Плюс отзывы селлеров, которые набили шишки за вас.

По данным исследования DATA INSIGHT «Селлеры на Российских маркетплейсах», Озон – на втором месте по популярности у продавцов. За 2022 год к маркетплейсу присоединились более 230 тыс. селлеров, объем заказов вырос на 90% до 174,6 млн.

Регистрация в Озон селлер

Чтобы начать продавать на Озон, нужно зарегистрироваться на сайте или в приложении Озон Селлер для Android и IPhone. Вот пошаговая инструкция для активации кабинета селлера:

  • На сайте Озон Селлер нажимаете на кнопку «Стать продавцом»

  • При наличии Озон ID (вход без пароля) авторизуйтесь по номеру телефона. Если нет — создайте Озон ID. Если код вашей страны отличается от +7 выберете из предложенного списка нужный.

  • На указанный номер поступит звонок или проверочный код из смс, эти цифры нужно ввести в появившееся поле и нажать «Зарегистрироваться». Также можно войти по электронной почте, куда придет проверочный код, который нужно ввести в поле. Не используйте адрес почты с окончанием на «*.co» или «*.su» система не сможет его зарегистрировать.

  • Если все сделали правильно, появится окошко регистрации продавца. Нужно выбрать страну из которой будут продажи. Если вдруг ошиблись, изменить страну нельзя, можно только создать новый кабинет селлера.
  • Далее надо выбрать тип организации: ИП, ООО, Самозанятый, ПАО и другие. Требования к заполнению анкеты зависят от выбранного формы деятельности. Например, для ИП нужно указать название магазина, систему налогообложения и реквизиты счета. У юрлиц — устав, свидетельство ИНН и ОГРН. Для самозанятых минимальные требования – только ИНН и копия паспорта.

Проверка документов займет от 1 до 3 раб.дней. Озон щепетильно относится к заполнению анкеты, отказ может быть при наличии опечаток или орфографических ошибок. После удачной проверки заявитель получает официальный статус продавца Озон. Теперь нужно подключить ЭДО (электронный документооборот) для формирования отчетов и поставок на склад. Озон сотрудничает с двумя системами – «Сфера Курьер» и «Контур.Диадок». При подключении можно настроить интеграцию со своим оператором.

Карточка товара селлера

Для продаж, необходимо добавить карточки товаров.

Обратите внимание: алгоритмы Озона учитывают, соответствует ли название товара информации в карточке, есть ли подробное описание и характеристики. Даже если чего-то не хватает, такая карточка отобразится в поиске, но будет не первой в списке. Вот, что нужно учитывать.

  • Название. Не нужно пытаться вклинить в него описание товара. Также не стоит добавлять ключевые слова. Указывать нужно понятное название, по которому покупатель сразу поймет о чем речь.
  • Описание и характеристики, пары предложений будет мало. Стоит написать преимущества товара, состав, вес, габариты, полезные свойства, страну производителя, как использовать, условия хранения и противопоказания (если есть). Чтобы после прочтения у покупателя не возникло вопросов.
  • Rich-контент, загрузить описание с картинками, видео, инфографику товара, добавить изображение товара с разных ракурсов (вид сбоку, сзади и т.д). Хорошо заходит лайфстайл снимков, например для одежды и аксессуаров, это помогает понять, под какой наряд носить, например, сумку. Фотографии должны быть четкими без надписей на них, аля «лучший» или «хит сезона». Можно добавить скриншоты отзывов и мнение экспертов. То есть сделать содержательную карточку товара.

Дмитрий Новосельцев, директор магазина SantehSmart:

«Лучше добавить максимум информации в карточку товара. Если она не нужна пользователю, он просто не пролистает фотографии, проигнорирует рич-контент или не будет смотреть видео. Но для аудитории, которая более скрупулезно подходит к выбору товара, расширенный контент может стать ключевым критерием выбора. Тогда чаша весов переместится в сторону вашего предложения на маркетплейсе».

Успешно обходить других селлеров без помощи команды маркетологов непросто. Алгоритмы маркетплейсов показывают прежде всего карточки с оптимизированными текстами, информативными фото и видео, максимально заполненными характеристиками. Работать с этим самому, особенно при средних и больших объемах товаров довольно сложно – не остается времени на развитие самого бизнеса. Мы создаем такой контент 14 лет и занимаемся продвижением на маркетплейсах.

Схемы продажи на Озон

После активации в кабинете нужно выбрать схему работы селлера на площадке. Их три:

  1. FBO — продавец доставляет свои товары на склад маркетплейса или пользуется кросс-докингом: привозит товар в удобный пункт приема, откуда его отгружают на склад сотрудники Ozon. Все остальное делает Озон: принимает оплату, хранит, собирает и доставляет заказы. Селлер платит комиссию за продажу, логистику и хранение, получая доход за вычетом этих отчислений. При данной схеме работы нужно только следить за остатками на складе и отправлять новые заказы на Ozon.
  2. FBS — селлер хранит товары на своем складе. Самостоятельно следит за новыми заказами, собирает и отвозит (можно вызвать курьера Озон) их в пункт приема или сортировочный центр Озон. При такой схеме продавец платить комиссию за логистику и продажу.
  3. RealFBS продавец отвечает за хранение и доставку товара самостоятельно или пользуется любой транспортной компанией. Селлер платить комиссию за продажи.Такую схему выбирают поставщики, у которых в городе нет складов и пунктов приема Озон.

Кроме этого, доступна схема экспресс-доставки, работающая по принципу RealFBS. Главное условие — товар нужно собрать быстрее, чем за час, и доставить за три часа с момента получения заявки. Отгрузить можно самостоятельно, любыми службами доставки и партнерами Озон.

Комиссия и калькулятор

Комиссия селлеру Озон варьируется от 4 до 15% с каждой продажи и зависит от категории товара. Итоговый размер комиссии появится в кабинете селлера после добавления карточки товара и прохождения модерации. Узнать подробнее, как складывается комиссия за продажу можно на сайте Озон. А также можно посчитать стоимость хранения, доставки и прикинуть свой доход с учетом расходов с помощью калькулятора селлера.

Бонусы Озон селлер

Продавцу начисляются бонусы за участие в опросах и мероприятиях (1 бонус = 1 рубль), которые поступают на расчетный счет селлера автоматически. Срок их действия – ограниченный. Бонусы нельзя обменять на деньги, но можно потратить на продвижение — медийную рекламу и трафареты (оплата до 99% стоимости рекламы). Количество бонусов селлера отображается в личном кабинете: раздел «Продвижение» — «Трафареты» —«Детализация». Если бонусы не начислили, нужно писать в техподдержку, создать заявку и обозначить ее тему. В целом по любым вопросам можно написать ВКонтакте, в чат личного кабинета, мессенджеры WhatsApp и Telegram. Но ответ можно ждать от 10 минут до 2 часов и более, зависит от сложности обращения, которое могут передавать другому специалисту.

Александр Северный, селлер на Озоне:

«К сожалению не все так радужно, как заявляет площадка. Высокие комиссии для продавцов, у меня доходит до 37% с учетом того, что я производитель товара. Часто меняются правила перевозки и просчитать расходы невозможно заранее. Подозрение, что делается это для запутывания продавцов. Техподдержка ни разу не дала ответ на вопрос — что входит в комиссию, за что снимают деньги по 2000 - 3000 каждый месяц.

Еще фишка — блокировка товара после прохождения модерации и долгой работы с площадкой. Вдруг видишь, что несколько товаров заблокированы без причин. Техподдержка дает шаблонный ответ.

Также был потерян мой товар, а на просьбы вернуть деньги я получал однотипные ответы робота.

Озон вынуждает селлеров снижать цены на товар. Если вы не готовы это делать, вы попадаете в самый низ списка. Конечно же, свою комиссию площадка не снижает, а продавцы обязаны это делать. На данный момент я почти по нулям работаю и нахожусь на площадке ради поддержания бренда. В целом, если очень нужны продажи и вы готовы к высоким комиссиям и борьбе с чатами поддержки, можете попробовать».

Серафима Грань, основатель бренда товаров для организации пространства Reorganize:

«Из нового в Озон селлер – сделали групповое редактирование товаров, чтобы какое-то одно значение можно было поменять у всех нужных товаров, а не заходить в каждый товар по очереди. Из неприятного — статус «Премиум» для продавцов стал платным – 2490 руб в месяц, который делится на два периода с 1 по 15 и с 16 по 30 числа. Для премиального продавца также учитывается рейтинг товара не ниже 4,5 и должно быть не более пяти штрафов за оценку товара и доставку. Очевидно, что эта сумма будет только расти.

Из бонусов для продавцов нам пока ничего не подошло. Мне кажется, это больше попытка продвинуть свои платные услуги под флагом поддержки. Мы пробовали рекламироваться (на Ozon это называется Трафареты), но на рекламу уходило больше денег, чем мы зарабатывали. Для нас выгодно получать трафик через продвижение в поиске и социальные сети».

Бонусы продавца покупателю

Покупатель получает бонусы продавца за покупку товаров, отмеченных определенным знаком (кружок). Их можно потратить на покупки только у этого продавца. Количество бонусов доступно в разделе «Баллы и бонусы» кабинета покупателя.

Дмитрий Демьянов, наставник академии MarketGuru, селлер на Wildberries и Ozon:

«За месяц покупатель может получить не более 30 000 бонусов у одного продавца. У них есть срок действия, который указан под количеством бонусов — бонусы за покупку сгорают через 1 год после начисления, бонусы из рассылки через 7, 14 или 30 дней – зависит от выбора продавца».

Возврат товара

За возврат товара ненадлежащего качества платит продавец, в случае товара без брака за пересылку платит покупатель. Посмотреть все возвраты селлера можно в личном кабинете, выбрав вкладку FBS или FBO (схему работу селлера). Механизм расчетов при возврате достаточно скрупулезный и зависит от объема, веса и других характеристик товара. Подробнее можно ознакомиться с цифрами на сайте маркетплейса.

Как вывести средства со счета

Денежные средства можно вывести с баланса Озон на карту вашего банка. Чтобы сделать перевод, нужно зайти в кабинет селлера, выбрать вкладку «Баланс средств», нажать «Вывести деньги с баланса средств». Написать нужную сумму для вывода. В этом же окне будут реквизиты для перевода, если вы их сохранили ранее. Если реквизитов нет или их надо изменить, перейдите по ссылке и впишите их.

Как отменить регистрацию селлера

Прежде чем удалять аккаунт, нужно проверить, закрыты ли все действующие заказы, и тогда подать заявку о расторжении договора селлера и Озон.

Дмитрий Демьянов, наставник академии MarketGuru:

«Есть три варианта расторжения договора между селлером и площадкой:

  • на общих основаниях по инициативе продавца;
  • на общих основаниях по инициативе Ozon;
  • по инициативе Ozon в связи с нарушениями со стороны продавца.

Чтобы подать заявку, нужно отправить уведомление в личном кабинете селлера с темой “Вопрос по договору” и подтемой “Расторжение договора”. Датой расторжения считается последний день следующего месяца. После получения уведомления начинается процесс расторжения: Ozon отключает продажи и другие функции, которые могут повлиять на баланс продавца. Продавец должен обнулить остатки товаров в личном кабинете, чтобы остановить продажи и оказание услуг. Продавец заканчивает работу по всем заказам в статусе: «ожидает сборки», «передан в доставку», «спорный», «доставляется», «возвращается к продавцу». Если продавец работает по схеме FBS или FBO, до наступления этой даты он должен вывезти остатки товара со склада или сортировочного центра Ozon. После этого и до даты расторжения обе стороны сверяют окончательные отчётные документы и завершают взаиморасчёты. В дату расторжения Ozon прекращает техническое и информационное обслуживание и деактивирует личный кабинет продавца, отправляет акт сверки и закрывающий акт на подпись».

Итоги

Для работы с площадкой можно использовать три варианта:

  1. FBO — продавец доставляет свои товары на склад маркетплейса или пользуется кросс-докингом;
  2. FBS — селлер хранит товары на своем складе;
  3. RealFBS — продавец отвечает за хранение и доставку товара самостоятельно или пользуется любой транспортной компанией

Прежде, чем заняться бизнесом, просчитайте все риски и проведите бизнес -аналитику.
В частности, уделите внимание размеру комиссии для продавцов, просчитайте, готовы ли вы снижать стоимость товаров, изучите правила перевозки и способы расторжения контрактов, если что-то пошло не так.
Для работы вам потребуется помощь юриста и бухгалтера.

Читайте также:

Вокруг все покупают виртуальные номера? И мне нужно?

Голосовые переводчики — 6 лучших из бесплатных

Онлайн-переводчики текста через камеру телефона — 5 бесплатных