Зампред комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин разрабатывает законопроект, согласно которому все платформы, имеющие даже намеки на рекомендательные алгоритмы, должны будут предоставить пользователям возможность их отключать. Разбираемся в последствиях, которые ждут компании, если законопроект будет принят в том виде, в котором он есть сейчас.
Закон о рекомендательных алгоритмах – автор
Работа над законопроектом о регулировании рекомендательных алгоритмов началась год назад — в октябре 2021-го. Тогда депутаты Госдумы мотивировали необходимость в нем тем, что алгоритмы могут «вызывать социальные конфликты».
Теперь законопроект в своем первоначальном варианте попал в распоряжение журналистов издания «Коммерсантъ». По данным издания, формулировки в законе «максимально широкие» и предусматривают регулирование всех сервисов, которые так или иначе используют пользовательские данные для составления рекомендаций по выбору контента или товаров.
Таким образом, регулирование может коснуться и онлайн-кинотеатров, и маркетплейсов, и сервисов с алгоритмическими лентами, такими как Дзен, Пульс и VK. Если закон примут, эти компании должны будут предоставлять пользователям возможность отключать на своем сайте и в приложениях алгоритмы, использующие личные данные юзеров для составления персональных рекомендаций.
На данный момент документ предварительно направлен в аппарат Госдумы, и, если все пойдет по плану депутата Горелкина, законопроект могут принять до конца года. Автор законопроекта так комментирует влияние нового регулирования на российские компании: «Рассматривать его влияние на отдельные сервисы или направления, на мой взгляд, было бы неправильно».
Напомним, что Антон Горелкин является автором ряда резонансных законопроектов, таких как закон об ограничении иностранного владения в российских интернет-компаниях, инициатива по предоставлению приоритета трафику для отечественных онлайн-сервисов, а также признания Фонда Викимедиа (владеет «Википедией») иностранным агентом.
Также, если верить тексту проекта, Роскомнадзор сможет запрашивать у владельцев сервисов данные, связанные «с предоставлением или распространением информации с применением рекомендательных технологий».
Во что это обойдется бизнесу?
Техническая реализация отключения алгоритмов не отнимет много ресурсов — сервису нужно будет добавить кнопку и небольшой фрагмент кода, дезактивирующий рекомендательные скрипты.
Но проблема тут в другом. Благодаря рекомендательным алгоритмам сервисы могут предлагать пользователю то, что ему понравится с большей вероятностью. Будь то книги, сериалы, статьи или товары, такие алгоритмы повышают вовлеченность пользователей, позволяют им находить наиболее выгодные на рынке предложения, а также поддерживают продавцов, помогая им продавать больше.
Маркетплейсы, получающие, наверное, наибольшую финансовую выгоду от рекомендательных алгоритмов, уже оценили возможные потери от введения такого регулирования в 100 миллиардов рублей в год. По мнению президента Ассоциации компаний интернет-торговли Артема Соколова, введение регулирования рекомендательных алгоритмов отбросит интернет-магазины на 20 лет назад, когда они были просто каталогами товаров.
Конечно, не совсем понятно, каким образом компании получили такие цифры, ведь закон, если он будет введен, обяжет лишь предоставлять пользователям возможность отключать алгоритмы. Полный запрет рекомендательных скриптов, конечно, серьезно подорвет доходы бизнеса, который их использует, но пока у пользователей есть возможность управлять включением и выключением алгоритмов по своему усмотрению, скорее всего, многие не станут отказываться от них.
Читайте также:
Россияне против рекомендательных алгоритмов – результаты опроса
Давайте теперь запретим алгоритмы: новый законопроект о соцсетях – уже на подходе