23 июня умер Юрий Шатунов – лидер легендарной (как бы к ней ни относиться) группы «Ласковый май». Ему было 48 лет. Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность, сообщили врачи Домодедовской центральной больницы.
И если хотя бы парочку песен «Ласкового мая» без проблем вспомнит если не каждый первый, то каждый второй читатель даже сегодня, спустя тридцать лет после успеха группы, маркетологам он запомнится не этим. Популярность группы и ее солиста – результат умелого позиционирования продукта, выстраивания работы, исходя из особенностей целевой аудитории, масштабирования проекта.
Охват разных целевых групп
«Ласковый май» работал с запросами разных групп целевой аудитории. Коллектив пришелся по душе и женщинам 40+, и условным ровесникам.
Для первых давили на жалость: участники «Ласкового мая» были воспитанниками (или псевдо-воспитанниками) детских домов. А ровесникам преподносили историю Шатунова и группы как образец «достигаторства» – как можно всего добиться с нуля. Ну и, конечно, был приятный бонус – Разин отрицал, что в коллектив попадали только дети-сироты, главным критерием была внешность: «Я брал в коллектив только красивых людей. Считал, что с плохой внешностью вообще нельзя выходить на эстраду».
Так что каждый (и каждая) мог найти в «Ласковом мае» что-то особенно приятное и важное именно ему (ей).
Умножение успеха
Восьмидесятые и девяностые были временем, когда почти каждая успешная поп-группа «размножалась». Помимо основного состава с «настоящими» артистами (теми, которые позировали на фотографиях и постерах), формировалось еще несколько составов. Благодаря этому группа могла одновременно выступать в двух-трех-семи разных городах. Качество выступлений при этом не страдало, поскольку они все равно проходили под фанеру.
Несколько составов было, например, у «Кар-мен» и «Миража». Но такая масштабируемость и само понятие концертного «чеса» остались связанными прежде всего с «Ласковым маем» – просто потому, что именно они по итогу оказались самыми известными.
Не оцениваем честность по отношению к зрителю, но с точки зрения бизнес-показателей и увеличения прибыли модель гениальная. Автором ее стал продюсер «Ласкового мая» Андрей Разин. «Мы были самым гастролирующим коллективом, и по сей день ни один артист не переплюнул нас по популярности», – рассказывал он в интервью.
Модель с несколькими составами работала потому, что музыки, отвечающей в конце 80-х массовому запросу, было мало. «Ласковый май» заполнил пустующую нишу. Кроме того, почти никто не знал, как выглядит солист. Отличный пример, как недостаток информации можно обратить себе на пользу.
Андрей Разин – человек, стоявший за популярностью «Ласкового мая». Фото – соцсети героя
Нас приглашали спасать заведомо провальные гастроли. В «Олимпийский» [в 1989 году – прим. ред.] пригласили Латойю Джексон. Вместо 30 тысяч билетов, как рассчитывали, продали всего 2 тысячи. Как вы думаете, кого пригласили в первое отделение спасать зарубежную звезду? После того, как в афишу поставили «Ласковый май», за один день продали 30 тысяч билетов!
Из интервью Андрея Разина
Юрий Шатунов продолжал выступать и в 21 веке, возвращая повзрослевших сверстниц на тридцать лет назад. Отношение к его песням могло и может быть разным, но Шатунов и «Ласковый май» стали народными героями и навечно встроились в российскую культуру.