии разрешения конфликтов, такие как активное слушание и поиск компромиссов.

Совет: Стремитесь к открытому диалогу, чтобы команды могли безопасно обсуждать возникающие вопросы.

  1. Тайм-менеджмент

Искусство управлять временем – это основа продуктивности. Руководитель должен уметь расставлять приоритеты и организовывать рабочий процесс. Если вы не умеете организовать даже собственное расписание, дело плохо. С этим нужно срочно что-то делать – например, прочитать нашу статью «22 эффективные методики тайм-менеджмента».

Как развить навык: используйте методы тайм-менеджмента, такие как матрица Эйзенхауэра, Канбан и Помодоро для приоритизации и делегирования задач, а также для их эффективного выполнения.

Совет: Регулярно проводите короткие планерки, чтобы обсудить текущие задачи и внести корректировки в сроки выполнения.

  1. Адаптивность

В быстро меняющемся мире способность адаптироваться к новым условиям и требованиям – важный навык для любого руководителя. Адаптивность позволяет команде успешно справляться с неожиданными вызовами.

Как развить навык: будьте открыты для новых идей и технологий, а также поддерживайте гибкость в своих методах управления.

Совет: поощряйте членов команды предлагать инновационные подходы к решению проблем.

  1. Стратегическое мышление

Умение видеть общую картину, анализировать ситуации и планировать действия на будущее – это важные аспекты руководства. Стратегическое мышление помогает принимать более взвешенные решения и предвидеть возможные последствия.

Как развить навык: проводите SWOT-анализ для оценки возможных направлений развития и выявления рисков (об этом – чуть ниже).

Совет: Регулярно собирайтесь с командой для обсуждения долгосрочных целей и путей их достижения.

  1. Стрессоустойчивость

Стрессоустойчивость – это способность переживать стрессовые ситуации с минимальным ущербом для организма. Стрессоустойчивый руководитель организует процессы максимально эффективно, чтобы команда как можно быстрее решила все задачи.

Как развить навык: делегируйте как можно больше «текучки» своим подчиненным, относитесь к негативным мыслям как к гипотезам, а не к фактам. Например, прежде, чем воспринимать установку:«Мои сотрудники меня ненавидят» как утверждение, разберитесь в деталях. Откуда растут ноги у этого опасения? Что можно сделать, чтобы оно вас больше не беспокоило?

Совет: Старайтесь грамотно распоряжаться своим временем и не перегружайте себя, чтобы не выгореть. Уставшему человеку любые методики по повышению стрессоустойчивости будут как слону дробина.

Какие навыки нужны для стратегического управления компанией

  1. Стратегическое мышление

Стратегическое мышление позволяет руководителям видеть общую картину, предсказывать изменения в окружающей среде и разрабатывать долгосрочные планы. Это способствует правильной интерпретации рыночных тенденций и определению направлений развития.

Как развивать: участвуйте в сессиях и обучающих курсах по стратегическому планированию.

Совет: изучайте примеры успешных стратегий на рынке и анализируйте их влияние на компании.

  1. Аналитические навыки

Умение собирать, обрабатывать и анализировать информацию — ключевой навык для формирования концепции развития. Этот навык помогает руководителю выявить возможности и угрозы, а также оптимальные пути достижения целей.

Как развивать: используйте инструменты аналитики, такие как SWOT-анализ и опросник для оценки своих компетенций (об этом – в следующем абзаце) .

Совет: развивайте свое умение работать с финансовыми данными и отчетами, чтобы понимать, как различные факторы влияют на работу вашей компании. Даже если по началу у вас будет получаться со скрипом, пресловутую «насмотренность» никто не отменял.

  1. Гибкость и адаптивность

Этот пункт уже фигурировал в нашем предыдущем списке, однако он пригодится нам и для стратегического управления. В условиях переменчивого рынка важно уметь оперативно адаптировать стратегию и подходы к управлению. Гибкость позволяет успешно справляться с новыми вызовами.

Отсутствие гибкости и адаптивности руководства погубили не одного мастодонта бизнеса. Например, в свое время топ-менеджмент Kodak не уловил тектонические изменения в своей отрасли, до последнего отрицая тот факт, что цифровые камеры скоро придут в каждый дом. Цифровые камеры от японских конкурентов Sony, Canon и Nikon тем самым получили преимущество и захватили рынок. Подобных примеров много, но факт остается фактом: будучи руководителем, вы должны все время оглядываться по сторонам и смотреть, в какую сторону дует ветер перемен.

Как развивать: будьте открыты к новым идеям, технологиям и изменениям в бизнес-среде. Поддерживайте эксперименты, которые предлагает команда, не бойтесь перемен и инновационных подходов.

  1. Финансовая грамотность

Знание финансовых показателей и умение анализировать их является важной частью стратегического управления. Это помогает принимать решения, основанные на финансовых данных.

Как развивать: изучайте основы финансового анализа, бюджетирования и планирования. Работайте рядом с финансовыми специалистами, чтобы лучше понимать финансовые аспекты бизнеса. И не бойтесь спрашивать, если чего-то не понимаете. Помните: не страшно чего-то не знать, страшно нести околесицу, занимая позицию «Я–начальник, ты – дурак».

Методы и практики для оценки профессиональных навыков руководителя

Нельзя просто один раз взять и «выучиться» на руководителя, а потом всю жизнь «выезжать» на этих знаниях. Современные реалии неумолимы: чтобы быть крутым руководителем, необходимо постоянно развивать свои навыки.

Оценка профессиональных компетенций поможет руководителю понять свои сильные и слабые стороны, определить направления для дальнейшего обучения и повысить эффективность работы. Представляем вам некоторые методы и практики, которые помогут вам оценить свои профессиональные навыки.

Самостоятельная оценка

Это отправной пункт в процессе оценки профессиональных навыков. Самостоятельная оценка помогает руководителю объективно (насколько это возможно) взглянуть на свои достижения и определить точки роста. Для этого нужно постараться оценивать себя беспристрастно и как бы со стороны.

  1. Заполните опросник для оценки профкомпетенций: создайте список ключевых компетенций, необходимых для вашей должности. Оцените свои навыки по пятибалльной шкале, основываясь на собственном восприятии, где 1 балл означает практически полное отсутствие навыка, а 5 – владение данным навыком на высшем уровне.
  2. Рефлексируйте: Периодически анализируйте свои достижения и неудачи – желательно в формате дневника. Записывайте, что получилось хорошо, а что можно было бы улучшить. Самоанализ позволит избежать ошибок в будущем.
  3. Наметьте себе цели: На основе проведенной «самодиагностики» поставьте перед собой конкретные цели по развитию своих управленческих навыков. Лучше делать это по системе SMART, согласно которой цель должна быть:
  • измеримой (Measurable)
  • достижимой (Achievable)
  • значимой (Relevant)
  • ограниченной по времени (Time bound)

Обратная связь от коллег

Не стоит недооценивать значимость этого инструмента при оценке своих профессиональных компетенций. Получение обратной связи от коллег и подчиненных может предоставить ценную информацию о ваших профессиональных навыках и стиле управления. Готовьтесь к тому, что результаты опроса могут больно ударить по вашему ЧСВ, но это очень полезно – прежде всего для вас. Ведь там, где нет критики, нет и развития.

  1. Анонимные опросы: Регулярно проводите анонимные опросы среди членов вашей команды, чтобы узнать их мнение о вашем стиле управления, принятии решений и коммуникации.

Этот метод настолько хорош, что его используют практически все крупные компании. Например, чтобы удостовериться в том, что у менеджеров достаточно компетенций для управления своими командами, Google просит сотрудников раз в полгода заполнить анкету с 13 вопросами, два из которых требуют развернутых ответов. Опросник заполняется анонимно, поэтому руководители, получая отчет об обратной связи, не видя имен сотрудников.

Навыки руководителя
  1. Интервью: Проводите односторонние или взаимные интервью с коллегами. Это позволит вам получить более глубокие и детализированные отзывы. Учтите, что с первого раза может не сработать, особенно, если раньше такой практики в коллективе не существовало в принципе. Проявите терпение и настойчивость, и тогда совсем скоро вы получите качественный фидбек.

Да, на это придется найти время в своем плотном рабочем графике, но это в ваших же интересах. Только четко обозначьте рамки: условно, одно интервью в день протяженностью не более 20 минут. Иначе сами не заметите, как ваш кабинет или переговорка превратятся в будку гласности для всех желающих облегчить душу.

  1. Создайте на работе атмосферу открытости: согласно результатам свежего опроса, проведенного Русской школой управления (РШУ), 71% работающих россиян довольны атмосферой в своих компаниях. Среди основных факторов, которые позитивно влияют на рабочий климат, респонденты отметили поддержку со стороны коллег (45%), возможности для развития и обучения (44%) гибкость со стороны руководства (40%) и взаимоуважение (39%).

Собственно, вот они – слагаемые успеха, к которым вам нужно стремиться. Поощряйте команду давать вам обратную связь во время неформальных встреч и обсуждений. Именно доверительный и честные отношения похволяют сотрудникам работать продуктивно, ведь они знают, что их слышат.

SWOT-анализ

SWOT-анализ (от англ. Strengths, Weaknesses, Opportunities, ThreatsСильные стороны, Слабые стороны, Возможности и Угрозы ) – это эффективный метод оценки не только компании, но и индивидуальных компетенций. Для проведения SWOT анализа вам необходимо составить вот такую матрицу:

Навыки руководителя

Необходимо соотнести друг с другом разные факторы и получить четыре комбинации.

SO – преимущества, которые позволят вам реализовать открывающиеся возможности.

WO – каким образом слабости станут помехой на пути использования ваших возможностей.

ST – силы, которые защитят вас от внешних угроз.

WT – ваши слабости, повышающие риск не справиться с негативными внешними факторами.

Теперь остается только прописать конкретные решения, которые будут способствовать укреплению вашего статуса руководителя и оберегать вас от возможных провалов. SWOT-анализ – отличный способ «подстелить себе соломки», чтобы любые неожиданности на вашем карьерном пути были исключительно приятными.

Оценка «360 градусов»

Метод «360-градусов» подразумевает получение обратной связи от различных источников: подчиненных, коллег, непосредственных руководителей и даже клиентов. Метод состоит из трех этапов:

  • Сбор отзывов: Создайте опрос, в котором участники могут оценить различные аспекты вашего профессионализма — от квалификации до лидерских качеств.
  • Анализ результатов: Проанализируйте полученные данные, чтобы выявить общие тенденции и сферы, которые требуют улучшения.
  • Сравнительный анализ: Сравните свои навыки с навыками других в вашей команде или отрасли.
Навыки руководителя

По итогам можно сформировать объективную картину того, насколько вы соответствуете тем или иным компетенциям. Кстати, такой метод можно применять для оценки эффективности любого сотрудника компании.

Участие в аудитах и оценках

В некоторых организациях проводятся регулярные аудиты и оценки профессиональных навыков сотрудников. Участие в таких процедурах может помочь вам объективно узнать о ваших навыках и областях для улучшения.

  • Профессиональные тесты: Пройдите тесты на предметно-ориентированные навыки, лидерство, эмоциональный интеллект и другие ключевые навыки.
  • Участие в тренингах: Регулярно посещайте тренинги, которые предполагают оценку и развитие навыков. Это позволит вам не только определить уровень ваших компетенций, но и повысить их.

Общение в профессиональных сообществах и соцсетях

Очень важно взаимодействовать с «коллегами по цеху», которые разделяют ваши ценности и понимают, с какими трудностями вы сталкиваетесь. Это помогает руководителям улучшать свои навыки через обмен опытом и идеями. Для этого:

  • Посещайте конференции, где вы сможете узнать о новых трендах и подходах в управлении.
  • Участвуйте в профильных мероприятиях: встречи с коллегами из вашей области помогут обменяться опытом и узнать об их подходах к решению проблем.
  • Будьте активным участником обсуждений на форумах или онлайн-курсах, где вы можете получить обратную связь и советы от других профессионалов.

Используя вышеописанные методы и практики, вы сможете получить более полное представление о своих компетенциях, наметить векторы роста и повысить эффективность своей работы. В конечном итоге это не только улучшит ваш профессиональные навыки, но и поможет создать более продуктивную и гармоничную команду. Ведь все мы помним поговорку про рыбу и гнилую голову.

Резюме: как составить индивидуальный план развития руководителя

Окей, с различными методами оценки мы вроде разобрались, но возникает вопрос: что дальше? А дальше нужно составить индивидуальный план развития (ИПР), который позволит эффективно развивать свои навыки и достигать профессиональных целей.

Такой план помогает структурировать подход к обучению, оценить свои сильные и слабые стороны, а также замерять свой прогресс в процессе повышения квалификации. Для того, чтобы правильно составить индивидуальный план развития для руководителя, нужно соблюсти несколько принципов.

  1. Определите для себя цели и задачи

Прежде чем приступить к разработке индивидуального плана, необходимо четко сформулировать свои цели в карьере. Определите, что именно вы хотите достичь: улучшить навыки управления, развить лидерские качества, повысить финансовую грамотность или другие аспекты.

Как это сделать: запишите свои краткосрочные (1-2 года) и долгосрочные (3-5 лет) цели. Например, «стать руководителем отдела» или «освоить навыки стратегического планирования»

  1. Оцените текущий уровень компетенций

Прежде чем составить план, необходимо проанализировать свои текущие навыки и знания. Это поможет понять, какие области требуют внимания.

Как это сделать: проведите оценку своих компетенций, используя SWOT-анализ. ДЛя этого выявите свои сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, как мы обсуждали в предыдущем пункте. Другой вариант – попросите коллег и/или кураторов дать обратную связь о ваших компетенциях.

  1. Определите необходимые навыки для развития

На основании целей и текущего уровня компетенций определите, какие навыки вам необходимо развивать для успешного достижения поставленных целей.

Как это сделать: создайте список ключевых навыков, которые нужно развивать. Разделите их на категории, такие как технические, управленческие и личные навыки.

  1. Разработайте план действий

После определения необходимых навыков важно спланировать конкретные действия для их развития.

Как это сделать: Запишите конкретные действия, такие как: участие в тренингах и семинарах, чтение книг, онлайн-курсы, менторство, участие в проектах и стажировках. Укажите сроки реализации каждого действия, а также определите, кто будет ответственным за его выполнение (вы сами или ваш куратор).

  1. Задайте критерии оценки

Оценка прогресса в развитии навыков позволяет корректировать план и определять, насколько эффективно вы движетесь в выбранном направлении.

Как это сделать: определите критерии успеха для каждой цели. Например, завершение определенного курса, успешное выполнение проекта или получение обратной связи от команды.

  1. Регулярно «сверяйте часы»

Индивидуальный план развития следует регулярно пересматривать и корригировать – с поправкой не только на экономическую ситуацию в стране, но и на изменения внутри компании.

Как это сделать: установите регулярные сроки для пересмотра ИПР (например, раз в шесть месяцев). Проанализируйте достижения, скорректируйте цели и добавьте новые действия в план, если это необходимо.

  1. Применяйте полученные знания на практике

Развитие навыков – это не только обучение, но и практика. Применение на практике полученных знаний поможет закрепить результаты и улучшить вашу эффективность в роли руководителя.

Как это сделать: ищите возможности для применения новых навыков в ежедневной работе. Не избегайте участия в проектах, где сможете использовать новые методы управления или коммуникации.

Не существует универсального рецепта, как стать крутым руководителем. Этот процесс – всегда комбо из проб и ошибок, взлетов и падений. Путь трудный, но дорогу, как известно, осилит идущий.

Применяя и комбинируя вышеописанные методы, вы сможете прокачать свои профессиональные компетенции, чтобы затем оттачивать их на практике. Главное – не останавливаться на достигнутом: читайте книги, ходите на курсы, используйте нетворкинг, требуйте фидбэк по вашей работе от коллег. Помните: вы – это ваш самый главный в жизни проект. Так что извольте вести его достойно.

Читайте также:

Как заставить подчиненного выполнять поручения ответственно и в срок

Нет таланта к бизнесу? Да и черт с ним

Деловые игры: зачем они нужны и как в них играть – топ-12 корпоративных бизнес-игр