Для полноценного развития компании необходимо оценивать не только внутренние, но и внешние факторы, влияющие на продукт и бизнес.

В этой статье рассказываем про способ эффективного анализа внешней среды.

Что такое PEST-анализ

PEST-анализ — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.

Значение PEST-анализа для бизнеса заключается в том, что он позволяет оценить внешнюю среду компании, выявить вероятные риски и возможности, а также определить стратегию развития бизнеса с учетом влияния внешних факторов.

PEST-анализ включает в себя следующие составляющие:

  1. Political – политические факторы, к которым относятся:
    • внешняя политика государства;
    • внутренняя политика государства;
    • внешние факторы других стран, которые влияют на государство, в котором находится бизнес;
    • налоговая политика;
    • программы, направленные на стимулирование бизнеса и регулирования рынка;
    • и другие.
  2. Economic – экономические факторы, к которым относятся:
    • ВВП;
    • покупательская способность населения;
    • курсы валют;
    • доступность кредитов;
    • и другие.
  3. Social – социально-культурные факторы, среди которых можно выделить:
    • уровни рождаемости и смертности;
    • уровень образования, включая образование в области, в которой работает компания;
    • миграционная политика;
    • трации отдельных регионов, которые могут влиять на бизнес компании;
    • и другие.
  4. Technological – технологические факторы, среди которых:
    • доступность технологий;
    • уровень развития технологий;
    • уровень интернетизации населения;
    • инвестиции в НИОКР, в том числе и инвестиции конкурентов в эту сферу;
    • и другие.

PEST-анализ помогает принимать продуманные решения, адаптироваться к изменениям во внешней среде и достигать поставленных целей.

Как провести PEST-анализ

Для проведения PEST-анализа необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Определить цель анализа. Для чего вы проводите PEST-анализ и почему этот вопрос актуален сейчас.
  2. Собрать информацию о каждом аспекте. Используйте открытые источники информации, такие как новостные статьи, отчеты, статистика и так далее. Если есть доступ к инсайдерской информации, можно использовать и ее.
  3. Оценить влияние каждого аспекта на ваш бизнес. Определите, какие аспекты являются наиболее важными для компании и продукта. Например, если вы имеете собственный штат разработчиков, то уход с рынка готовых IT-решений от иностранных компаний может сыграть вам в плюс – вы сможете предложить рынку свои решения. А если у вы, наоборот, пользуетесь готовыми решениями иностранных компаний, то их уход с рынка негативно скажется на работе вашего продукта.
  4. Разработать стратегию развития бизнеса с учетом влияния внешних факторов. На основе проведенного анализа определите, какие действия необходимо предпринять для адаптации к изменениям во внешней среде.

Помните, что проводить PEST-анализ необходимо регулярно. Внешняя среда постоянно меняется, и регулярный анализ позволяет оставаться в курсе последних тенденций и изменений. Чем более динамична внешняя среда, тем чаще необходимо проводить PEST-анализ.

Пример PEST-анализа

Для примера рассмотрим компанию, которая занимается производством и продажей экологически чистых продуктов питания. Вот как может выглядеть PEST-анализ для этой компании:

Политические факторы:

  • изучение законодательства в области экологии и защиты прав потребителей;
  • анализ мер государственной поддержки производителей экологически чистых товаров;
  • изучение международных стандартов качества и безопасности продукции с перспективой принятия этих стандартов внутри страны-производителя и/или с перспективой выхода на зарубежные рынки.

Экономические факторы:

  • оценка уровня инфляции и процентных ставок по кредитам;
  • динамика курса национальной валюты;
  • оценка перспектив экономического роста или спада.

Социальные факторы:

  • изменение потребительских предпочтений в сторону здорового образа жизни и экологически чистых продуктов;
  • рост спроса на органические продукты.

Технологические факторы:

  • развитие технологий производства экологически чистых продуктов;
  • внедрение новых методов упаковки и хранения продуктов.

На основе этого анализа компания может выдвинуть гипотезы и разработать стратегию развития бизнеса, которая будет учитывать влияние внешних факторов. Например, компания может сосредоточиться на производстве продуктов с длительным сроком хранения, чтобы снизить потери от порчи продукции.

Или же она может инвестировать в разработку новых технологий производства, чтобы повысить качество и конкурентоспособность своих продуктов.

А если PEST-анализ покажет падение спроса на продукцию на внутреннем рынке, компания может переключиться на дистрибуцию своих товаров за рубеж.

Можно ли использовать PEST, как самостоятельный анализ?

Марина Сумкина, аккаунт директор TexTerra:

«PEST-анализ обеспечивает глубинное исследование внешней среды компании. Но он же хорош и в сочетании другими методами анализа. Так, например, PEST может быть частью конкурентного анализа, особенно когда компания выходит в новый для нее регион.

Также PEST хорошо дополняет SWOT-анализ — это метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории:

  • Strengths (сильные стороны) — преимущества компании и/или продукта;
  • Weaknesses (слабые стороны) — недостатки компании и/или продукта;
  • Opportunities (возможности) — факторы внешней среды, которые компания может использовать для развития;
  • Threats (угрозы) — внешние факторы, которые могут нанести ущерб компании.

И как раз PEST-анализ позволяет более детально разобрать внешние возможности и угрозы. Так что все эти исследования помогают понять перспективы компании. При разработке стратегии комплексного продвижения, мы учитываем все эти факторы».

Заключение

PEST-анализ – это эффективный инструмент глубокого изучения факторов внешней среды, влияющих на бизнес. Он позволяет сделать выводы и сформировать гипотезы стратегического развития компании на основе анализа большого массива данных.

Но как и у любого инструмента, у него есть свои особенности:

  • для получения репрезентативных данных необходимо проанализировать большой массив информации – это занимает много времени и требует участия целой команды специалистов;
  • в динамичной экономической, внутри и внешнеполитической среде данные быстро теряют свою актуальность, что требует более частого проведения PEST-анализа.

Выводами и формированием гипотез лучше также заниматься в команде, чтобы снизить вероятность субъективных суждений и обеспечить всестороннее рассмотрение собранных данных.

Читайте также:

Анализ XYZ: применение в логистике и торговле

ABC анализ продаж для бизнеса: зачем нужен и как его провести

Программы для анализа данных: обработка, аналитика, системата цзя

#
Продвижение
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.