Вы умеете фотографировать? Если «да», то я вам завидую. Несколько месяцев назад знакомая-кондитер попросила сделать парочку красивых фото для ее Instagram. Я не думая согласилась... и запоролась на первом.

Нужно было проиллюстрировать рецепт домашнего мороженого. Моя задумка была такой: в кадре бумажные йети играли с шариками мороженого, как со снежками. Но я не продумала фон и другие детали, наобум двигала предметы в кадре и помяла мороженое. Пока я возилась, она потекло и потеряло форму.

Вся идея несколько скомкалась, как и мое настроение в тот день

Эта неудача заставила меня глубже изучить предметные фото, в особенности стиль флетлей.

Флетлей (flatlay) – это фотографии с плоской планировкой, сделанные сверху. Их задача – показать образ жизни, атмосферу или стиль. Например, это может быть фото рабочего места, сервировка стола или другая тематическая раскладка вещей на плоскости.

В статье будут советы новичкам, которые хотят разнообразить свой Instagram или собираются снимать предметку для стоков или каталогов. Как без больших затрат начать делать первые флетлей с теми ресурсами, что у вас есть?

Теория

Перед началом работы проговорите вашу тему словами. Для флетлей мало сложить рядом самые красивые вещи. Предметам нужно задать связь, а у раскладки должна быть идея.

Избегайте идей из одного слова, вроде «мороженое». Например, для фото с йети я старалась придумать историю с игрой в снежки.

Наверняка, вы встречали фото, где вместо темы главенствует какая-то вещь или цвет, скажем, пионы или «все розовое». Придумайте тему так, чтобы в уме сложилась картинка. Например: «автор “Текстерры” делает статью». Тогда станет понятно, что вам пригодиться: очки, тетради, карандаши, планшет, книги, справочники и так далее.

Уточните, про кого будет ваше фото. Флетлей показывает атмосферный момент из жизни. Это антураж и вещи человека. Или не вещи, если вы, например, делаете раскладку со своим котом или детьми. На флетлей могут уместиться и взрослые люди, в зависимости от того, как высоко залезет фотограф, чтобы щелкнуть сверху.

Если не считать фото с людьми, то кажется, что флетлей похож на натюрморт. Но это не просто гармонично сложенные вещи, а момент «из-под рук человека». Такой снимок приоткрывает характер, поэтому перед началом съемки представьте, что это за человек, какого он возраста и пола. Где живет и что любит, какой он в мелочах?

Самый простой вариант – снимайте про себя.

Отберите реквизит, подходящий теме и герою. В блогах по творчеству я не раз встречала совет: возьмите всю атрибутику, какая есть, и начинайте комбинировать. На деле это оказалось сложнее. Девушки меня поймут, ведь всякой всячины у нас хоть завались: разных бусинок, свечей, блокнотиков, вазочек, открыток и так далее. Человек с неразвитым вкусом может вогрузить горы реквизита и ничего красивого не собрать.

В самом начале я пробовала раскладывать композиции, не придумав тему, и получалась ерунда. В один кадр попадало все подряд – золото, пластик, керамика:

Кадру не хватает идеи, фон рябит и белое на белом смотрится плохо

Недостатки можно перечислять еще, хотя на тот момент кадр казался симпатичным. Со временем взяла за правило выбирать одну главную вещь и 3-4 штуки в дополнение, но меньших размеров. Начинаю с главной, а потом по очереди добавляю остальные. Но об этом чуть позже.

Не мудрите с декором. Отложите украшательство на потом. Блестки, ленты и гирлянды чаще всего вредят логике кадра. Лучше меньше, особенно в самом начале знакомства с методом раскладки.

Руки в кадре с ноутбуком порой смотрятся уместней, чем цветы сирени и гирлянды на клавиатуре.

Дальше расскажу о подготовке к съемке, а потом сделаем флетлей.

Подготовка

Фон. Во флетлей фоном называется подложка для вашей раскладки. Выбирайте природные тона и материал под натуральный. Что подходит плохо:

  • Синтетические, блестящие поверхности. Они сверкают в неожиданных местах и справиться с бликами тяжело даже в фоторедакторе.
  • Пластик, дерматин, стекло и ламинат со стыками. Ворсистые ковры тоже – если снимаете что-то мелкое, оно просто утонет.
  • Гадкий белый фон. Если снимаете на смартфон, он может получится сероватым.

Берите цвета, которые вы можете видеть в природе. При желании, уже готовый фон («под дерево» или «под бетон»), можно купить в магазине для художников. Но если сейчас нет лишних денег или времени на шоппинг, то для подойдут матовые материалы.

К примеру, возьмите лен, шерсть, мешковину. Или разложите объекты на деревянный нелакированный пол, мебельную доску, папирус или бумагу для выпечки. Отлично подойдет вязание без затейливых узоров. Более неожиданный вариант – песок и мелкий камень.

Обращайте внимание не только на текстуру и цвет фона, но и на размер элементов. Например, такой дощатый фон без стыков больше подходит для съемки мелких элементов:

Обыкновенные доски впритык

А следующий годится для раскладок из крупных вещей (одежды, сумок и обуви), потому что на нем широкие щели. Фотографировать с таким фоном желательно с хорошей высоты, например со стула, чтобы зазоры не рассекали кадр.

Оба фото сделала с одинакового расстояния

Для раскладки, которую я буду делать, выбрала фон под кирпич:

Кстати, сделала его сама с помощью картона и зубной пасты

В конце статьи покажу, как сделать такой же фон самостоятельно.

Отражатели. Фотографируйте раскладки при дневном освещении и подсвечивайте отражателем с противоположной стороны окна, чтобы приглушить лишние или слишком жесткие тени.

Отражатель легко сделать своими руками. У меня это квадрат из картона, оклеенный фольгой для выпечки с одной стороны и белой бумагой – на обороте:

Держится отражатель с помощью зажимов

На всякий случай с обратной стороны наклеен глянцевый белый лист – он отражает свет не так интенсивно, как фольга. Совет: учитесь смотреть по ситуации. Для некоторых кадров отражатель может слишком сильно заливать объекты светом.

Цветовая комбинация. Используйте подсказки по сочетаемости цветов, если сомневаетесь в своем вкусе или в голову ничего не приходит. Попробуйте круг Иттена, с ним получится придумать гармоничные сочетания 2-4 цветов, тут главное – запомнить, как им пользоваться.

Эти 3 цвета я буду сочетать в раскладке

Практика

Красивые картинки нужны всегда, хоть вы ведете личный блог, делаете комплексное продвижение для бизнеса или просто отправляете фото друзьям в мессенджере.

Как складывать и снимать раскладки со вкусом и буквально на ходу?

Чтобы набить руку, фотографируйте то, что сейчас делаете или только то, что делали. К примеру, если работали за ноутбуком, сделайте флетлей про свою работу. Если пили чай с булочкой – про чай с булочкой. Я действительно советую не искать и не придумывать какие-то художественные и затейливые сюжеты, потому что вам вполне хватит бытовых сцен.

На круге Иттена я выбрала желто-оранжевую гамму не случайно: собиралась делать кашу с тыквой. Про то и будет раскладка. Ее тема – не просто «тыква», а «я готовлю манную кашу с тыквой». Помните, что на флетлей всегда есть след человека?

Для будущего фото я уложила фон, поставила отражатель и выбрала реквизит – тыкву, грушу, ножик, льняное полотенце и салфетку

Тыкву я почистила и порезала на кусочки разного размера. Один – меньше другого. Очистки оставила для мелочевки и уложила полотенце и салфетку по краю фона. Со стороны рабочее место выглядит так:

Лен и салфетка создают в кадре многослойность

Совет: следите, чтобы ваш дополнительный материал не выбивался по цвету из гаммы (плохо подойдут принты, ткани со сложной текстурой, блестками и пайетками).

Не исключено, что глядя на пустой фон, вы захотите залезть на Pinterest и подсмотреть чужую идею. В этот момент лучше остановитесь. Вы все равно не сможете в точности повторить чей-то кадр, потому что у вас другой реквизит, свет и цветовая гамма. А еще постоянные подсматривания убивают ваш собственный вкус.

Посмотрите на пустой фон сверху и нарисуйте в голове картинку, которую хотите собрать. Не факт, что в конце кадр будет выглядеть именно так, зато будет меньше неприятностей в процессе. Например, как моя неудача с шариками мороженого, которые помялись и растаяли. А эта тыква? Она замажет фон, если ее таскать туда-сюда.

Итак, сначала я положила самый крупный кусочек. Потом половинку от такого же. И третий еще меньше. Все кусочки разложила так, что, если их мысленно соединить между собой линией, получится треугольник. То есть в кадре нет двух фигур, которые лежат ровно в линию. Точно так же я положила треугольником и семечки – три штуки.

Так вы привносите в кадр спонтанность и легкость. Иногда я просто встряхиваю фон или задеваю раскладку рукой, чтобы предметы улеглись естественно.

Совет: выбирайте нечетное количество объектов для кадра. Складывайте их по диагонали или треугольником. Выкладка в прямую линию подходит, если вы фотографируете коллекцию или хотите показать отличие.

Я держу включенной сетку на экране, чтобы соблюдать правило третей. Оно состоит в том, чтобы ключевые предметы попадали на пересечения линий.

На предыдущем фото в галерее видно, что сначала я положила большой кусок

Чем крупнее вещи в кадре, тем больше расстояние между ними требуется. Ключевые объекты не должны быть близко друг к другу или слипаться. По моему опыту, лучше, когда соседний объект лежит не ближе чем 1/4 площади того предмета, на который мы смотрим.

Последним делом я добавила на фон краешек ножа (для натуральности – с прилипшим волоском тыквы). Этот кадр я бы оставила таким, как есть, потому что люблю лаконичность.

Как снимать раскладки с телефона в домашних условиях: правила флетлей для Instagram

Если вам охота развивать тему дальше и нравятся более заполненные и изобильные композиции, продолжим. Специально для этого у нас была припасена груша. На следующем кадре я сделала раскладку по диагонали.

Совет: не делайте одинаковых кадров. Если вы не меняете расположение предметов или ракурс, нет смысла щелкать по несколько раз одно и то же. Научитесь сразу удалять неудачные кадры. Скорее всего в конце съемки вы уже не вспомните, чем он вам не нравился, да и выбирать придется дольше. В исключении только случаи, когда у вас, например, тает мороженое или сгорает свечка, а чистить галерею некогда.

Обычно я поворачиваю кадр уже в фоторедакторе, а не верчусь над раскладкой сама, потому что это не всегда удобно: есть столы, к которым не подступиться или мешает стена.

Теперь доложила кусочки груши:

В таком варианте кадр пустоват – след человека на нем почти отсутствует

Помните, что у нас была идея показать флетлей про готовку манки с тыквой? Самое время это сделать. Окончательный вариант всего расклада я оставила таким:

Предметы образуют диагональ, композиция открытая
Открытая композиция – это когда некоторые объекты на снимке уходят за плоскость кадра, то есть помещаются в него не целиком. Здесь срезаны ложка и большой кусок тыквы.

В середине статьи я обещала показать, как делала фон. Это очень быстро. Смотрите.

Как сделать фон «под кирпич»

Понадобятся:

  • кусок картона
  • сменный валик от ролика для одежды
  • тюбик белой зубной пасты,
  • скребок для льда или кусочек пластика
  • карандаш
Застелите рабочее место клеенкой

Нанесите полупрозрачный слой пасты и дайте высохнуть.

Можно не особенно равномерно

По высохшему слою отрисуйте кирпичную кладку. Дальше снимите первый слой с валика для одежды и рвите на тонкие полосочки. Клейте по вашей разметке.

Оно не должно быть идеальным, наоборот: кривизна полос сделает швы более фактурными
Оставляйте хвостики по краям

Когда приклеите все швы, наносите зубную пасту слой за слоем, создавая текстуру.

Двигайте скребок в разных направлениях, чтобы получился узор, как на шпатлевке

Когда фон хорошо просохнет, пинцетом за хвостики сорвите все швы, которые клеили! Готово!

Последний совет

Когда вы начнете делать раскладки, то скорее всего обнаружите, что это не так просто. Наберитесь терпения и начинайте с простого, как пример я сделал с раскладкой из тыквы и груши. Используйте простейшие материалы, а фоны и отражатели можно сделать самостоятельно.

Формируйте базу реквизита: складывайте все, что может когда-то вписаться в раскладку, храните разную мелочевку. К примеру, я не выкидываю бумажные пакеты и гипсофилу (мелкие белые цветы) из букетов, перед чисткой проверяю пылесос, не захватил ли он что-то нужное и так далее. Мастерство придет со временем! А пока удачи и красивых снимков вам в ленту!

#
Instagram Гайды
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.