В начале января в блоге «Текстерры» вышла исповедь автора «Яндекс.Дзен» – крутой кейс о том, как монетизировать канал. «Нужно больше словесного золота», – подумала я и попросила еще шестерых авторов популярных каналов рассказать о том, как заработать на «Дзене».
Приятного чтения =)
Иван Гусев, канал «Супер!»
– В марте 2018 года я завел блог «Супер!» на платформе «Яндекс.Дзен». Поначалу блог назывался иначе и был посвящен комиксам Marvel и DC. Довольно быстро я понял, что широкой аудитории такое не очень интересно, и переключился на другое свое увлечение – позитивные веб-комиксы, которые благодаря соцсетям сейчас переживают настоящий бум. И это сработало. Я провел перезапуск блога, сменил название и откорректировал подачу. Теперь я рассказываю не о комиксах, а о жизни в картинках – позитивно, задорно, с юмором.
Спустя три месяца после запуска блога показы и подписки пошли в гору. Заработок вырос в геометрической прогрессии. Самыми «жирными» месяцами были лето и начало осени, когда я мог зарабатывать до 8 тысяч рублей в день. Но «Яндекс» постоянно экспериментирует с алгоритмом, корректирует условия игры. Заработать хотя бы 100 тысяч рублей в месяц стало сложно. Собственно, сейчас я столько и не получаю, хотя доход по-прежнему оправдывает вкладываемые силы.
Под алгоритмы я никак не подстраиваюсь. Просто пишу интересные и популярные тексты. Снижение дохода с материалов отчасти удается компенсировать рекламными материалами – на «Дзене» сейчас неплохо заказывают нативную рекламу. У меня выходило много нативки: с Oral-B, МГТС, «Мосигрой», «Яндексом». Каждый такой заказ – отдельный непростой проект, но оплачивается хорошо.
Для монетизации канала делайте все на отлично. Не думайте, что вам удастся перехитрить систему и легко поднять денег. Я каждый день трачу уйму времени на блог: ищу новых художников, перевожу комиксы, делаю интервью, пишу тексты, оформляю. Но такая работа приносит удовлетворение и вызывает уважение. У меня хорошие отношения с командой «Дзена», в конце прошлого года я даже получил награду от «Яндекса» как один из лучших авторов.
Самое главное – будьте гибкими, анализируйте данные и адаптируйтесь. Если вы пишите одинаковые материалы, которые нравятся вам, но их плохо читают – скорее всего, так и будете считать себя непризнанным гением и винить в своих неудачах «глупых» читателей и алгоритм «Дзена». Наоборот, если что-то начало получаться, работайте в этом направлении, экспериментируйте, ищите новые темы и направления, которые могут выстрелить. При этом не копируйте других, не бейтесь лбом в закрытые двери – это путь в никуда. Будьте в тренде, но немножко в стороне от других – и вас заметят.
Евгений Головач, канал «Промышленный турист»
Мой канал существует с ноября 2017 года. Я изначально выстраивал схему монетизации. У меня был (и есть) большой опыт ведения блогов на площадках Drive2 (21 000 читателей) и «Живой Журнал». Там монетизировать контент крайне трудно: нужно сделать множество ходов, чтобы начать получать прибыль от своего материала. Не факт, что они приведут к нормальным финансовым результатам.
Поэтому, когда «Дзен» предоставил площадку для монетизации, я провел анализ целевой аудитории и выстроил тематику канала так, чтобы получить максимальный охват. Было несколько неудачных попыток прощупать аудиторию и ее интересы. Например, формат «просто путешествия» оказался невостребованным. А вот описать места, куда трудно попасть, показать то, что не видят остальные, – другое дело. Такой формат попал в яблочко.
Вот недавно я вернулся из Венеции. Перед поездкой обдумывал формат материала. Я знал, что просто красивые картинки про каналы не зайдут. Поэтому я сделал материал про лодки обслуживания туристов. Результат – 20 000 просмотров. Это отлично, с учетом того, что посты про Европу обычно не набирают много просмотров.
Нужно думать в формате аудитории и понимать, что она ожидает. Людям интересно то, с чем они могут себя ассоциировать и сопоставлять. Аудитория «Дзена» – это Россия, мы и пишем в основном про Россию, но показываем то, что не видят другие. Например, есть материал про стоянку с грузовиками. Мимо этой стоянки проезжают тысячи человек, она открыта для обозрения. Мы сделали материал «Как хранят военные грузовики зимой», результат – более 40 000 просмотров.
В месяц канал приносит от 170 000 рублей. Это вместе со спецпроектами и нативкой.
По спецпроектам мы часто работаем с PR автомобильных брендов. Придумываем проект, оговариваем условия (желаемый охват) и стоимость, количество материалов, берем автомобиль и вплетаем рекламу в канву статей. Так был сделан проект с Mitsubishi.
Пример спецпроекта
С размещением нативной рекламы немного проще. Есть продукт, есть условия и ТЗ, следуя которым нужно сделать материал в стиле «Промышленного туриста». Для меня ярким событием стало сотрудничество с «Яндексом». Например, вот как мы сделали нативное размещение сервиса «Яндекс.Музыка».
Начало поста. Как видите – никакой рекламы
А здесь реклама вплетена в текст статьи
Если говорить грубо, то я не пишу про то, что не приносит прибыль. Мой канал на «Дзене» – это коммерческий проект. И мне это нравится.
Анастасия Петрова, канал «7 минут на красоту»
Платформа «Яндекс.Дзен» мне понравилась тем, что дает полную свободу выбора: можно создать канал любой тематики. Писать о том, что любишь. И получать за это удовольствие официальный доход. Для меня последний пункт был принципиален: все налоги и взносы «Яндекс» платит сам, а автор получает уже чистый белый доход.
Первую статью я опубликовала 26 августа. Сейчас на моем канале более 23 000 подписчиков, и эта цифра каждый день вырастает минимум на 200–400 человек. Максимальный доход за сутки составил 4 335 рублей, это было в конце декабря. За весь декабрь вышло 87 805 рублей
Анастасия выводила деньги каждые два дня
В январе на всех каналах наблюдался резкий спад просмотров и, соответственно, падение доходов. Первая неделя оказалась самой провальной. В праздничные дни показы упали в 2–3 раза. Если в декабре у меня в день было более 70–80 тысяч посетителей, то в самый провальный день января – всего 27 тысяч читателей. И минимальная сумма за сутки дошла до 1 031 рубля. Но к 20 января я выровняла показатели. Сейчас в сутки получаю 3 500 рублей. Рекорд аудитории за сутки был 21 января – 122 782 читателя.
Раньше я думала, что доход автора складывается из количества посетителей. Однако в декабре узнала, что оплачиваются только клики на рекламу. При этом стоимость клика может существенно меняться. Декабрьские расценки за клик были явно выше. Ведь даже при 90 000 посетителей у меня были суммы в 4 000+ за сутки. А сейчас при 122 000 выходит 3 500 рублей.
Общая картина по трафику аудитории за квартал
Как я вышла на монетизацию? У меня никогда не было цели манипулировать доверием людей и выдавать халтуру ради того, чтобы как можно быстрее выскочить «на монету».
Каждую свою статью я выпестовываю:
- ищу только самые интересные и неизбитые темы;
- изучаю множество источников, чтобы составить объективное мнение;
- структурирую текст, чтобы было удобнее и приятнее его читать;
- занимаюсь поиском подходящих иллюстраций;
- проверяю возможные опечатки;
- проверяю, как выглядит статья со смартфона (например, некоторые декоративные символы могут отобразиться в виде вопросительных знаков);
- составляю карточку статьи (думаю над цепляющим заголовком и привлекательной иллюстрацией);
- отправляю на публикацию;
- в первый час отслеживаю CTR (если он невысокий, меняю заголовок и главную иллюстрацию).
Часть статей у меня была готова еще до открытия канала. Я копила материалы по оздоровлению, писала о своем опыте. Отредактировала и опубликовала в первый день 4 статьи (с учетом нарративов), во второй – 3 статьи. Дальше получалось в лучшем случае по две публикации: 1 статья + 1 нарратив. В таком бешеном ритме я пыталась держаться почти до самой монетизации – 12 сентября. К тому моменту у меня было 43 качественных статьи и… всего 33 подписчика.
Дальше я продолжала печатать по статье в день и радовалась, когда какой-то публикации «Яндекс» давал 30 000 показов за все время. Но это были крохи – за неделю выходило по 280 рублей. Шестого октября я опубликовала последнюю статью – решила, что не могу тратить по 5 часов в день на то, чтобы получать в месяц тысячу рублей.
Из любопытства зашла на канал спустя месяц, 2 ноября. И обомлела. На счету – более 750 рублей (Откуда? Я же ничего не печатала!) и 240 подписчиков!
Оказалось, что «Яндекс» изменил алгоритм. Если раньше в «Дзене» статья крутилась в показах только 2 дня, теперь стали «откручивать» и старые статьи. Это меня очень вдохновило. Я стала вести канал ежедневно. Все более и более тщательно выбирала темы, искала что-то очень интересное, пробовала на себе.
Секреты успеха в «Яндекс.Дзен» просты:
- Выбирайте ту тематику, которая вам самим очень интересна. О чем вы сможете писать увлеченно, с жаром и без отрыва.
- Не слушайте тех, кто говорит, что длинные статьи не заходят. Среднее время дочитывания всех моих статей – 7 минут 54 секунды. Я не публикую «отписки» по 1 000 знаков. У меня есть публикация, где среднее время дочитывания – 22 минуты 40 секунд. И каждый пятый дочитавший поставил лайк! В настоящий момент эту статью дочитали 23 548 человек, а лайков поставили 4 272 – это главный показатель качества для меня лично.
Полезные советы от Анастасии Петровой
- Помните – у интересных тем нет предела по количеству показов. Рекордная моя статья была показана свыше 5 миллионов раз! Другой статье, написанной еще в ноябре, дали более 3 миллиона показов. У многих публикаций пройден порог в 2 миллиона показов, а уж на миллион некоторые статьи выходят теперь за пару дней.
- Пишите для людей. Когда я вижу, как за день у меня прибавилось 450 подписчиков, то просто ликую. Этот показатель радует сильнее всего. Сейчас мой канал входит в топ – находится на 6 месте. Я очень дорожу доверием своих подписчиков и каналом.
Александр Дементьев, каналы «Фитнес по-русски» и «Популярная наука»
Канал «Фитнес по-русски» веду с конца 2017 года, «Популярную науку» запустил несколько месяцев назад. «Фитнес по-русски» сейчас в «Нирване» (партнерская программа, созданная для авторов каналов и владельцев сайтов, которые делают качественный контент).
Я классический блогер, не манимайкер. Поэтому развиваю каналы по классической схеме, работая на создание лояльной аудитории. Мои лайфхаки по развитию будут тривиальными до жути, но они работают на практике.
- Найдите свою тему. Оба канала лежат в сфере моей экспертизы. Я в спорте 14 лет, работал фитнес-инструктором, брал интервью и общался с топовыми атлетами России и мира. Есть что рассказать людям, без всех этих «Зачем я жую кору осины», «Как я похудела на гречке за 2 дня» и так далее. Наукой занимался в юности – работал в лаборатории физики и преподавал философию в институте.
Статьи на канале «Фитнес по-русски
- Главное – интерес. Выбираю тему по принципу – а мне интересно разобраться в ней? Я бы никогда не завел канал про то, что коммерчески важно, но не близко мне. Дело не в идеологии или презрении к конъюнктурщикам. Это банальная лень – в противном случае я не смогу найти мотивацию, чтобы изучать и писать дальше.
- «Дзен» требует регулярности. На начальном этапе, когда копите аудиторию, нужно выдавать по материалу в день. Спустя два месяца можно перейти на более спокойный режим. Сейчас я пишу в среднем три материала в неделю на каждый канал.
- Гните свою линию. Мой принцип – выдавать проверенную информацию. Да, я тоже смотрю и завидую тому, как статья «Как я с помощью сушеной гвоздики и сливы скинула 40 кг» легко разносит по просмотрам мои материалы, в которых я описываю, что любые трансформации тела – это трудно. С другой стороны, на сушеной гвоздике трудно собрать лояльную аудиторию. При игре на перспективу, я уверен, мой способ лучше.
Спасибо команде «Дзена», что заметили эти труды и взяли в «Нирвану».
Теперь о монетизации. Все, кто работает в «Дзене» не первый месяц, уже привыкли к нестабильности в показах и доходах. Мой максимальный доход был 120 000 рублей в месяц, сейчас цифры в 2 раза меньше. Текущий доход по фитнес-каналу составляет 500 рублей в день, 15 000 в месяц. По второму каналу – 1 500 рублей в день, 40 000 в месяц.
На канале «Популярная наука» – совсем другие темы
Монетизировать канал нужно с умом.
- Дочитывания – главный фактор. На всех проектах основной рост пошел при стабильных дочитываниях выше 90 %. Поэтому основные лайфхаки связаны с ними. Соблюдайте логику повествования, иначе высок риск, что статью не дочитают до конца. В первых абзацах вы должны базово раскрыть тему, добавить интриги, раскрыть которую обещаете в конце.
- Одна статья – одна мысль. Часто вижу, как даже опытные авторы «растекаются мыслью по древу». Многие статьи строятся по схеме: «Квазар – это свет далеких звезд. А еще бывают морские звезды, они в океане. Из океана произошла жизнь. Потом появились сухопутные животные, от них люди. У людей тоже свои звезды. Итак, давайте обсудим Ольгу Бузову». Не надо так!
- Сушите текст. Убирайте воду и все лишнее, пусть статья будет короче. Я пробегаюсь по статье на финальной читке и убираю абзацы, которые выбиваются по смыслу.
- Хотите запомниться – шутите. Почти любую интересную мысль можно обшутить. Сперва может получиться коряво, но потом научитесь, увидите, какой юмор подходит вашей аудитории. И не бойтесь пробовать.
«Дзен» – долгосрочная площадка. Я слежу за всеми обновлениями и заявлениями команды, солидарен с их видением. Мне кажется, они движутся в правильном направлении. Скоро из «Дзена» получится интересный продукт. Возможно, не все сразу получается, но вспомните эволюцию других площадок! «Дзену» всего два года, это еще малыш по меркам соцмедиа.
Очень жду развития нативной рекламы. Рекламодатели пока делают первые осторожные шаги. Нужно еще года полтора-два, чтобы они набрались опыта и уверенности по работе с площадкой.
Игорь Позняев, канал «Блог cистемного администратора»
Моя работа на «Дзене» строится на голом энтузиазме и без какой-либо спонсорской поддержки. Я верю, что мои лайфхаки для пользователей действительно помогают людям. Я начал писать заметки-решения еще в 2014 году в своем «Блоге системного администратора» на отдельном сайте и теперь продолжаю это делать в «Дзене».
Лайфхаки для пользователей, которые легко сделать самому
Что было в начале? Статья обо мне в журнале «Яндекс.Дзен» и прирост подписчиков. Я был рад, что смог выйти на небольшую монетизацию (сайт денег не приносил). К октябрю 2017 доходы составляли 500 рублей в неделю. Я начал понимать, что это не весь мой потенциал в «Дзене». С октября 2017 по сентябрь 2018 количество подписчиков росло, но доход не сильно увеличивался. Были успешные статьи, которые иногда поднимали мой доход до 6 000 рублей в месяц, но в целом ситуация не особо менялась. Так было до конца октября.
Что произошло потом? В сентябре 2018 я обратил внимание на конкурс комментариев в сообществе «Дзена» во «ВКонтакте». Решил принять участие во второй волне этого конкурса, и тут меня осенило: поддержание дискуссий в комментариях положительно сказалось на вовлеченности подписчиков. После этого я стал включать комментарии в статьях, регулярно поддерживать дискуссии и помогать людям.
В итоге я занял третье место на конкурсе, спровоцировал всплеск вовлеченных подписчиков и увеличил количество посетителей в 3–4 раза. С октября 2018 их количество не опускается ниже 15 000 человек в сутки.
Статистика канала за октябрь
Еще в октябре появилась информация о программе «Нирвана». Она создавалась с целью поддержания каналов с качественным контентом. Я сразу подал заявку на участие. Уведомление о том, что я в «Нирване», пришло только в январе – видимо, было много заявок.
Сейчас доход с канала в среднем составляет около 500 рублей в день – это за размещение рекламных блоков самого «Яндекса». С самого первого дня использую простой заработок и не пробовал переключаться на размещение прямых продаж и рекламных сетей. Хотя, возможно, это приносило бы больше дохода, но не думаю, что кардинально. Плюс обращаются отдельные рекламодатели, там уже индивидуально рассчитывается стоимость, в зависимости от задачи и начальных условий. Пока таких обращений единицы, с них не выходило больше за месяц, чем напрямую с «Дзена».
Тем, кто хочет начать монетизировать свой канал, дам совет: ведите канал от первого лица. Так доверие подписчиков будет выше и результаты рекламных интеграций – лучше. Ведь активные подписчики – это те, кому симпатичен автор блога.
Сейчас мой канал входит в топ-50 «Нирваны» и в топ-20 из всех каналов в разделе «Технологии и интернет». Самое высокое место, до которого я смог пока подняться, было шестое. Канал был после 3DNews, 4PDA и iXBT, но смог обойти «Хабр» и Hi-Tech Mail.Ru. Есть к чему стремиться!
Влад Горбачев, канал «Книга животных»
Я веду канал о животных. Не подумайте, это не очередной мемник с котиками. Я пишу статьи про дикие и вымершие виды животных. Мои материалы бывают немного вульгарными и грубыми, но это фишка моего контента, которая позволила собрать большую аудиторию.
Заголовки решают!
Я всегда любил зоологию и много свободного времени посвящал изучению животных. Несколько лет назад создал во «ВКонтакте» паблик «Книга животных». Туда я писал свои авторские тексты, собрал около 10 000 подписчиков. Однако это было для души, я даже не думал, что такое возможно монетизировать.
В апреле 2018 года я узнал, что есть «Яндекс.Дзен». Чтобы выйти на монетизацию и зарабатывать серьезные деньги, надо писать действительно много и качественно. Это меня сразу остановило, ведь свои статьи можно продавать на бирже копирайтинга с таким же успехом. Передумать заставил тот факт, что «Дзен» позволяет заливать свой авторский контент, даже если он уже есть в сети, но при необходимости ты можешь доказать, что он твой. Я связал свой паблик с каналом в «Дзене» и начал публиковать уже написанные тексты.
Публикуя по 1–2 статьи в день по будням, смог выйти на монетизацию за пару недель. Как полный дилетант я ожидал, что монетизация тут же даст мне крутые деньги, но в неделю получалось рублей 100 или 150. Этот факт меня расстроил. К «Яндекс.Дзен» я стал относиться несерьезно.
Все лето я лениво и постепенно размещал свои статьи из «ВКонтакте» в «Дзен» без особых ожиданий. Но в конце августа платформа меня обрадовала. Я заметил, что на мой канал подтягиваются подписчики, увеличилось количество показов и дочитываний. Вырос и заработок. Было порядка 1 000 рублей в неделю – тоже мало, но это заставило обратить на «Яндекс.Дзен» более пристальное внимание.
В начале осени я изучил теоретическую часть работы на «Дзене» и много общался с техподдержкой. Я научился делать нарративы, работать с заголовками, грамотно оформлять статьи. Например, в нарративах важно правильное выравнивание, удобное для чтения на всех устройствах. Приятное глазу сочетание визуальных образов и текстовых блоков, а также иконки и призыв к действию, которые мотивируют листать дальше, лайкать, подписываться.
Правильно оформленный нарратив
В заголовках важно понимание грани между кликбейтом и хорошим качественным заголовком с картинкой. В статьях – удачное и осмысленное чередование текста и картинок, грамотное структурирование текста, типографика (подзаголовки, разный шрифт, который я использую для разных ситуаций), подписи к картинкам, видео и гифки, призывы к действию (лайк, подписка) и призывы комментировать статью.
Вскоре этот подход дал свои плоды. Все показатели улучшились, я стал получать больше денег. В ноябре «Дзен» принес мне 40 000 рублей при трудовой нагрузке 2–3 часа в день по будням. В декабре – уже 55 000 при аналогичной нагрузке. Сейчас канал стал моим основным заработком, возможностью самореализовываться и получать символический капитал через творчество.
Несколько советов авторам:
- Пишите о том, что любите сердцем и душой, иначе ваш творческий порыв может быстро затухнуть.
- Никогда не воруйте чужой контент. Даже рерайт чужих успешных материалов ничего хорошего не принесет. Все делайте сами.
- Мультиплатформенность поможет вам не бросить это дело. Публикуйте свое творчество не только в «Дзене».
- Не спешите попасть в топ, делайте все спокойно и постепенно. Чтобы выйти на приличный доход, я полгода непрерывно публиковал по нескольку статей в день с перерывом только в выходные дни.
- Не бойтесь много общаться со службой поддержки. Слушайте их советы и воплощайте в жизнь. Плохого они не советуют.
- Не бойтесь ярких заголовков и крутых картинок. Главное, чтобы читатель не был обманут и понял, почему название материала именно такое.
- Используйте поисковики и сайты на других языках. Это поможет найти наиболее яркую тему для статьи.
- Меняйте оформление статьи после публикации, если понимаете, что она не заходит.
- Не стремитесь искусственно сделать крутой материал. Это приходит неожиданно и тогда, когда написано уже очень много.
От автора
Удивительно, но авторы разных по тематике каналов говорят похожие вещи. Значит, не столь важно, о чем писать – секретах красоты, редких животных или необычных путешествиях. Важно, КАК это делать.
Я все поняла. Пока общалась с авторами и изучала их каналы пришла мысль о том, что статьи в «Яндекс.Дзен» – натуральный контент-маркетинг. Судите сами: вы бесплатно даете подписчикам полезную информацию и тем самым подсаживаете их на свой канал. Да еще и зарабатываете на этом – вообще огонь. Чтобы вложения окупились – нужно писать хорошо, регулярно и учитывать правила платформы. И будет вам «Дзен» да со сладкой «Нирваною».