Режима чрезвычайной ситуации пока нет ни в одном российском городе, но сообщения между областями могут перекрыть в любой момент. Вся страна либо на «каникулах», либо на удаленке. Этого оказалось достаточно, чтобы инфополе в интернете заполнилось сообщениями о том, что «бизнес можно хоронить».

Да, то, что должно было сдерживать распространение опасного вируса, в итоге перекрывает кислород бизнесу и лишает зарплат тысяч людей. Давайте разбираться, насколько все критично.

Праздник онлайна

За последние дни я пообщалась с руководителями компаний из разных сфер: диджитал, кондитерская, эко-косметика и выставочное арт-пространство. Все они находятся в разных концах страны. Меньше всего боится диджитал, но и то, только в том случае, если в качестве туза в рукаве они держали в заказчиках крупнейшие банки и телекомы страны. Небольшие веб-студии, которые работали на менее стабильных нивах, страдают так же, как и все.

В целом, IT-сегмент остается одним из наиболее благополучных в стране – хотя бы на общем «апокалиптическом» фоне. Просто потому, что он в меньшей степени связан с транспортировкой крупных грузов и людей. Да, компаниям, производящим «железо» с запчастями из Китая, пришлось и еще придется попотеть. Да, студии, ориентированные на пострадавшие от пандемии отрасли, должны искать других клиентов.

Однако, это айтишники изобрели удаленку, на которую сейчас спешно перешло огромное количество офисов.

Спрос на цифровые системы и устройства, помогающие организовать работу дистанционно, в последние недели кратно взлетел. К середине марта у крупнейших супермаркетов электроники на складах почти закончились ноутбуки. А рынок сервисов для видео-конференц-связи впервые за последние годы вырастет минимум на треть. Учеба, работа, развлечения и шопинг в онлайне тоже чувствуют себя хорошо. А что будет с остальными?

Запретить и не пускать

Со 2 апреля карантин продлили до конца месяца. Запретили все вылеты за границу и уже обсуждают аналогичный запрет по стране, закрыты театры, музеи, кинотеатры, цирки, фитнес-клубы, бассейны и аквапарки в Москве. В регионах делают так же. Срок простоя для этих организаций определен условно: карантин могут продлить еще немного или отменить в середине месяца. А вот все санатории закрыли сразу до 1 июня.

Пойду лучше куплю хлеба в онлайне

Российские школы и детские сады на каникулах. Для всех граждан старше 65 лет установлен карантинный режим, остальным рекомендовано лишний раз не выходить из дома, а если и выходить, то строго до ближайшего магазина или аптеки. С 29 марта в Москве и Подмосковье объявлена самоизоляция для всех жителей. Месяц сделали нерабочим: не должны функционировать офисы, магазины (кроме продовольственных и аптек), салоны красоты и общепит.

Таким образом, наиболее пострадавшие от пандемии сферы бизнеса очевидны.

«Необходима любая помощь»

Авиакомпаниям убытки от закрытия границ стоят больше 500 млн. рублей в день. Гостиницы по всей стране заполнены на 5–10%, 20 тыс. турагентств и 4,5 тыс. туроператоров на грани банкротств. Ивент-индустрия и сфера оффлайн-развлечений – в схожем положении. Закредитованные торговые центры предупреждают, что скоро никак не смогут рассчитываться по своим займам. Спортклубы прогнозируют коллапс.

Всем резко стало нечем платить зарплату, налоги, аренду и кредиты. Во всех этих сферах уже начались массовые сокращения.

Владельцы ресторанов и кафе просят помощи у своих гостей в личных соцсетях. Предлагают подписки на свою продукцию на будущее и бесплатную доставку. Питерские бары впервые в истории готовы доставлять еду и напитки на дом.

«Оффлайновые точки пока в очень сложной ситуации, я и команда делаем все, что в наших силах, чтобы выплачивать зарплаты моим дорогим ребятам. Сейчас всем в малом бизнесе просто необходима любая помощь, поэтому купите стаканчик кофе или шоколада в любимом кафе, закажите хендмейд-свечку или красивую домашнюю одежду у маленьких крафтовых производств. Это даст ресурс вам и, возможно, спасет чей-то бизнес» – из аккаунта кондитерской Brownie Mama в «Инстаграм».

Предприятия, скошенные коронавирусом, различаются по масштабу, но в одинаково бедственном положении. Пока айтишники рассказывают, какая система управления проектами лучше в условиях домашнего офиса, – эти бизнесы объединились по отраслям и написали президенту одно и то же послание: без помощи мы умрем, помогите.

Бенефициары самоизоляции

Тем временем где-то на противоположном полюсе новой реальности тихо пикают платежные терминалы. Это зарабатывают компании, которым вирус несет прибыль.

Рост выручки по итогам 2020 года ждет производителей не только средств онлайн-связи, но и презервативов, лубрикантов и секс-массажеров. Во всяком случае, Ozon недавно пронаблюдал трехкратный рост продаж по этим позициям относительно среднегодовых показателей – как только стало ясно, что люди в стране скоро надолго засядут по домам.

«Перекресток» вынужден экстренно расширять штат курьеров и автопарк. Объем заказов вырос в десятки раз. Компания просто не справляется.

30 дней карантина: как изоляция повлияет на бизнес в России

Кроме того, Ozon (а с ним и Wildberries, E-Bay и «Беру») констатировал кратные скачки вверх по всем другим способам разнообразить досуг. Настольные и компьютерные игры, онлайн-кинотеатры, паззлы и сборные модели самолетов – всему этому самоизоляция сыграла на руку. Многие россияне вдруг вспомнили, что давно не вышивали, не плели из бисера и не вязали. Товары для рукоделия у разных ритейлеров также подскочили в продажах на 20–80 %.

Перспективным вариантом для стартапа в современных условиях выглядит бункерная. Потому что, помимо настолок, потребителям понадобились и по-настоящему надежные места, где в них можно сыграть.

Правда, не всем, а только состоятельным жителям столицы и Подмосковья. О росте спроса на бункеры заявил основатель компании, который 15 лет занимается строительством «частных защитных сооружений премиум-класса» стоимостью от 1 млн. рублей. При обычной производительности в 2–3 объекта в месяц, эта фирма заполучила 8 заявок на самое ближайшее время.

Наступило время читать и саморазвиваться

Если к бункерам душа не лежит, можно сдать какой-нибудь дом в Подмосковье. Жители столицы, не созревшие для бронированного убежища, захотели пересидеть карантин хотя бы на природе. Востребованность аренды загородных домов в пригороде столице выросла на 90 % после объявления о «карантинном отпуске» с 30 марта. Это констатировали аналитики «Avito Недвижимость». Их коллеги с «Циана» также обнаружили рост спроса на долгосрочную аренду загородной недвижимости на 69 %.

Еще можно было бы рекомендовать написать или издать книгу про какой-нибудь вирус, но уже поздновато. Вот писатель Ричард Престон спохватился заранее и теперь его том «Эпидемия» с рассказом о четырех опасных вирусах до «короны» вот-вот поступит в продажу в России, а издательство «Бомбора» выручит на этом не менее 3,4 млн. рублей. «Эксмо» и «Альпина Паблишер» также зафиксировали увеличение популярности любых книг о вирусах.

Наконец, самые очевидные отрасли, переживающие пандемию не только без потерь, но и в плюс, – конечно, фармацевтика и биотехнологии.

Кризис – это новые санитайзеры

Есть и предприниматели, которые не попали ни в черный список жертв, ни в перечень счастливцев выше. Но тоже не растерялись. Они использовали пандемию для выхода на новый для себя рынок. Кто вынужденно, кто – по вдохновению.

Владелица кондитерской предложила на суд своей аудитории в «Инстаграм» новые форматы работы в условиях кризиса: добавить в ассортимент супы в емкостях 1–2 л с доставкой или наборы для выпечки «Сделай сам». Основатель московского бренда одежды оперативно запустил линию футболок и других вещей с актуальными принтами и надписями. Только за 1,5 месяца выпуска «ситуативной одежды» он получил 1 млн. рублей чистой прибыли.

Крупные и нишевые бренды косметики тем временем обратили взор на рынок санитайзеров – товар, который в период вирусной атаки сразу стал нужен всем. Гиганты мирового рынка стали производить такую продукцию в благотворительных целях. Однако небольшие российские марки не в том положении, чтобы дарить. Поэтому такие стали выпускать антисептики для широкой продажи.

Так поступили компании Windsor's Soap, Ansaligy, Mixit и другие. Последний бренд отдал под производство санитайзеров все свои мощности, часть продукции отправляя на благотворительные нужды, часть – продавая.

Переживем и построим заново

При всей туманности будущего сейчас не надо быть прорицателем для общего прогноза по малому и среднему бизнесу в России. Будет тяжело, а ситуативные бизнес-направления и всплески продаж в определенных нишах закончатся вместе с пандемией.

Правительство, конечно, пообещало «наиболее пострадавшим от кризиса» поддержку. Это каникулы на полгода от всех налогов, кроме НДС, двукратное снижение страховых взносов, кредитные каникулы для пострадавших от коронавируса и мораторий на банкротства.

Но многим все равно тревожно. В такой ситуации остается только одно: объединятся и искать новые решения. Переходить на онлайн-доставку, перестраивать работу, искать новые направления развития. Мы в TexTerra подготовили для бизнеса быстрые решения, снизив цены на наши услуги. Давайте держаться вместе.

#
Бизнес События Мнение
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Читайте также