Некоторые владельцы сайтов вспоминают о влиянии смены дизайна на маркетинговую эффективность ресурса только после резкого падения трафика и выпадения половины страниц из индекса. В таких случаях поисковым маркетологам приходится предпринимать титанические усилия, чтобы исправить ошибки и вернуть доверие поисковиков к ресурсу. Из этой статьи вы узнаете, как не допустить падения позиций и трафика во время редизайна.

Я просто поменял дизайн, где мой трафик?

Зачем думать о SEO во время редизайна

Представьте, что ваш сайт высоко ранжируется в поиске по важным запросам, получает трафик и конвертирует его в сделки. После редизайна вы можете это потерять. Из-за технических ошибок может нарушиться структура ресурса, контент станет недоступным для роботов и пользователей, а позиции в выдаче резко упадут. Обычно так происходит, когда владельцы ресурсов не думают о SEO.

Если вы учитываете требования поисковых систем, изменение дизайна с высокой долей вероятности повысит эффективность вашего сайта: улучшится юзабилити, расширится функциональность, ресурс станет более привлекательным для мобильных пользователей. Ниже вы найдете пошаговое руководство по сохранению SEO-позиций сайта при проведении аудита.

Шаг № 1: просканируйте сайт до редизайна

Во время редизайна вам необходимо сохранить структуру, метаданные и URL сайта. Зафиксируйте существующую ситуацию с помощью сканера Screaming Frog SEO Spider. Если количество URL вашего сайта не превышает 500, вы можете пользоваться базовыми функциями этого инструмента бесплатно.

С помощью Screaming Frog вы получите список URL, структуру сайта, значения title, description, keywords, значения заголовков H1 и H2 в разрезе страниц. Сохраните полученные в ходе сканирования данные с помощью функции Export. Они понадобятся вам для сравнения с данными, полученными после редизайна.

Список заголовков страниц

Читайте также: 500+ лучших инструментов для комплексного продвижения сайта

Шаг № 2: выполните аудит старой версии сайта

Проверьте старую версию сайта на наличие ошибок, снижающих эффективность ресурса. Их лучше устранить на этапе смены дизайна, а не переносить на новую версию. Небольшой сайт можно проверить вручную. Для аудита большого ресурса воспользуйтесь онлайн-сервисами или программами, например, Screaming Frog или Woorank. C помощью второго инструмента вы можете выполнить одну проверку в неделю бесплатно без регистрации. После регистрации вы получите доступ к неограниченному числу сканирований на семь дней.

Во время аудита обратите внимание на наличие следующих ошибок:

  • Отсутствие заголовков страниц (title).
  • Дублирующиеся заголовки.
  • Слишком длинные заголовки (более 70 символов).
  • Отсутствие заголовков H1.
  • Дублирующиеся заголовки H1.
  • Наличие нескольких заголовков H1 на странице.
  • Отсутствие описаний (description).
  • Дублирующиеся описания.
  • Слишком длинные описания (более 160 символов).
  • Отсутствие канонических URL и дублирующийся контент.
  • Битые ссылки.
  • Отсутствие атрибута alt в описании изображений.
  • Отсутствие корректной карты сайта.
  • Некорректное заполнение файла robots.txt.
  • Отсутствие важных разделов или страниц в индексе поисковых систем.
  • Низкая скорость загрузки сайта. Проверить скорость и получить рекомендации по исправлению ошибок можно с помощью PageSpeed Insights.
  • Отсутствие адаптации под мобильный трафик.

Исправьте найденные ошибки, повторно просканируйте ресурс и сохраните в таблицу полученные данные.

Читайте также: Как оценивать эффективность редизайна сайта с помощью Google Analytics

Шаг № 3: временно запретите индексацию новой версии сайта

После аудита старой версии сайта вы можете тестировать новый дизайн. Для безопасности и удобства работы перенесите тестовую версию на субдомен, например, test.vash-site.ru. Однако не разрешайте поисковым системам индексировать новую версию ресурса до завершения проверки и исправления всех ошибок.

Чтобы запретить индексацию, воспользуйтесь соответствующей опцией в CMS сайта. Например, если вы используете WordPress, в административной консоли ресурса выберите меню «Настройки – Чтение». Поставьте флажок напротив меню «Видимость для поисковых систем» и сохраните изменения.

Запрещаем индексацию сайта на WordPress

Вы также можете запретить индексацию с помощью файла robots.txt. В этом случае запись в нем должна выглядеть так:

User-agent: *

Disallow: /

Также вы можете вставить между тегами <head> и </head> следующий код:

meta name="robots" content="noindex, nofollow"

Не забудьте отменить запрет на индексацию после завершения проверки и исправления ошибок.

Шаг № 4: просканируйте новую версию сайта

Вам необходимо просканировать новую версию сайта и сравнить ее со старой. Для этого воспользуйтесь программой Screaming Frog. Выполните следующие действия:

  • Создайте копию результатов сканирования старой версии сайта.
  • Просканируйте новую версию сайта, экспортируйте полученные данные и создайте копию результатов сканирования.
  • Откройте результаты сканирования старой версии сайта в Excel или другом редакторе таблиц. С помощью функции «Найти и заменить» замените название домена во всех URL с vash-site.ru на test.vash.site.ru.
  • Копируйте полученные URL в текстовый файл. Воспользуйтесь редактором Notepad++ или аналогичной программой. Теперь у вас есть пять документов:
    • Результаты сканирования старой версии сайта (xls).
    • Копия результатов сканирования старой версии сайта (xls).
    • Результаты сканирования новой версии сайта (xls).
    • Копия результатов сканирования новой версии сайта (xls).
    • Результаты сканирования новой версии для Screaming Frog (txt).
  • Переключите режим Screaming Frog со Spider на List. Это позволит вам обработать с помощью программы файл в формате txt.
Переключаем режим работы Screaming Frog

Загрузите список URL из файла в формате txt в программу Screaming Frog. Для этого воспользуйтесь кнопкой Select File. После выбора файла нажмите Start.

Сохраните результаты сканирования в таблице. Это окончательные данные сканирования новой версии сайта, которые вы будете использовать для анализа.

Шаг № 5: проанализируйте полученные данные

Откройте таблицу с окончательными данными сканирования тестовой версии сайта. Если все сделано правильно, вы увидите огромный набор данных, сгруппированных в столбцы с заголовками Address, Content, Status Code и так далее.

Результаты сканирования новой версии сайта

Вам необходимо выполнить аудит, обращая внимание на ошибки, описанные во втором пункте руководства. Предварительно следует сгруппировать данные. Например, для анализа заголовков страниц скопируйте первые семь столбцов таблицы и вставьте их в новый лист. Для анализа описаний скопируйте первые четыре столбца таблицы, а также столбцы 8,9 и 10, и вставьте их в новый лист.

У вас должен получится отдельный лист для каждой группы данных: заголовок, описание, ключевые слова, заголовки H1 и H2, канонические URL, количество слов, уровень, входящие и исходящие ссылки. Каждый лист должен включать первые четыре столбца исходной таблицы, а также столбцы, относящиеся к конкретной группе данных. Например, лист Keywords должен включать следующие столбцы: Address, Content, Status Code, Status, Meta Keyword 1, Meta Keyword 1 length.

Лист для анализа группы данных keywords

Теперь вам необходимо сравнить данные старой и новой версий сайта. Для этого откройте копию таблицы с результатами сканирования старой версии ресурса. Скопируйте и добавьте нужные данные в листы с окончательными данными. Например, для анализа группы данных Keywords добавьте столбцы Meta Keyword 1 и Meta Keyword 1 Length в лист Keywords.

Данные анализа старой версии сайта добавлены в таблицу с окончательными данными анализа

Теперь вам необходимо найти совпадающие значения в столбцах Meta Keyword 1 и Meta Keyword 1 Length, полученных при сканировании старой и новой версий сайтов. Для этого в редакторе таблиц выделите дублирующиеся значения. В MS Excel это можно сделать с помощью меню «Условное форматирование – Правила выделения ячеек – Повторяющиеся значения». Повторите эти действия для каждой группы данных.

Если все данные в столбцах, полученных при сканировании старой и новой версии сайта совпадают, считайте, что смена дизайна прошла успешно. Если данные не совпадают в некоторых строках, вам необходимо проверить соответствующие страницы и добавить недостающую информацию вручную. Если совпадений вообще нет, при смене дизайна вы потеряли важные данные. Сообщите об этом разработчику нового дизайна и специалисту по поисковому маркетингу.

Обратите внимание на ошибки, существующие в старой и новой версии сайта. Если вы не исправили их на этапе № 2, сделайте это сейчас.

Читайте также: Лучшие посты «Текстерры» за 2014 год

Что дальше?

После устранения всех ошибок разрешите поисковикам индексировать сайт. В течение нескольких недель внимательно следите за метриками эффективности ресурса: посещаемостью, позициями в выдаче по важным запросам. Уделяйте внимание сообщениям об ошибках в сервисах для вебмастеров.

Если вы заметили аномалии, например, резкое падение трафика, проведите дополнительную проверку. Проверьте, правильно ли установлен код аналитики, не поменялись ли URL страниц, сохранились ли редиректы, атрибуты noindex. Убедитесь, что на пострадавших страницах сохранился и верно отображается контент. Если перечисленные проблемы отсутствуют, расскажите об аномалиях поисковому маркетологу.

Если в течение нескольких недель аномального падения метрик эффективности нет, можно утверждать, что смена дизайна прошла успешно. С высокой долей вероятности вы заметите постепенный рост эффективности, который можно объяснить улучшением юзабилити ресурса.

Адаптация материала A Step-by-Step Guide tUpdating Your Website Without Destroying Your SEO by Richard Foulkes.

#
SEO
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.