Не так давно «Яндекс» порадовал пользователей аналитического инструмента «Метрика 2.0» новой возможностью. Теперь можно задавать цели на клики по интересующим вас элементам сайта, не прибегая к правке кода. Значит, маркетологи смогут самостоятельно отслеживать клики: достаточно настроить автоматическую цель.

Давайте разберемся, какие возможности для аналитики открывает данное нововведение, и действительно ли с помощью него можно избавиться от постановки ТЗ разработчику.

Что такое цели в «Метрике» и зачем они нужны

Для начала напомним, что такое цели в «Метрике», для чего они нужны. Если вы уже опытный пользователь этого инструмента, смело переходите в следующий раздел.

Часть элементов на вашем сайте выполняют более важные функции, чем все остальные. От того, как пользователи с ними взаимодействуют, может строиться анализ работы всего ресурса. Такие элементы принято называть целевыми, и вот небольшой их список.

  • Формы отправки заявок. Если пользователя заинтересовало ваше предложение, он сможет отправить заявку через форму на сайте.
  • Корзина и модуль оформления заказа. Без этих элементов не обходится ни одна воронка продаж интернет-магазина.
  • Подписка на обновления, рассылки, дайджесты. Если ваш сайт посвящен текстовым материалам, такая подписка – однозначный мастхэв.
  • Кликабельные кнопки и поверхности. Используя элементы «узнать больше», «добавить в корзину», «перейти к заказу», пользователь демонстрирует свой интерес, а значит, маркетологу нужно отслеживать клики.
  • Ссылки на e-mail, кликабельный телефон, мессенджеры. Сегодня без этого просто никуда.

Чтобы отслеживать использование целевых элементов, вам понадобится задать цели в «Метрике».

Существуют цели, показывающие число переходов на нужную страницу. Они не требуют участия разработчика, и вы можете просто задать нужный URL во время их настройки:

Создаем цель на посещение целевой страницы сайта

Такая цель подойдет, когда, например, после отправки заявки с сайта пользователь попадает на отдельную страницу с благодарностью за заказ. Введите ее адрес в условие «url: содержит», и теперь каждый раз, когда посетитель переходит на заданную страницу, счетчик цели будет увеличиваться на 1.

Такие возможности сайты предоставляют нечасто, а значит, вам потребуются цели на клик по нужному элементу или отправку формы. Как можно увидеть на скрине выше, вы можете создавать такие цели в «Яндекс.Метрике».

Ранее все подобные цели в «Метрике» задавались как JavaScript-событие:

Создаем цель на событие JavaScript с идентификатором buy_click

В блоке «Код цели для сайта» вы видите код, который нужно разместить на сайте в разделе элемента, который вас интересует. Если вы используете конструкторы, вы можете обойти этот момент, но индивидуализированные сайты с собственным движком такой возможности не предоставляют. Поэтому раньше вам потребовалось бы участие разработчика или правка кода собственными руками.

Стоит ли говорить, что это не самый процесс приятный? Вставки могут повредить работоспособность элемента, увеличивают общий объем кода и заставляют вас объяснять разработчикам всю суть задачи. В некоторых случаях добавление целей на сайт еще и тратит ваши деньги, если вы платите программисту сдельно.

«Яндекс» пошел маркетологам навстречу и создал новую функцию – автоматические цели, речь о которых и пойдет далее.

Что входит в обновление «Яндекс.Метрики»

После обкатки новых инструментов «Метрика» начала выдавать пользователям сообщение, что создание автоматических целей теперь доступно каждому:

Если вы активно пользуетесь «Метрикой», уже должны были увидеть уведомление

Как можно было заметить, вы уже можете создавать цели на отслеживание кликов без правки кода вручную.

«Метрика» идет дальше и позволяет включить автоматическое отслеживание целевых действий на сайте и реализацию их в интерфейсе в виде новых автоцелей.

Если вы нажмете на «Включить», картина будет следующей:

«Метрика» начала поиск целевых событий на сайте для реализации их в виде автоцелей

Начинается поиск важных (целевых) событий, происходящих на вашем сайте. К ним, по версии «Яндекса, относятся:

  • Клики на e-mail. Любые адреса электронной почты на сайте, в которые вшита ссылка с указанием mailto:.
  • Клики на номера телефонов. Все номера, которые сделаны кликабельными с помощью tel: в ссылке.
  • Клики по кнопкам и кликабельным поверхностям. «Метрика» распознает теги a, button, div и input.
  • Переходы в мессенджер. Если вы задали на сайте ссылки на WhatsApp, Viber, VK Messenger, Facebook Messenger и т.п., то переходы по этим ссылкам будут отслеживаться автоматически.
  • Отправка формы. В учет идут все формы, содержащие тег form и соответствующие параметры идентификатора (id), имени (name) или пути к DOM-элементу.
  • Скачивание файлов с сайта. Учитываются все популярные расширения: архивы, приложения, офисные документы, аудио и видео.
  • Поиск по сайту. Цель срабатывает, если пользователь ищет информацию с помощью адресов с тегами q, text, query или search.

Когда данные начнут поступать, в меню «Цели» «Яндекс.Метрики» появятся соответствующие автоцели, которые так и обозначены – «автоцель».

Вы можете просматривать автоматические цели в соответствующем разделе, использовав фильтр по автоцелям

Хорошая новость: если у вас и так уже задано много целей в списке (всего поддерживается до 200 на аккаунт): автоцели не учитываются в этом подсчете, а значит, их можно смело включать.

Если вы случайно закрыли рекламную плашку, всегда можете включить автоматические цели в меню «Настройка»:

Включение автоцелей через меню «Настройка» «Яндекс.Метрики»

Пока цели создаются, можно обсудить саму суть методики подобного целевого отслеживания.

Новые автоматизированные цели в «Метрике»

На самом деле, возможность создания автоцелей – лишь финальная часть обновления «целевого» раздела «Яндекс.Метрики». За несколько месяцев до этого появилась возможность задавать отслеживание кликов, отправок форм и данных вручную и без привлечения разработчика. Рассмотрим эти возможности подробнее.

Часть рабочих процессов и правда можно автоматизировать, но только не разработку ресурсов с нуля. Создадим сайт под ключ – функциональный, грамотно оптимизированный под поисковые системы и учитывающий особенности вашей ниши.

Еще раз перейдем в меню «Цели», нажмем на «Добавить цель» и откроем форму добавления новых:

Добавление новой цели «Клик по номеру телефона»

Например, первая новая цель из списка – клик по номеру телефона. Вы можете настроить как отслеживание всех кликов по всем номерам, так и выбрать конкретный указанный на сайте номер. Вводите его именно так, как указано в коде с тегом tel:

Узнаем телефонный номер в ссылке через режим разработчика

Добавьте цель, и клики на выбранный телефонный номер будут отслеживаться «Метрикой».

Аналогично можно создать цели на клик по e-mail или переход в мессенджер. Здесь интуитивно все понятно, и вы без труда начнете отслеживать такие действия.

Интереснее со следующими целями. Например, с отправкой формы:

Чтобы не разбираться в том, какая форма отслеживается, «Метрика» предлагает перейти на сайт и выбрать нужную

Если на сайте используется несколько форм, лучше будет отслеживать каждую отдельно. Поэтому переключите цель с «Все формы» на «Конкретная» и нажмите «Перейти и выбрать форму».

Интерфейс сайта дополнится элементами, обозначающими найденные «Метрикой» формы:

Так «Яндекс.Метрика» обозначает найденные на сайте формы

Наведите курсор на такой элемент и кликните левой клавишей. Снизу появится блок «Добавить к цели». Нажмите на кнопку, и вас вернет обратно к настройке цели:

Форма задана в настройках цели. Остается ввести название

В поле «Конкретная форма» появится адрес формы, которая будет отслеживаться после создания цели. Введите название и добавьте цель в «Метрику».

Далее можно задать целевые срабатывания на клик по кнопкам и другим элементам сайта. Создадим цель «Клик по кнопке»:

Цель, отслеживающая клик по кнопке. Можно выбрать конкретную страницу сайта

Обратите внимание, что можно задать отслеживание не только на главной, но и на других посещаемых страницах сайта. Нажмите на URL в соответствующем поле или начните вводить адрес страницы вручную, а «Метрика» выдаст подходящие варианты во всплывающем списке.

Далее действуем по отработанной схеме: жмем на «Перейти» и попадаем на страницу сайта, где «Метрика» отмечает кликабельные элементы.

Наведите курсор на кнопку и увидите возможность для ее отслеживания

Проделываем все то же, что делали с формой, и возвращаемся в настройку цели.

Кнопка в настройках цели выбрана. Остается сохранить цель

Когда вы задаете адрес кнопки или формы, то делаете это на конкретной странице сайта. Если на других страницах сквозной элемент «кнопка» или «форма» заданы по другому адресу, то они отслеживаться данной целью не будут.

Внимательно исследуйте или уточните у разработчика, одинаково ли размещаются сквозные элементы на сайте. В случае несоответствия «Метрика» будет отслеживать только заданный ей на определенной странице элемент.

Как мы видим, создание подобных целей удобно для маркетолога, не планирующего постоянно править код сайта, но влечет за собой вопрос корректности и полноты задания верных адресов для отслеживаемых элементов.

Что учесть при работе с автоцелями

Вернемся к автоцелям. Как мы теперь понимаем, автоматические цели выполняют ту же работу, что и заданные вручную, только для них «Яндекс.Метрика» сама ищет элементы на сайте.

Плюсом здесь будет являться возможность сразу задать все целевые действия на отслеживание, не настраивая цели для каждого, что в целом упрощает работу маркетолога.

Но есть несомненный минус: при наличии разных элементов на одном сайте вы получите суммарное число кликов, отправок и переходов, и не будете знать, какой конкретно блок «сработал» в данном случае.

То есть, если ваш сайт не изобилует кнопками, формами и телефонными номерами, смело включайте и пользуйтесь автоматическими целями.

Не знаете, как оценить свой сайт? Обратитесь за его аудитом к специалистам TexTerra: найдем и исправим недоработки, увеличим трафик и подготовим план развития.

Если арсенал ресурса объемен и требуется разграничивать целевые действия, то лучше использовать цели, заданные вручную. Пользуйтесь теми способами, которые мы разобрали в предыдущем разделе.

Автоматические цели в «Яндекс.Метрике»

Если же вы все-таки используете автоцели, учтите следующее:

  • Вы можете отредактировать некоторые параметры таких целей. Для этого нажмите на значок карандаша справа. Можно изменить название, доход и присвоить значение «ретаргетинговая».
  • Можно удалить цель, при этом накопленные данные также исчезнут. При создании цели заново они уже не восстановятся.
  • Счетчик фиксирует срабатывание одной и той же цели не чаще раза в секунду. Так что для массовых порталов такая цель может не подойти.
  • В рамках одного визита пользователя «Метрика» может зафиксировать срабатывание не более 400 различных целей.
  • При редактировании счетчика или цели, накопленная ею информация не изменится.

Стоит ли использовать автоматические цели в «Яндекс.Метрике»

Да, но следует понимать готовность вашего сайта. Возможно, задание целей на формы и кнопки вручную будет лучшим вариантом: так вы точно разделите целевые данные по разным элементам, сможете вычленить только нужную информацию и будете уверены, что счетчик собирает ее правильно.

Блокировщики рекламы и счетчиков аналитики могут отключить ваш счетчик, в том числе и в плане срабатываний автоцелей.

Насколько верно фиксируется работа сайта такими целями, пока неизвестно. Они были внедрены не так давно, так что пользователи и веб-аналитики пока не успели сделать однозначные выводы.

Попробуйте задать автоцель, цель на отслеживание вручную и цель со вставкой в код сайта и проанализировать число срабатываний. Также вы можете оставить свое мнение и опыт в комментариях, чтобы мы могли вместе определиться в целесообразности использования новых инструментов от «Яндекса».

И помните: чем больше вы знаете о работе вашего сайта, тем ближе будете к приведению его в идеальный для аудитории вид.

#
Новости Гайды Разработка Яндекс
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.