Но в России этого пока можно не ждать.
H&M Sweden запустил новый раздел сайта: теперь в интернет-магазине бренда можно купить… б / у-вещи. Кажется, что компания проверяет потребителей на прочность: сначала вещи из переработанных бутылок и чужого старья, теперь – само старье.
На самом деле, это новый глобальный тренд – забота о природе. Шведское подразделение бренда называет это серьезным шагом вперед и даже надеется, что ресейл через крупные сети в скором времени станет нормой.
Но точно не в России: «наш» H&M сообщил «Текстерре», что подобных программ в планах на ближайшие годы нет. Ну или пока нет.
Тем не менее, эко-инициативы предпринимаются и у нас. Например, уже семь лет H&M собирает старую одежду и выдает за нее скидки на покупку. Полученные вещи отдает в переработку или утилизирует. За все время собрали больше 10 тонн текстиля.
H&M – не первая компания, которая сделала шаг в сторону ресейла старой одежды. Даже премиальные бренды, такие как Balenciaga, Gucci, Burberry и Prada, заключили договоры с крупными ресейл-площадками (TheRealReal, ThredUP и другими).
Все это делается не только для защиты планеты. Есть компании, которые оценивают другие бренды по тому, насколько сильно они противодействуют изменениям климата. В рамках последнего такого оценивания те же Prada получили низший балл – F. Это значит, что компания вообще не планирует снижать выбросы парниковых газов и оказывает колоссальный вред планете.
Инвестиции в устойчивое развитие и ресейл – для многих брендов просто шанс сохранить репутационные очки.
Кому это важно
Американцам и молодежи по всему миру! Устойчивое потребление и забота об экологии – набирающий обороты тренд. Особенно важным он стал в США.
Vogue Business, например, сообщил, что в 2021 году подержанный люкс стали покупать чаще – 69 % американцев хоть раз приобрели дорогую б / у-вещь. Из них 55 % хотят повторить опыт. Это, конечно, связано не только с заботой об экологии: многие потребители заметили серьезный рост цен на первичном рынке fashion.
Помимо перепродажи вещей в США очень популярен шеринг – аренда одежды и обуви, своп-маркеты, площадки по обмену вещами.
Тем не менее, за пределами США ситуация не такая красочная. Например, Leather UK (Великобритания) выяснили, что:
-
только 47 % покупателей задумываются о последствиях приобретения новых вещей;
-
всего 28 % изучают ярлыки и выбирают самую экологичную одежду;
-
половина из тех, кому важны планы устойчивого развития и экологичность, сомневаются в том, как сделать правильный выбор.
Есть и другие показательные результаты. Например, в среднем по стране брали одежду в прокат всего 17 % опрошенных, однако среди молодежи до 34 лет этот показатель значительно выше – 40 %.
Выходит, хочешь завоевать новую платежеспособную аудиторию – нужно быть эко?
Да, но не в России
У нас секонд-хенд, шеринг и аренда вещей гораздо менее популярны, чем на Западе. Не только потому что нам всем плевать на экологию. Просто нас волнуют вещи «поважнее» – социальный статус и образ, создаваемый в соцсетях:
-
для 17 % опрошенных «Авито» секонд-хенды – признак бедности;
-
65 % не хотят носить б / у-вещи, потому что боятся социальной стигматизации;
-
45 % считают ношеные вещи не гигиеничными.
На рост популярности этого сегмента у нас влияет скорее экономика: во время пандемии продажи масс-маркета в России упали на 90 %, а секонд-хенды потеряли всего 7 %.
Онлайн-площадка по перепродаже люксовых вещей Oskelly и «Яндекс.Взгляд» спросили россиян об их опыте покупок на ресейл-маркетплейсах. Выяснилось любопытное.
Почти 44 % россиян не заботит то, какой вред fashion-ретейл наносит окружающей среде. Главное, чтобы вещь стоила недорого и была выполнена из натуральных материалов. Всего 22,6 % россиян задумываются об экологичности вещей и готовы пересмотреть что-то в своих потребительских привычках.
Россияне в чем-то правы
Несмотря на популярность на Западе, перепродажа и совместное использование вещей не самое безопасное для природы решение.
Группа финских ученых задалась вопросом, какой вариант жизненного цикла одежды приводит к наименьшим выбросам углекислого газа. Выяснилось, что:
-
безопаснее всего не выбрасывать, а перешивать старую одежду или использовать ее для других нужд;
-
на втором месте – сокращение потребления – носим одежду долго, но потом выбрасываем и покупаем новую;
-
на третьем – перепродажа вещей;
-
на четвертом – переработка, которая, как оказалось, производит столько же углекислого газа, сколько и утилизация;
-
на пятом – совместное использование. Из-за сложной логистики, постоянного перемещения из одних рук в другие и регулярных химчисток оказывается – сюрприз! – очень большой вред природе.
Американские ученые не согласны: в случае совместного использования вещь имеет большую товарную полезность и потому сильнее уменьшает вред планете, чем перепродажа. Шведские ученые… В общем, у всех свой взгляд – единой картинки пока нет.
Зато ясно, что ближе всех к истине оказались наши бабушки и мамы, которые перешивали простыни в платья, обрезки использовали как салфетки для мытья окон, а изношенную одежду превращали в тряпки для мытья пола. Но должны ли крупные сети должны следовать такому примеру?