Рассказываем, что делать вебмастерам, владельцам сайтов, блогерам и рекламодателям сегодня.
В июле 2024 года закрывается сервис контекстной рекламы Google AdSense – учетные записи будут отключены, заявила команда Google Payments:
«Аккаунты AdSense пользователей из России будут деактивированы. Мы деактивируем все аккаунты AdSense, страной местоположения которых указана Россия. Это означает, что получать доход от монетизации через такие аккаунты будет нельзя».
За июль 2024 года выплаты будут сделаны в срок с 21 по 26 августа:
«В течение 60 дней мы попытаемся выплатить вам остаток средств на балансе аккаунта, если в нем достигнут порог закрытия и не приостановлено получение платежей».
Ранее, 4 марта 2022 года, все российские рекламодатели Google Ads, а также авторы каналов YouTube получили такое сообщение: «Due to the ongoing war in Ukraine, we will be temporarily pausing Google ads from serving to users located in Russia» («В связи с [происходящими в Украине событиями] мы временно приостановим показ рекламы пользователям Google, находящимся в России»). Эту информацию подтвердил Reuters.
Google самостоятельно приостановил продажу контекстной рекламы в России во всех своих сервисах.
Такое сообщение Google разослал авторам YouTube-каналов и пользователям Google Ads
Хроника
Объявления Google и ранее работали нестабильно. Роскомнадзор не признал, что блокирует рекламные объявления, но по техническим признакам и футпринтам специалисты сделали вывод, что РКН все же причастен к глобальному сбою.
Из-за блокировки рекламных технологий Google пострадали как рекламодатели, так и владельцы сайтов (впрочем, не все: сейчас есть шанс выйти топ органики – раз реклама больше не забивает выдачу. И мы можем с помочь с поисковым продвижением в Google).
Мы буквально проснулись в другом мире – в новой реальности и для вебмастеров, и для рекламодателей. И она суровая, критическая.
Доход моего сайта упал на 85 %. Это российский трафик – примерно 40 тысяч посетителей в сутки. На 20 % просела цена за тысячу показов. Цена за клик – на 20 %, показы объявлений – на 60-70 %. О чем говорят эти цифры и просадки по цене за тысячу показов? О том, что российские рекламодатели массово покидают Google Рекламу!
Мы обратились за комментариями к отечественным вебмастерам, но вынуждены публиковать их мнения анонимно: специалисты боятся, что Роскомнадзор привлечет их к ответственности за распространение фейковой информации через рекламу на сайте.
В чем виноваты российские издатели
Если коротко, то ни в чем.
С началом «спецоперации» в Украине на российских сайтах стала появляться острая реклама: призывы остановить операцию, информация о жертвах, фотографии убитых военных. Эта реклама привлекла внимание Роскомнадзора.
РКН заявил: ответственность за содержимое рекламных объявлений несет не только Google, но и администраторы площадок. Роскомнадзор пригрозил обращениями в прокуратуру РФ, штрафами в несколько миллионов рублей и лишением свободы.
Мы не можем нести ответственность за контент объявлений. Мы просто устанавливаем скрипт Google на сайт. Содержание рекламных объявлений – это прямая ответственность Google Рекламы. Да, в Google AdSense есть инструмент для модерирования объявлений. Но нужно учитывать, что таких объявлений сегодня – несколько миллионов. Просмотреть и проверить их все один человек не в состоянии. Тем более, у инструмента даже нет предварительной модерации, как в «Яндекс.Директ». Роскомнадзор явно не учел это, когда говорил об ответственности администраторов площадок.
Я считаю, что ответственность за содержимое объявлений должна нести только Google Реклама.
Дальше – только догадки
- Либо РКН отдал приказ всем крупнейшим российским операторам / провайдерам немедленно заблокировать объявления Google.
- Либо Google присоединился к санкциям против России и самостоятельно заблокировал рекламу в связи с событиями в Украине.
Сегодня кто-то (в этом не признается ни Роскомнадзор, ни Google) блокирует пулы IP-адресов и даже сети целиком. Некоторые операторы блокируют скрипт Google AdSense.
Специалисты отмечают, что проблема идет от операторов («Билайн», Tele2, «Мегафон», «Ростелеком»), но подтвердить эту версию пока не удается.
Как действовать сегодня
Вебмастерам
Зависит от того, какую долю дохода приносил вам Google AdSense. Если ситуация экстренная, и сайт / сайты приносили вам больше половины заработка, придется экспериментировать с РСЯ.
Ручная блокировка объявления в Google AdSense
Стоит заблокировать деликатные категории объявлений в админке Google AdSense. Именно в них чаще всего проскакивала проблемная реклама:
Управление блокировкой объявлений из деликатных категорий в Google AdSense
Издатели Google AdSense советуют блокировать конкретные URL, принадлежащие проблемным объявлениям. На экспертном форуме searchengines.guru, который тоже был заблокирован 1 марта, стали появляться списки таких доменов.
Раздел URL рекламодателей позволяет блокировать объявления от определенных рекламодателей
Сейчас это кажется бесполезным, так как рекламные объявления не показываются вообще, но, если показ рекламы будет возобновлен, к нему нужно подготовится.
Я заблокировал деликатные категории на всех своих сайтах. Вручную добавил более 500 доменов, которые ассоциировались с запрещенными рекламными объявлениями. Но сейчас это как мертвому припарка: реклама-то не показывается.
Я потерял более 85 % дохода. 1 марта средний доход одного сайта равнялся 25 долларам. Сегодня этот сайт приносит 0,5 доллара.
Ситуация с блокировкой рекламных блоков Google, судя по всему, сохранится на много месяцев вперед (если не лет). Сейчас вижу, что больше половины активных российских рекламодателей свернули бюджеты и ушли из Google Рекламы.
Что будет? Да, можно представить, что какая-то часть рекламодателей уйдет в «Яндекс.Директ». Но конкуренция там совсем другая: рекламодатели в «Директ» гораздо беднее, качество рекламы – ниже. Что касается доходов вебмастера в РСЯ, они ниже примерно в 10–15 раз, чем в Google AdSense (значение может варьироваться в зависимости от ниши и конкурентов).
Рекламодателям
Имеет смысл временно приостановить кампании в Google Рекламе, так как сейчас показы остаются единичными, а российские операторы блокируют объявления.
В Центре правил Google написано, что система приостанавливает показ рекламы. Тяжело сказать, когда произойдет ее возобновление и стоит ли вообще его ждать.
Рекламодателям я рекомендуют обезопасить свои средства – вернуть их, полностью закрыв рекламный кабинет. Средства, подлежащие возврату, вы получите в течение 4–12 недель.
Как только ограничения снимут, вы снова сможете его активировать. Вся накопленная статистика сохранится.
Правда, определенные последствия у закрытия аккаунта все же есть. Все списки ремаркетинга в аккаунте, включая списки электронных адресов, получат статус «Закрыто». В них не будут добавляться новые пользователи.
Через месяц и один день после закрытия аккаунта в процессе удаления ваших данных все пользователи из этих списков будут удалены. После удаления списки нельзя будет использовать в других аккаунтах. Все параметры динамического ремаркетинга будут удалены. Подробнее узнать об этом можно в официальной справке Google.
Я бы советовал перераспределить бюджеты на российские компании: контекстную рекламу через «Яндекс.Директ» и таргетированную рекламу «ВКонтакте», MyTarget.
Альтернативы Google AdSense
Вебмастерам
Вот платформы, которые можно рассматривать в качестве альтернативы Google AdSense:
Но есть проблема: эти рекламные системы не востребованы среди российских рекламодателей – в них размещаются единицы.
Единственный серьезный конкурент AdSense в России – Рекламная система «Яндекса», но и там доход сайта всегда был гораздо ниже, чем в Google AdSense. Сейчас, возможно, он станет еще ниже из-за массового перетока пользователей из Google AdSense и увеличения конкуренции.
Рекламодателям
Для российского рекламодателя альтернатива Google Рекламе сейчас одна – «Яндекс.Директ». И здесь есть сложности: перегретые ниши, завышенная для большинства тематик стоимость, низкое качество площадок, иной принцип настройки кампаний. Но продвигаться и получать продажи в «Директе» можно. Если ваша компания сейчас в нокдауне из-за отключения объявлений Google, нужно как можно скорее мигрировать в «Яндекс.Директ».
Google блокирует российскую рекламу за рубежом
По данным издания Rusbase, Google начал блокировать аккаунты российских компаний, которые запускают рекламу своих продуктов и услуг на иностранную аудиторию. Уже известно о двух подобных случаях — одна из компаний занималась онлайн-образованием.
По данным представителей сервиса click.ru, который занимался запуском рекламных кампаний на зарубежную аудиторию после ухода Google, заблокированными таким образом оказались аккаунты многих отечественных бизнесов.
Еще полтора года назад — в марте 2022-го — Google запретила запускать такие РК, но не сказала ни слова о блокировках за нарушения этих правил. Теперь же выяснилось, что пытающиеся обойти ограничения Google предприниматели могут легко попасть в блок, а средства на их рекламных счетах окажутся замороженными.
Ждать разблокировки аккаунтов, по мнению экспертов, не стоит — из-за новых правил размещения рекламы это кажется очень маловероятным. Эти правила ограничивают показ рекламы тех бизнесов, о которых у платформы мало сведений. Таким образом, если российский предприниматель запускает РК и не раскрывает Google местоположение своего бизнеса, американская корпорация может ограничить показ рекламы и вправе не возобновлять его.
Читайте также:
YouTube снова тормозит — 6 способов обойти замедление [обновлено]
Регистрация каналов: новое противостояние Роскомнадзора и блогеров