По результатам исследования News Media Alliance (коммерческая ассоциация, объединяющая более 2000 газет и журналов), Google зарабатывает на новостях почти столько же, сколько все печатные СМИ вместе. И это ставит под сомнение будущее традиционной журналистики. По крайней мере, так считает президент News Media Alliance Дэвид Чаверн.

Еще бы, ведь Google зарабатывает на трафике с новостей, которые ему не принадлежат. Большинство важных инфоповодов освещаются в интернете. Мало кто станет покупать газету, чтобы узнать результаты, к примеру, футбольного матча, если можно за считанные секунды узнать его в интернете.

Поисковики обкрадывают журналистов

Чаверн назвал динамику роста спроса на новостной контент в Сети «разрушительным». Дескать, журналисты трудятся, создают оригинальный контент, а тысячи новостных сайтов и пабликов пользуются уже готовым.

News Media Alliance посчитал, сколько зарабатывает Google на новостном контенте. За 2018 год эта цифра составила $ 4,7 млрд, тогда как доход от всех печатных СМИ США и Канады составил $ 5,1 млрд. На презентации результатов исследования Чаверн отметил, что эти $ 4,7 млрд «Гугл» отнял у прямых творцов контента – журналистов. Он посетовал, что за период с 2008 по 2017 года занятость в редакциях американских печатных СМИ снизилась на 23 %, а каждая пятая газета и вовсе закрылась.

News Media Alliance считал доходы Google не просто так. Планируется, что результаты исследования смогут повлиять на принятие закона о конкуренции и сохранении журналистики. Он предполагает разделение доходов от дистрибуции оригинального контента между новостными и печатными СМИ. Сейчас этот законопроект находится на рассмотрении Комитета Сената США.

В Googlе заявили о неточности подсчетов

IT-гигант не согласен с результатами исследования. Бренд проккоментировал ситуацию в «Твиттере», отметив, что подавляющее количество новостных запросов не показывают рекламу, и особо на них не заработаешь. Еще в Google заявили, что компания как раз неплохо поддерживала издателей, перенаправив более 10 млрд кликов на их сайты.

Также эксперты выяснили, что при подсчетах доходов «Гугла» News Media Alliance пользовался данными исследования консалтинговой компании Keystone Strategy. Которая, в свою очередь, опиралась на данные 2008 года, когда Google объявлял суммарный доход от сервиса «Гугл.Новости». Проще говоря, это статистика бородатых годов и безоговорочно верить ей не стоит.

Платная подписка не спасает

В настоящее время более-менее стабильным способом монетизаци новостного контента является платная подписка, так называемая система paywall. Ее практикуют не только западные, но и отечественные СМИ, в частности «Ведомости», Republic, сайт телеканала «Дождь». Прошлогодние заявления российских экспертов о финансовом кризисе в нише платных интернет-изданий частично подтверждают выводы News Media Alliance.

Опыт внедрения системы paywall в российских СМИ показал: основная часть читателей не готова ни покупать платные подписки, ни делать добровольные пожертвования. Как-то изменить ситуацию в нише могло бы принятие закона аналогичного тому, который сейчас пытается протолкнуть в сенате США News Media Alliance. Но пока что не было никаких попыток в эту сторону. Возможно, наши СМИ будут ориентироваться на опыт западных коллег. Вдруг у News Media Alliance таки получится отжать у поисковиков часть доходов.

#
СМИ Новости Google
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.